Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Новости

«Русалка» – традиции Рязанской области

 

 

«Русалка» – традиции Рязанской области

Русалки являются персонажами восточнославянской мифологии и одними из более вариативных образов народной демонологии. Русалкам посвящено множество рассказов и разнообразных быличек, дающих представление о появлении, характерных признаках и функциях данного персонажа. В общих представлениях, русалка – вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лес, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде [6].

Восточнославянский термин русалка связан с русским названием языческого весеннего праздника русалия. В исследовательской литературе остаются до конца не выясненными как само происхождение персонажа, так и корни этого названия.

Этнография Рязанской области даёт достаточно разнообразные материалы по обрядово-ритуальному комплексу Русальской недели. Это можно объяснить тем, что вплоть до конца ХХ века ритуал бытовал во многих местах Рязанщины [7].

Рязанскими исследователями и этнографами было описано довольно много обрядов, связанных с Русальной неделей. По словам информантов, проведение обрядов сохранилось вплоть до начала ХХI века.

Собран и описан достаточно обширный материал по обрядово-ритуальной практике, которая существовала в  сёлах Шацкого, Спасского, Скопинского, Милославского, Касимовского, Пронского, Шиловского и Сасовского районов Рязанской области.  По рассказам местных жителей, русалки встречались в Чёрном и Туровских лесах, которые расположены около Сапожка и Ряжска.

Время и место пребывания В восточнославянских поверьях, русалка – женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в Русальную неделю. Она продолжалась со вторника по воскресенье второй недели «Зеленых Святок». Также, по поверьям, русалка обитает до Иванова дня (солнцеворота) в полях и лесах, а после, вплоть до осени и даже зимы  в водных источниках [6].

Русалки являются персонажами весенне-летнего пограничья. Места их обитания очень разнообразны. В это время их можно увидеть в конопляном или злаковом поле, в лесу на деревьях, на межах, в воде или по берегам источников, а также на перекрёстках дорог и даже на кладбище. По рассказам многих информантов, русалки тесно связаны с растительностью: они могли жить в саду, в траве, в жите, кататься или висеть на ветвях березы или вербы.

В Мещёрском крае встречаются рассказы, о жизни русалок в лесных озёрах.

Тырновские  русалки Шиловского района сухопутные, живут в ржаном поле и  на берегу рек. В других сёлах Шиловского района встречались рассказы о речных русалках, которых так и называют – речными девами или омутницами [7].

В д. Волынь Рыбновского района местные жители говорят, что их можно видеть утренней и вечерней зорями, купающимися в воде, а также в полдень или в полночь в лесу.

Внешний вид русалки Образ Русалки остаётся одним из самых загадочных и сложных в славянской мифологии. В отношении облика русалки рязанские свидетельства противоречивы: «Русалка – хороша девушка, красива, волосы длинныи, длинныи, распущены»  и в тоже время: «Русалки очинь страшныя, касматыя, лахматыя, нос бальшой, груди здаравущия».

По некоторым сообщениям, русалкам приписывают способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, либо показывались в виде коровы, коня, телёнка, собаки и др. животных. Однако, в большинстве рассказов они появляются в антропоморфной (женской) ипостаси.

Говоря об образе Тырновских русалок Шиловского р-на, стоит отметить, что они имеют змеиный хвост.

С.Путятино – «Русалка – женщина без одежды с зелёными длинными волосами, глаза у русалок горят, точно огни, сидит где-нибудь на ветке, в лесной глуши, разсмешивает людей и заводит их в лесную глушь, где может на смерть защекотать».

В с. Можары Сараевского района русалку представляют в образе девушки с длинными волосами в белой рубахе и озорным характером.

Д.Волынь Рыбновского района – «Кроме лешаго, в лесах живут русалки. Они имеют вид девушек с распущенными волосами, без одежды.

Среди этнографических наблюдений имеются единичные записи, которые важны для понимания генезиса и эволюции образа русалки. Это представление, ассоциировавшее образ с умершими не своей смертью в воде.

Кроме этого, согласно большинству свидетельств, происхождение русалок связано с умершими детьми, которых не успели покрестить или которые рождались мертвыми.

Название «русалки» объединяет несколько форм мифологических персонажей. В представлении Шиловских крестьян – это сверхъестественные существа, родственные Анчуткам, Лешим, Домовым.

Для этих мифологических существ характерны следующие особенности в поведении: они расчёсывают волосы, сидя на камне возле воды; появляются в банях по ночам, моются там или стирают белье; преследуют человека, похитившего их гребень; заманивают прохожих и топят их в воду; предвещают беду, произнося пророческие слова: «Год от года хуже будет!».

В Шацком районе «русалкой» могли называть невесту с момента просватанья вплоть до дня свадьбы [5].

Русальская неделя  В структуре народного годового цикла Русальская неделя относится к периоду весенне-летнего пограничья, времени, когда один календарный сезон приходит на смену другому. Само название – Русальная неделя, Русальская – говорит о том, что в обрядности появляется образ Русалки – мифического существа. Неделю после праздника Троицы славяне называли Троицкой или Русальной. Несмотря на то, что это время расцвета весенней природы, подобные переходные периоды в традиционной культуре осмысливаются как особые, неустойчивые и даже опасные для человека.

В зависимости от местных традиций, Русальская неделя начинается или сразу после Троицы, т.е. с понедельника, или после Духова дня, т.е. со вторника.

В с. Чернава Милославского района неделю после Троицы, включая Духов день, называют Русальской неделей или Русалки. Такое имя недели распространено и в сёлах Скопинского края.

Праздником русалок считались, как правило, понедельник либо четверг на следующей недели после Троицы, либо первый день Петровского поста.

«Игрищем» нередко называли также гуляния с пением и пляской и озорство на семик, Троицу, в Духов День  и на «русальское заговенье». Скажем, в с. Агишево, по воспоминаниям очевидцев, в четверг перед Троицей «такая пляска была! Астано́вюцца вот – идём, идём – астано́вюццы там где луга́ и пляска. Да. "Игрище" была». Это, по-видимому, объясняется отождествлением этих праздников в сознании некоторых рассказчиков. «"Русалки" – ныне вот,  эт день  по́сли Троицы. "Нынь, – гаварить, – русалка!"».

В шиловском селе Тимошкино обряд празднования русалок сохранился и по нынешний день. Каждый год на русалку местные бабушки ходят по деревне и задают звону. Звуки подручных шумовых инструментов раздаются по всей деревни.  В шествовании используют и печные заслонки и ухваты с колокольчиками, чугуны и прочие бытовые предметы. Шум, создаваемый от этих предметов, в сочетании со звонкой хулиганистой песней был призван отправить русалку восвояси -  в поле. Тимошкино – едва ли ни единственное село, где сохранилось особенное название русалки – чамка. В чамку наряжали девку, одев её в диковинный наряд из тряпок и лохмотьев и завесив лицо травой. Лоскуты собирали из нескольких домов по всему порядку. Также встречаются воспоминания, что помимо чамок, в старину наряжали куклу, которую в последствии сжигал во ржи.

В селе Четаево Касимовского района люди среднего возраста изготавливали два чучела: русалки и его жениха. Собирались все на площадки у моста, пели песни и играли. Кукол сажали на жерди и шествовали по селу, после чего шли в лес за деревню и сжигали. В деревне Чатаево четыре улицы (конца). На двух из них изготавливали чучел: На «Песочном конце» мастерили жениха, а на «Мамонтовском» - русалку. Из двух соседних сёл Карамышево и Халымово жители села приносили своих русалок к мосту с. Четаево, где проходили поединки за право русалок быть невестой чучела-жениха.  Чучело делают на длинном шесте из старой холстины, которую в последующем набивают сеном. Готовую куклу, как правило, одевают в поношенную одежду старинного покроя [4].

Переодевание на русальскую неделю связано с духами предков. В Секирино маленьких девочек на обряд проводов Русалки наряжали русалками, для этого им шили особую детскую русальную наряду [2]: «У нас русалки бывають, но я ни знаю, кагда ани бывають. Всех девачяк наряжаим в панёвках, во как мы ща выходим, вот щас играим на гару-та. И девачкям так шили на русалки. Ох, русалки. Толькя я пазабыла в какия дни ана бывая, русалка-та эта. И ани так рады, шо нарядим их в  панёвки-та эти, палеты на них сашьют, - А девочки разве ходили в понёвках? – Маленькия? У них были платица льняныя. Никаких шушак у них не была. А вот пасле дисяти – на них шушачки сашьють, занавесачкю навесят – фартачик такой. А вы вот сказали, что девочек в понёвки наряжали Эт на русалку. Да. Девачек наряжали и  ани бегали па улице» [10]. 

 Сведения о ряжении маленьких девочек также встречается в д. Чулково Скопинского района:  «Русалка да, праздник такой, наряжаюцуть.  Тады-та я малинькия дявчонки были, внучатки у мине, прям шесть гадов. Я им панёвку падвирну. Всё как сделаю им и ани ходють. Тут дявчонки, штуки три я их наряжу. А раньши я ня знаю. – А в ваше детство так было?  Наряжались мы кагда-та тожа дивчёнкими. Наряжались тожа в панёвы, гуляли » [11]. 

Помимо обряжений, в с. Секирино Скопинского района в день празднования русалки было принято ходить кругом села: «Мы хадили, я ни помню кагда, па-моиму в июле праздник русалки. Я знаю, что наряжались в этат день и хадили круг села. Проста хадили, ни захадили никуда. Там ну, напитца если что. А так рядились. Я была маленькая, где-та лет адинацать мне была. Ну, тада тут дивчёначек многа была. И меня мая прабабушка впирвыя нарядила в палеты. И круг села, а у нас село-та какоя! Мы начали с хутаров… Там вот Висялоя – улица, Горюшина, Канчановка, Смуговка, туда Красное село, Зелёнавка вернулись. Мы наверное только наверх не паднимались, где улица Школьная. А так и в Кушиновки мы были» [12]. 

Обряды с обряжением также встретились в селе Ермолово того же района: «Русалка ишо у нас была. А на русалку у нас наряжались».

В р.п. Гусь-Железный Касимовского района местная жительница вспоминает, что на русалку обливались водой: «Раньши на русалку, када я была дивчёнка, вот валяли вёдрами друг на дружку. Па диревни абливались. Асобинна девки на девку ни пляскали, а на рибят». 

В селе Ермолово Касимовского района встречаются только воспоминания, но не даётся подробностей о праздновании: «Русалка, да, была. Доходили до соснового моста, песни пели, а потом берёзку бросали в Унжу. Носили венки на голове».

В д.Верея Клепиковского района русалиху ― так по-местному здесь называют русалку, отмечали перед Троицей.  Из тыквы,  вычищенной изнутри, делали морду. Вырезали глаза и рот. Внутрь вставляли свечку.  Парень носил на палке.  С этой тыквой ходили в рожь пугать русалок.  Еще ходили встречать поезд, который прибывал на станцию  в  половину двенадцатого ночи,  пугать пассажиров.  Но постоянные пассажиры уже знали, что их будут пугать. Также стучали ночью в окно и поднимали морду из тыквы, чтобы напугать хозяев [7]. 

В с. Красная Яблонька Сапожковского района на русальское заговение

выгоняли клопов: «Нарядятся две старухи - боевые были у нас - в штаны мужичьи,  шапки наденут,  лицо измажут.  И на кочергу верхом.  И едут. Подъедут к хозяину и спрашивают: "Хозяин, хозяин,  ты чем заговлял?" - "Мясом." " А клоп? - "Клоп клопом." "А чтоб его и не было!" И вот три раза обегут круг дома,  сходят  в  дом,  где клоп. "Иди, клоп, вон!" И кочергой по углам стучат [8]."

На русальной неделе существовали запреты на выполнение определенных работ. Жительница с. Секирино Скопинского района рассказывает о запретах на русальной неделе: «Праздник назывался Русалки - в этат день ни разрешалась купаца. А почему? Ня знаю, гаварили – утяня на дно. А ещё