Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

Приподнятое настроение

Его умели создавать мастера советской газетной фотографии.

Фотовыставка в рязан­ском Доме печати - особенная, редкая. Не­часто доводится бывать на таких. У нас есть прекрасная возможность познакомить­ся с газетной фотографией 70-80-х годов прошлого сто­летия и ее самыми востребо­ванными в советской печати жанрами, среди которых пре­обладал постановочный пор­трет. Автор выставки - фо­токорреспондент Владимир Проказников, работавший в «Сельской жизни» в пору рас­цвета издания, когда оно вы­ходило стотысячными тира­жами и читалось едва ли не в каждой деревне необъятной страны. Редакция газеты «Ря­занские ведомости» и регио­нальная организация Союза журналистов России подгото­вили экспозицию к 70-летию Владимира Ивановича.

На эту выставку попали ка­дры, сделанные в селах и дерев­нях Рязанской области. Механи­заторы, животноводы, доярки и другие сельские труженики запе­чатлены за работой, на отдыхе и в быту. Жанр производственно­го портрета в советские времена связывали с социалистическим реализмом. На самом деле это был производственный роман­тизм. Постановочные сюжеты показывали сельскую жизнь в том виде, в каком она соответ­ствовала идеалу. Но постепенно искусство перетекало в действи­тельность, и люди на снимках Проказников а легко включались в режиссуру, их эмоции остава­лись правдивыми и искренними, поэтому такое теплое впечатле­ние производит выставка. Люди заселялись в новые дома, труди­лись в колхозах, учились в дере­венских школах, веселились на многолюдных сельских празд­никах и стремили светлые планы на будущее.

Нет, это не был натужный оптимизм эпохи первых полетов в космос и освоения целинных земель. Позитив на фотографи­ях может играть такую же пси­хотерапевтическую роль, какую играл Голливуд во времена Вели­кой депрессии. И советские вож­ди об этом знали. Другое дело, что и бодрость, и улыбки героев подкреплялись реальными забо­тами о людях.

Газетный фотокор в совет­ское время часто был режис­сером. Передовицы требовали особой эстетики кадра. Важную роль играла композиция, чтобы в одном-трех снимках умести­лись человек и его дело, произ­водственный и бытовой ланд­шафт. По мастерству режиссуры кадра Проказникову в Рязани практически не было равных. Да и среди фотокоров-федералов он выделялся способностью вжи­ваться в сцену, ощущать себя единым с героем, существовать вместе с ним в предлагаемых об­стоятельствах.

«Самое сложное - увидеть бу­дущий кадр, а для этого нужно работать как режиссер. Только у режиссера все актеры на зарпла­те, а у тебя в мизансцене люди, которые в любой момент могут махнуть рукой: «Да пошел ты!» И махнут, если увидят с твоей сто­роны заносчивость, неуважение, хоть маленькое, но чувство соб­ственного превосходства. Люди, особенно в селе, очень чуткие на такие вещи, хотя на лице у них эта проницательность не напи­сана. Поэтому я всегда учился не фотографировать. Я учился быть естественным и по-доброму простым. Иногда и корову нужно было подоить, и на ложках сы­грать (спасибо отчиму, научил).

Был он по профессии кузнец, а в душе артист, с ним иногда мы на свадьбах выступали. Бывало и такое: приезжаешь к герою за тридевять земель, а он от камеры отворачивается: «Не желаю сни­маться!» Тут нужно особое уме­ние разговаривать с людьми», - говорит Владимир Иванович.

А за кадром порой оставались совсем не романтические при­ключения, издержки профессии, воспоминания о которых терза­ют до сих пор.

Делал портрет тракториста без ног. Принес из пекарни ка­равай, чтобы положить на стол. Обед тракториста. В убогой из­бенке не нашлось места, где этот стол на фоне пустой стены поста­вить. Вынесли стол на улицу, на мороз. Столько сил потратили на постановку кадра, что снять проходку героя по полю на про­тезах забыл. Пришлось за этим кадром отправляться в далекое село из Москвы еще раз: «При­ехал и узнал, что герой после той съемки сильно простудил­ся. Понадеялся на свое здоровье и плохо оделся перед выходом на улицу. Очень мне было неловко перед его семьей...»

Был и другой, уже трагиче­ский случай в практике: «Ко Дню Октябрьской революции полу­чил задание сделать фоторепор­таж с родины Михаила Горбаче­ва. Пока добирался до Ставро­польского края, прикидывал, что и как примерно буду снимать. В колхозе «Пролетарская воля» нашел сюжет. Там 7 ноября тра­диционно устраивали свадьбы и молодожены ездили по селу на тройке лошадей. Красота! Для «Сельской жизни» в колхозе особенно постарались - украси­ли повозку, почистили лошадей. Но особенно отличился конюх. Одну из лошадок он помыл хо­лодной водой. Окатил с ног до головы из шланга. После съемок животное прожило недолго, око­лело. С горечью вспоминаю тот случай. Не будь тех съемок, конь прожил бы свой век».

...От каждого снимка на вы­ставке исходит радостное спо­койствие. И не потому, что в прошлом всегда жить лучше и безопаснее. Просто время дей­ствительно было другое - более размеренное, оптимистичное, настраивающее на полет. Юрий Дьяконов, много лет прорабо­тавший собственным фотокор­респондентом ТАСС, сказал о Проказникове так: это не просто большой мастер, это человек- душа.

P.S. Вход в Дом печати пока временно ограничен в связи с мерами карантина. Но выстав­ка, конечно же, дождется своих посетителей.

Димитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

10 апреля 2020 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области