Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

Тематическая выставка традиционных изделий из глины «Гончарство. Глиняная игрушка» из фондов ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

Тематическая выставка традиционных изделий из глины «Гончарство. Глиняная игрушка» из фондов ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

Народные художественные промыслы и ремесла Рязанской области являются неотъемлемой частью русской культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции. На Рязанщине зародилось и развивалось разнообразное множество народных промыслов и ремесел. В настоящее время сохранились такие предприятия НХП как ЗАО «Труженица» (михайловское численное цветное коклюшечное кружево), ООО «Кадомский вениз» (белое ажурное игольчатое кружево), ЗАО «Скопинская керамика» (фигурная поливная керамика), ООО «Шиловская лоза», и ремёсла: художественная ковка, резьба по дереву, плетение из природных материалов, гончарство, глиняная игрушка, текстильная кукла, вышивка, кружевоплетение, бисероплетение и т.д. Все они приобрели широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом.

Министерство культуры и туризма Рязанской области, ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества уже в третий раз проводят - 9 февраля 2021 года - Единый День народных промыслов и ремёсел Рязанской области, который в этом году посвящен важному разделу этнографии - художественной обработке глины. Традиционному, очень массовому ремеслу, которое и сейчас востребовано, и стремительно развивается.

Традиционно в каждом уголке Рязанщины, испокон века, использовалась глиняная посуда и игрушка, а нередко и изготавливалась на местах.

Практически в каждом из 29 муниципальных образованиях Рязанской области и сейчас есть мастера, педагоги, работники дополнительного образования, которые изучают, сохраняют и пропагандируют гончарство и глиняную игрушку. Самыми активно работающими в этом направлении являются: Сапожковский, Скопинский, Кораблинский, Пронский, Рыбновский, Шацкий, Шиловский районы и города Скопин, Касимов и Рязань.

Инновационное мероприятие «Гончарство. Глиняная игрушка» одновременно пройдёт онлайн в 29 муниципальных образованиях Рязанской области на базе клубов, СДК, ГДК, РДК, МКЦ, ДШИ, студий, музеев, библиотек, Центров развития творчества, Центров народной культуры, Центров промыслов и ремёсел, а также образовательных учреждений (детские сады, школы, Центры развития детского творчества, лицеи, гимназии, колледжи, ВУЗы).

В программу проведения Единого Дня промыслов и ремёсел Рязанской области «Гончарство. Глиняная игрушка» войдут онлайн-мероприятия: выставки, ярмарки, творческие конкурсы, мастер-классы, творческие встречи с мастерами, выступления краеведов, дефиле, тематические концерты и театрализованные программы, документальные и художественные кинопоказы об истории и деятельности НХП Рязанской области.

В рамках открытия Единого Дня народных промыслов и ремёсел Рязанской области Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию тематическую виртуальную выставку традиционных изделий из глины «Гончарство. Глиняная игрушка» из фондов ГБУК «РОНМЦ НТ», которая является седьмым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины». В данную экспозицию вошло около 100 экспонатов.

Гончарство

Не одно столетие насчитывает история народных промыслов и ремесел. На протяжении многих веков они являлись неотъемлемой частью обыденной жизни, обеспечивая предметами быта самые широкие слои населения. За последние 100 лет многим ремеслам пришлось пережить забвение. Но время показало, что сохранение неповторимого облика региона невозможно без хранителей уникальной истории и культуры рязанского края.

Уникальный промысел, гончарная сказка Скопина... Эти эпитеты от­носятся к гончарству - визитной карточке скопинской земли. Искусство мастеров настолько своеобразное, яркое, что не каждый может сразу понять его и проникнуться благоговейным отношением к нему. А уж если получилось постичь всю его красоту и мощь, то оторваться уже невозможно.

На Рязанщине, кроме известного Скопинского промысла, существовали и другие центры гончарства в Сапожковском (д. Александро-Прасковьинка), Касимовском (д.Вырково, д. Ерыгино) и Шацком (с.Демидово) уездах.                                        

Горшечное дело на Рязанщине часто сопровождалось производством игрушек: свистулек и простейших фигурок. Археологические раскопки в городище Старая Рязань (Переславль Рязанский), р/п Шилове (г.Нерск) подтверждают наличие глиняных игрушек наряду с глиняной посудой. Посуда и игрушки каждого центра отличались своеобразием. Объяснялось это не только художественными особенностями сложившихся «школ» гончарного искусства, но и чисто утилитарными, практическими моментами. Свойства местной глины, приёмы её обработки, режим и способ обжига, сложившийся характер декора и многие другие особенности отличают изделия разных местностей.

                    

 

Скопинская глиняная игрушка

Началом развития скопинского промысла признан 1640 г. Именно в этом году среди списков населения зафиксировано имя первого скопинского гончара Демки Киреева, Бердникова сына. Первое время скопинский промысел был ничем не примечателен, гончарами производилась посуда, черепица, кирпич и печные трубы из глины. Изначально здесь делали крестьянскую посуду, которая, благодаря особому обжигу в закрытом задымленном горне, имела черный цвет, лепили так же покрытые характерной местной глазурью (преимущественно коричневой и зелёной)  фигуры крестьян, городских персонажей, а иногда и целые жанровые сценки, взятые порой прямо из повседневной жизни города.

          

Такие работы по своему назначению не являются игрушкой в полном смысле, а приближаются к небольшой скульптуре, мелкой пластике, настолько развито в них сюжетное начало и тщательно проработаны детали лиц и одежды. В такой трактовке можно видеть свойственную скопинским гончарам любовь к скульптурной форме.

Начало развития скопинской декоративной керамики приходится на вторую половину XIX-го века. В этот период скопинскими мастерами стали изготавливаться превосходные творения - глазированные фигурные сосуды, многоярусные подсвечники причудливых форм, украшенные лепниной в виде невиданных зверей, птиц и рыб.

1970–1980-е годы можно по праву назвать «золотым временем», когда в Скопине в полную силу работал ряд прекрасных керамистов, чьи произведения находятся в крупнейших музеях нашей страны: М.М. Пеленкин, С.И. Поляков, Н.К. Насонова, М.А. Линева, А.В. Курбатова, А.И. Рожко. 
В ХХ веке традиция создания игрушки в Скопине прервалась. Даже в период возрождения промысла к ней практически не обращались. Новая волна интереса к ней возникла в 1990-е гг., когда пришедшие на промысел мастера, такие как Т.В. Лощинина, О.Н. Громова, Н.В. Годовикова, Л.Б. Шишкина, И.И. Курова, вновь обратились к игрушке, увидели в ней богатые возможности соединения народного духа и собственного авторского видения.

Далее в процесс создания скопинксой керамики и в т.ч. глиняной игрушки включилась целая плеяда талантливых художников-мастеров, среди которых - ныне известные в России и за рубежом - Ирина Анатольевна Якушкина и Александр Анатольевич Якушкин  (Лауреат Всероссийской премии «Душа России»). По примеру своих предшественников, современные мастера обращаются к городским и деревенским типажам, нередко объединяя их в сложные жанровые композиции. Освоили скопинские мастера и производство свистулек, в целом мало характерное для местного промысла. 
    На современном этапе развитие скопинской глиняной игрушки носит всё более авторский характер, хотя во многих работах мастеров прослеживается мощная опора на традицию.

Демидовская игрушка

Село Демидово Шацкого района Рязанской области – ещё один старинный центр гончарства. Некогда здесь было около 400 домов. Почти в каждом доме был ручной круг, на котором вытягивали жаровни и чашки, махотки, молоканники, корчаги, кувшины. Почти в каждом доме были «грядки» (полки, протянувшиеся от печи к стене для сушки посуды). Посуду делали круглый год. Обжигали каждую неделю в земляном горне. Лепили здесь и игрушки. Это было, главным образом, женским занятием. Барынь, петухов, всадников расписывали пёрышком, перышки же вставляли и в шляпки барынь и всадников.

В 1940-х годах в Демидове партию игрушек выполнила мастерица А.Л. Оборина  (1890-1974). В 1970-е годы была создана коллекция игрушек одной из последних демидовских мастериц Аграфеной Ивановной Устинкиной (1912-1985),которые она обжигала в наскоро сложенной горнушке и расписывала по традиции перышком: по беленому фону ослепительным контрастом – разноцветные пятна и клетки яркой росписи. Демидовские свистульки действительно всех поражают простотой и свежестью образов. В «бабах» есть много черт, каких не встретишь ни в одном другом центре. Птичку-свистульку они держат не под мышкой, а прижимая к груди. Юбка разделана росписью, как домотканая понёва, клеткой. Обращают на себя внимание «всадники» простотой приёма, передающего движение. Всадник и конь лишь намечены, составляя единое целое. Фигурка обобщена до знака. Однако, её энергичный наклон вызывает ощущение движения, скорости. Остальные сюжеты игрушек немногочисленны и типичны: петушки, уточки, баранчики, собачки. Но их отличает ладность лепки и большое обаяние. Детская наивность видения органично сочетается с тонкой наблюдательностью и архаикой выверенного веками символа.

              

Демидовские игрушки – ещё одно звено в цепи усложнения художественного мышления народных мастеров. Оставаясь по своей природе чисто крестьянскими, они приобрели нечто новое – динамику.

У последних мастериц села Демидово не было учеников, последователей их прекрасного ремесла. После смерти А.И.Устинкиной (в 1985 году) там никто не делает и не умеет делать игрушки. Правда, глиняные фигурки лепила демидовская мастерица М.С. Королёва, живя уже в другой области.  В Настоящее время Демидовскую игрушку пытаются возродить учащиеся Шацкой Детской школы искуств, под руководством Владимира Николаевича Горобца.

Вырковская игрушка

Деревни Вырково и Ерыгино Касимовского района, где прежде занимались гончарством, расположились по левую сторону Оки в 20 километрах от когда-то значительного торгового центра – города Касимова, в знаменитых муромских лесах, на окраине древней земли Мещеры.

Этот промысел в 1931 году подробно описала этнограф М.Д. Малинина, которая отметила, что  особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят, лет пятнадцати. Один слепил лошадь, по-настоящему впряженную в глиняный возок на колесах со шкворнем и чекой. Другие сочиняли жанровые композиции. Особенно искусно выполнялись свистки: свинья натурально хрюкала, петух кукарекал, а «бабы» издавали трель звуков, как бы подражая скороговорке или болтовне.

В 1960-х годах по заказу краеведческого музея, партию игрушек выполнили два мастера: Иван Леонтьевич Листов и Павел Иванович Тарасов (ныне – увы! - покойные). Игрушки И.Л. Листова и П.И. Тарасова отличались необычной живостью и были трогательны в стремлении мастеров одушевить фигурки, изобразить движение. Собачки с хвостом трубой, зайцы, верблюды, коровы с медведями очень выразительны. Лепили вырковские мастера и смешные жанровые сценки: медведь борется с человеком, дровосеки, пляска под гармошку. Несмотря на пластическое несовершенство фигурок, они отличаются большой наблюдательностью, которая вообще свойственна крестьянским художникам.

                                     

Большой вклад в развитие вырковской игрушки внёс мастер Василий Петрович Есин.  Образы вырковских игрушек на редкость достоверны. Волк, стрелой вытянувший хвост, вот-вот завоет. Ещё секунда – и собака, испуганно прижавшая уши, с напряженными лапами, отпрыгнет и затявкает. Лишь касимовских коней отличает законченность, отработанность, доводящая образ до символа. Некоторые специалисты считают касимовскую игрушку самодеятельной, «некорневой», нетрадиционной. Это неверно, поскольку здесь – образец чисто мужского игрушечного промысла, который никогда не был самостоятельным, всегда сопровождая производство гончарной посуды. Отсюда и эскизность, импровизационный характер этих игрушек. В этом отличие их от промысловой женской игрушки со сложившимися строгими канонами образно-пластического языка.

Сапожковская глиняная игрушка

Гончарный промысел в Александро-Прасковьинке уходит корнями в XVII-XVIII века. Здесь, наряду с поливной посудой, лепили и чернолощёную. Горны в деревне были большие – на 300-500 горшков, и остававшееся от дымников свободное место мастера заполняли горшками, кринками, кувшинами и игрушками.

Уже в 1950-х годах производство глиняной посуды здесь начало сокращаться. Однако,  до 1970-х годов ещё продолжали работать десятка три горшечников.

Вместе с ними женщины лепили копеечные маленькие свистульки улютки в виде птичек и коней с едва намеченными фигурками всадников

.                                      

В 60-х годах в Александро – Прасковьинке мастера делали крупную сюжетную игрушку, которую раньше выполняли специально для ярмарок. Руки местных мастериц: Анны Кондрашовой (прозвище - Седиха), Ольги Ивановны Бородулиной и Марфы Ивановны Сычевой  ещё помнили «барынь»  с перьями в шляпах, «медведей» и больших «всадников».

Традиционный герой сапожковской игрушки – медведь, сидящий на задних лапах и на хвосте. На передних лапах он обычно что-нибудь держит: гусли, гармошку или мячик.

Глубокой стариной, древними поверьями, заговорами и ведовством веяло от глиняных женских фигур, монументальных и статичных, от фантастических, сказочного вида медведей, до магических крестов, которыми были украшены птицы. Особенно хороши были обливные игрушки, покрытые красивой зелёной поливой. Но современному крестьянскому вкусу, видимо, милее была яркая раскраска. Мастерицы считали, что обливают игрушки «по бедности», когда краски нет, а с краской в деревне всегда было трудно.

Сапожковские  «барыни» изображаются с детьми, собачками, с птичками под мышкой, с блюдом пирогов или зонтиком. Но эти бытовые подробности не снижают производимого общего впечатления: игрушки кажутся древними ритуальными фигурками, имевшими некогда магический «обережный» смысл.

Марфа Ивановна Сычева. Её «бабы», подобно языческим идолам, строго фронтальны (рассчитаны на восприятие только анфас), колоколом расширяется книзу платье, грудь сильно увеличена, головной убор иногда украшен символическим ромбом.

Сапожковские мастера лепили, редко встречающихся в других регионах тип «барыни»  с двумя детьми на руках. Здесь определённо прослеживается распространенный у многих народов мира отголосок культа близнецов, которые, как повествуют мифы и легенды, были наделены Божественным откровением, способствовали плодородию, умели изменять погоду и исцелять недуги.

Кроме таких «древних» фигурок лепили сапожковские игрушечники и разных животных. Здесь и лиса, и заяц, и пингвин и  кенгура, и «зверь». Грубоватые по форме, они очень забавны.

Мастерица Анна Алексеевна Силкина – женщина удивительная. Образец доброты и бескорыстия, несмотря на трудно прожитую в одиночестве жизнь.   Она делала и простые «улютки» и больших барынь и всадников. Её работы в своё время выставлялись и продавались в Москве в Центральном Доме художника.

Тимофей Андреевич Кондрашов – потомственный гончар-игрушечник из д. Александро-Прасковьинка. Посуда Кондрашова во многом уступает продукции старых гончаров. Но зато особенно хороши у него глиняные фигурки:  стройные, политые яркой глазурью зелёного цвета или имеющие двуцветный поперечно и продольно-полосатый раскрас.

Особенно хороши у него глиняные забавные  «посиделки». Подобную композицию до него в деревне не лепили. Его же руке принадлежат: «солдат с гармонью», «баба с близнецами». Прожил дед Тимофей без малого 100 лет. В 2004 году Т.А.Кондрашов за своё творчество был удостоен Всероссийской премии «Душа России» Это был последний мастер-игрушечник. Александро-Прасковьинки. В настоящее время МБУ ДО «Сапожковская детская школа искусств» делает шаги по возрождению традиционной Александро-Прасковьинской игрушки, привлекая к этому процессу и взрослых и детей.

 

Тематическая виртуальная выставка традиционных изделий из глины «Гончарство. Глиняная игрушка» будет доступна для просмотров на официальном сайте ГБУК «РОНМЦ НТ» с 9 февраля 2021 г. в разделе «Новости», подробная версия экспозиции – в разделе «Фотогалерея»: http://cnt-ryazan.ru/foto/albums/tematicheskaya-vystavka-tradicionnyh-izdeliy-iz-gliny-goncharstvo-glinyanaya-igrushka-iz-fondov-gbuk-ryazanskiy-oblastnoy-nauchno-metodicheskiy-centr.html. Ваши отзывы о выставке вы сможете оставить в «Гостевой книге». Организаторы надеются, что данная интернет-выставка будет интересна всем посетителям нашего сайта и оставит в их душах неизгладимое впечатление.

Куратор выставки, зав. отделом РОНМЦ НТ Кудряшова С.С. cnt_ssk@mail.ru, Технический редактор, ведущий методист РОНМЦ НТ Никитина О.Ю.tichon11.87@mail.ru

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области