Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Новости

Персональная интернет-выставка мастера-кукольника из г.Рязань Светланы Геннадьевны Бирюковой «Волшебный мир авторских и народных кукол Светланы Бирюковой»

Персональная интернет-выставка  мастера-кукольника из г.Рязань Светланы Геннадьевны Бирюковой «Волшебный мир авторских и народных кукол Светланы Бирюковой»

Рязанский областной научно – методический центр народного творчества представит вашему вниманию персональную интернет-выставку  мастера-кукольника из г.Рязань Светланы Геннадьевны Бирюковой «Волшебный мир авторских и народных кукол Светланы Бирюковой» (авторская, народная кукла, кукла военной тематики).

Данная виртуальная экспозиция является девятым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а так же регионального проекта «Единые Тригинта дибус арт «Победа! Одна на всех!» (Единые тридцать дней искусств, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.).

Бирюкова Светлана Геннадьевна родилась 15 августа 1952 года в небольшом латвийском городке Гулбене.  Детство и юношеские годы прошли в Латвии, в городе Алуксне.

В те времена игрушек было мало,  и Светлана очень любила лепить кукол и животных из пластилина, рисовать и вырезать бумажных кукол.

Успешно окончив школу,  в 1970 году она поступила в институт текстильной и лёгкой промышленности (ЛИТЛП) имени С.М.Кирова в Ленинграде, на факультет химической технологии высокомолекулярных соединений.  Одновременно с интересом к химии Светлану увлекало искусство, красота и величие прекрасного города Петра. Поэтому  параллельно с обучением  будущей профессии, Светлана обучалась на  курсе «Мировое искусство» при Эрмитаже, где были  организованы  выездные экскурсии в Русский музей и во дворцы Петергофа.  До сих пор Светлана  хранит  записи этих  лекций и воспоминания о замечательных преподавателях, прививших  умение понимать не только красоту картин и скульптур великих мастеров, но и желание реализовать себя в творчестве.

По окончании института, в 1975 году Светлана приехала в Рязань по распределению, в качестве молодого специалиста, на завод «Химволокно». Вышла замуж, стала мамой двух дочерей и сына. Во время первого декрета прошла обучение на курсах кройки и шитья в Доме офицеров.

Светлана шила для дочерей в годы дефицита детской одежды. Ей нравилось одевать своих девочек не стандартно, не из магазина, в красивые нарядные платьица и костюмчики, сшитые с любовью своими руками. Мастерила своим детям, когда они были маленькими, игрушки – мышек, куколок из подручных материалов – детских протёртых колготок, из остатков материи  после  шитья одежды. У каждого из детей была своя подушка из лоскутков, сшитые мамой, с которыми они играли, а потом и засыпали на них.

Трудовой путь Светланы в качестве инженера-технолога прошёл на  предприятиях: «Рязанский завод счётно-аналитических машин» (завод САМ), «Рязанский завод металлокерамических приборов», ЗАО «Геркон-авто».

Созданием авторских и народных кукол Светлана увлекается почти четыре года.  Начала сразу  с изготовления сложных кукол – хотелось сделать подарки внучкам. Это были куклы, созданные по технологии грунтованного текстиля, с расписанным акриловыми красками лицом, с подвижными, на проволочном каркасе и пуговичном креплении, ручками и ножками.  Первые куклы Светланы были высотой 40 см, полностью  со съёмной одеждой, не похожие одна на другую, с разными причёсками.  Они сейчас живут у  внучек Светланы, подаренные им на дни рождения. О куклах Светланы и её творчестве была напечатана статья «Куклы, в которых живёт доброта», в газете «Панорама города», выпуск № 9, от 1 марта 2017 года, в рубрике «Обыкновенное чудо».  

Не останавливаясь на достигнутом, продолжая совершенствовать своё мастерство, Светлана освоила изготовление кукол из нового материала фоамиран, папье маше, полимерной глины, из шерсти методами сухого и мокрого валяния.

На всемирно известном сайте «Ярмарка мастеров» авторская  кукла Светланы «Глашатай первоапрельский» из фоамирана в конкурсе «Подарок на первое апреля» заняла первое призовое место https://www.livemaster.ru/topic/2316541. На этом сайте  Светлана зарегистрирована, как мастер по изготовлению авторских и народных кукол, её страничка https://www.livemaster.ru/myshop/swetbir

Светлану увлекло и изготовление народных кукол, историю которых она продолжает изучать и теперь, так как эта тема бесконечная и необъятная. Светлану приглашают  проводить мастер-классы по изготовлению народных кукол, так как она владеет многими технологиями их изготовления. Например, мастер-класс  22 октября 2018 года в библиотеке-филиале №1 «Родник» для юных читателей прошло занятие кружка «Добрый мир» - «Под святым Покровом»   http://csdb62.ru/novosti/2017/:7486. Мастер-классы по изготовлению народной куклы «Благополучница», два лета подряд, по пятницам, во время   фестивального лета «Встречи на Почтовой» Светлана Геннадьевна проводила от рязанского объединения МБУК Арт - Центр.

За время с 2016 года, когда Светлана увлеклась авторскими и народными куклами, в Рязани прошло четыре персональных выставки её кукол:

- в Рязанской детской библиотеке №5 http://ukrzn.ru/?mod=news&id=3443

- в Рязанской областной библиотеке для слепых http://osbs-rzn.ru/arhive/s-4-po-19-aprelja-2018-goda-vystavka-tvorcheskih-rabot-%C2%ABdari-radost-na-pashu-avtorskie-i-narodnye-kukly-oberegi-birjukovoj-svetlany-gennadevny%C2%BB.htm.l

- в Рязанской библиотеке № 12 https://mr-rf.ru/news/40896-v-ryazani-otkrylas-vystavka-svetlany-biryukovoy-kukly-dlya-dushi-/

- в Рязанской городской библиотеке им. Сергея Есенина http://ukrzn.ru/?mod=news&id=4427

Многие авторские куклы Светланы принимали участие в выставках авторских кукол, таких, например, как выставки в Санкт-Петербурге: международная выставка «Кукла года» ,  https://vk.com/im?act=browse_images&id=59007 «ЗаБаВа», «ГиГИ-ПЮпю. Светлану часто приглашают  принять участие  во  многих выставках-ярмарках   Рязани.

Светлана и её авторские куклы ангелы  принимали  участие в арт-проекте «Ангелы мира» в Областной научной библиотеке им. Есенина https://rounb.ru/news/angely-v-biblioteke.

Участие в выставках и награды:

1. Диплом участника  международной выставки «Кукла года» 25-29 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге (авторская кукла «Ангел добрых воспоминаний);

2. Диплом участника  конкурса креативной куклы и игрушки «ГигиПюпю 22-27 октября 2019 года в Санкт-Петербурге (авторская композиция кукол «Ангел Вдохновения и демон сомнений» );

3. Московская международная специализированная выставка-продажа Гранд Текстиль, «ЗаБаВа», Диплом участника (авторские куклы в народном стиле «Дед Мороз и Снегурочка»);

4. Благодарность за организацию персональной выставки декоративно-прикладного творчества «Мир волшебных кукол-авторских и народных» в Центральной городской библиотеке им. С.А.Есенина (май 2018 года) и сотрудничество в проведении мастер-класса по созданию народной куклы-оберега «Ангел-хранитель своими руками» для детей школьного лагеря СОШ № 14, г. Рязань;

5. Диплом участника национального проекта «Окские сезоны-2019», г. Рязань;

6. Диплом за высокое мастерство, популяризацию декоративно-прикладного искусства, а также за участие в традиционной областной ретроспективной тематической выставке «Пасхальная неделя: от Святого Христова Воскресения — до Красной горки»(пасхальные мотивы в декоративно-прикладном искусстве), 30 апреля 2019 года, г. Рязань;

7. Благодарность мастеру-кукольнику Светлане Геннадьевне Бирюковой за участие в проекте «Ангелы мира» и предоставление удивительных рукотворных ангелов для экспозиции. Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького, директор библиотеки Н.Н.Гришина, ноябрь 2019 года;

8. Благодарственное письмо  администрации библиотеки-филиала № 12 МБУК «Центральная библиотечная система г. Рязани» за организацию авторской выставки «Кукла своими руками» в рамках цикла «Галерея увлечений», за большой личный вклад в культурно-просветительскую деятельность, приобщение к наследию русского народа, 2018 год, г. Рязань;

9. Грамота  библиотеки-филиала № 5., Культурно-художественного центра «Феникс» за выставку авторских кукол «Здесь ангелы живут», 2017 год., г. Рязань;

10. Объявление о проведённом мастер-классе «Солнечный конь» 12 октября 2018 года в 108Кафешоп, ул. Свободы, 35.

В настоящее время Светлана работает над  созданием  коллекции авторских кукол – ангелов времён года по смешанной технологии – из папье маше и полимерной глины.

Тема 75-летия Победы в Великой Отечественной войне так же нашла отражение в её творчестве. Светлана посвятила этому событию две композиции авторских кукол «Ожидание» и «Блокада. За водой из Невы».

Всего в экспозицию данной виртуальной выставки вошло около 70 работ, созданных автором в разные годы.

Изобразительный материал поддержан подробным рассказом об авторе (с приложением свидетельств творческих свершений и побед), а так же авторскими комментариями к представляемым произведениям.

 

Авторские куклы – композиции, посвящённые  теме «75 лет Победы в Великой Отечественной войне».

1.     Композиция авторских кукол «Ожидание». Второе название-строка из песни: «Уходят эшелоны, а ты глядишь им в след» …Композиция статичная. Полностью ручная работа. Единственный экземпляр. Технология изготовления смешанная – полимерная глина «фимо базис», проволочный каркас, мягкое тело. Одежда – хлопок, драп, льняные ткани, обувь, сумочка - кожа, причёска - льняное волокно. Подставка для кукол – дерево. Композиция представляет собой женщину, стоящую на перроне, ожидающую мужа,  с ребёнком на руках и  девочку, её дочку, с куклой.  У женщины в сумочке – письмо с фронта, солдатский треугольник, которое она носит с собой и никогда не расстаётся с ним. Автор посвятила эту композицию своей бабушке, Татьяне Селезнёвой (в девичестве Хохловой), которая осталась одна с пятью детьми дома, проводив на фронт своего мужа,  деда Светланы -  Селезнёва Ивана Васильевича.  Он пропал без вести в 1943 году. Все дети выжили, а Татьяна погибла от голода, так как фашисты посадили её в земляную яму за связь с партизанами. Мама автора была двойняшкой со своим братом Александром. Их двоих и младшую сестру фашисты увозили в Германию, и по счастливой случайности они   доехали только до Латвии, где они остались у приёмных хозяев, как вынужденные переселенцы.

2.     Композиция «Блокада. За водой из Невы». Композиция статичная.  Технология  изготовления  смешанная – полимерная глина «фимо базис», проволочный каркас, мягкое тело. Полностью ручная работа. Единственный экземпляр. Одежда – хлопок, драп, фетр, шаль - хлопковые нити.  Ведро, кувшин, сани – ручная работа – картон, акриловые краски, деревянные палочки, стальная проволока.  Подставка для кукол – дерево. Композиция представляет собой девочку – подростка, везущую на саночках воду в ведёрке и кувшине из Невы. Дети, как могли, помогали взрослым. Автор посвящает свою работу двоюродной тёте - Нине Ефимовне Богдановой (Петрова по девичьей фамилии), пережившей блокаду с первого до последнего дня в Ленинграде.

Рассказ о жизни во время блокады от первого лица. 

«О БЛОКАДЕ. РАССКАЗ ОЧЕВИДИЦЫ»

Публикуется со слов Нины Ефимовны Богдановой, моей двоюродной тёти. Девичья фамилия Нины Ефимовны – Петрова.

Нина Ефимовна  родилась 16 августа 1929 года в Ленинграде. Когда началась война, она отдыхала на каникулах с мамой и братом в деревне Коромыслово Локнянского района Псковской области. В начале войны поехали с мамой и братом к папе в Ленинград. Нина помнит, как на вокзале по полу рассыпались невесть откуда взявшиеся, разноцветные детские мячики. Военный суетился, пытался собрать мячи, но они не слушались и разбегались в разные стороны, раскатывались по всему полу. Нина помогла военному собрать мячи обратно в большую коробку. Это было весело, но в то же время и грустно. В знак благодарности военный подарил Нине разноцветный красно-синий мячик.

Нина жила в Ленинграде вместе со своей мамой, отцом и маленьким братом.Они жили в одной комнате большой коммунальной квартиры, на первом этаже. В этой квартире было 11 комнат, жили 11 семей.Ленинград до войны был очень чистым городом.

Началась блокада в сентябре 1941 года, когда Нине было 12 лет. Зимой ели снег. Легче было тем, кто жил рядом с Невой. Квартира  семьи Нины была в доме на Обводном канале. В квартире  все комнаты  до потолка были  заполнены  мёртвыми жильцами. В свободной комнате жила Нина с мамой и отцом. Как началась война, папа очень редко появлялся дома. Он работал и жил на работе. Нина иногда приходила к папе на работу. Он работал пожарным  на механической  лестнице – выезжал в  машине с командой  тушить пожары в городе, когда они возникали от зажигательных бомб и снарядов во время бомбёжек. Возникали пожары очень часто. Свой паёк  папа отдавал дочке Нине. Она  несла  его в бидончике через весь город домой, в семью, маме. Нина помнит, как они пили чай с горчицей.

Умерла от голода мама Нины. Она отдавала всю еду детям и мужу. Себе оставляла крохотный кусочек. Нина сама хоронила маму. Было очень жалко маму и страшно. Без мамы многие люди обижали Нину. Брату Валере было 1 год и 8 месяцев, когда  Нина отдала его в детский дом. Валера болел туберкулёзом, его там довели до такого состояния.

Когда звучала сирена о налёте, жители из своих квартир не уходили. Они привыкли к налётам, и от слабости и голода не было сил спускаться в подвал.

Нина жила некоторое время дома одна. Вскоре дом, где она жила, разбомбили. Нина сама пошла в детский дом и попросила, чтобы её приняли.В детском доме хорошо кормили. Возили детей в госпитали, где они давали раненым бойцам концерты. Нина с выражением читала стихи. Дети выступали, а по щекам бойцов катились слёзы. В детском доме жилось хорошо, кормили сытно.

Школы многие в Ленинграде закрылись. Несмотря на это, иногда проводились  даже олимпиады среди школ и среди детдомовцев.

Дети сами организовывали концерты, сочинили много частушек на разные темы жизни в детдоме. Из них Нина Ефимовна запомнила только одну частушку о еде:

Только утро наступает -

Сразу спальню убирают,

Умываясь на ходу,

Все садятся за еду.

За обедом сидят чинно-

Только ложечки стучат.

Запеканочку с компотом

Аппетитно все едят.

Наша повар тётя Мотя

Очень любит всех ребят.

Так, накормит, что ребята

Больше есть не хотят.

Была борьба среди детдомовцев за дежурство на кухне - в хорошем смысле. Все старались хорошо учиться и получать побольше пятёрок. Чем больше пятёрок, тем чаще разрешали дежурить на кухне.

Однажды в детский дом пришли представители швейной фабрики набирать в фабрично-заводское училище (ФЗУ) желающих. Нина заканчивала школу и стала проситься, чтобы её взяли в ФЗУ на швею. Нина окончила школу на "отлично", и её приняли в училище. Нина научилась шить быстро. Вначале её поставили работать табельщицей. Это было не трудно. Но случилось так, что надо было выгораживать чужие проступки. Совесть не позволяла это делать. Тогда Нина сама напросилась в швейный цех работать швеёй, шить гимнастёрки, лишь бы не участвовать в недобрых делах.

Было голодно. Взрослые  девушки просили – ты худенькая, девочка, на тебе незаметно будет, помоги нам, пронеси на себе гимнастёрки. И  Нина помогла. На проходной проверили, Нина попалась с гимнастёркой, спрятанной  на теле. Отчитали, «поставили на вид». Но простили. Нина очень хорошо работала,  перевыполняла план. Осадок на сердце остался. И остался след в биографии, который не дал возможность в последствии поступить на военный номерной завод, куда Нину приглашали на работу.

Нина окончила ФЗУ на швейной фабрике. Папа к тому времени женился. Взял Нину к себе, в новую семью. Жить было очень трудно. У Нины было одно пальтишко на осень, зиму и весну. И одни ботиночки. И одни тапочки. И одни трусики, которые она каждый вечер стирала, а на утро одевала, влажные - иногда они не успевали высохнуть. Поэтому  Нина однажды очень сильно заболела. Но Бог дал, выздоровела.

На фабрике не хватало мужчин, мужской силы.  Нужен был обслуживающий персонал. Был набор  на курсы обучения специальности электрика. Нину попросили идти обучаться, и она согласилась. Нина училась прилежно и получила профессию электрика. Этой профессии  Нина Ефимовна была верна всю жизнь. Везде, где бы она не работала, была единственной женщиной - электриком. Нина Ефимовна добросовестно относилась к работе, её уважали, награждали почётными грамотами, как передовика производства.

Нина Ефимовна никогда не называла Ленинград Санкт-Петербургом, и навсегда родной город остался для неё Ленинградом. Нины Ефимовны не стало 1 апреля 2015 года, после тяжёлой продолжительной болезни.Нина Ефимовна Богданова похоронена в Санкт-Петербурге, на кладбище в Рыбацком. 

Этот рассказ опубликовала Светлана Геннадьевна на сайте проза. ру, на своей страничке. Рассказ можно прочитать по ссылке https://proza.ru/2016/05/08/1939.

Коллекция авторских  кукол, посвящённая  теме выдающихся персонажей древней Руси, которых  Светлана воплотила в куклы и представила их  в таких образах, в которых увидела....

1.Авторская коллекционная кукла – «Авдотья Рязаночка» — героиня СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА, которая не побоялась отправиться за своими близкими в Золотую Орду, разорённую ханом Батыем. И спасла! С той поры вновь Рязань обжилась и обстроилась, и вновь началась и украсилась, потому что Авдотья Рязаночка построила Рязань-город наново. Кукла полностью ручной работы, в единственном экземпляре. Кукла статичная, на проволочном каркасе, закреплена на деревянной подставке, тело мягкое, руки, ноги, голова - полимерная глина. Для одежды использована домоткань льняная с вышивкой 1900 года, сохранившаяся и переданная Светлане по наследству родственниками мужа, проживавшими в Сараевском районе Рязанской области. Платок - лён "вуаль", расписан  автором, согласно старинному русскому рисунку. Роспись лица куклы - акриловые краски, закреплены акриловым матовым лаком. Волосы - лён натуральный. Авдотья Рязаночка - исторический персонаж из древней Рязани, шагнувший в нашу эпоху.

2. Авторская коллекционная кукла -  «Плач Ярославны». Кукла    статична, полностью ручная работа, в единственном экземпляре. Светлана  изучила сведения об одежде русских женщин знатного сословья на Руси 5 - 8 веков, подобрала материалы. Образ Ярославны исполнен трагедии и печали, но вместе с этим лиричен и поэтичен. Ярославна представлена верной и преданной, бесконечно любящей спутницей жизни. Переживая за благополучие мужа, князя Игоря, Ярославна плачет на стене Путивля, не пряча слез и не стыдясь их. Осознавая, что никто из окружающих не может ей помочь, она обращается к природным стихиям, умоляя не губить родного ей человека. Призыв к ветрам, солнцу и Днепру переполнен безграничным доверием и надеждой, языческой верой во всемогущество природных богов. Материалы:  ретро парча х/б, шёлк искусственный, бусины под жемчуг, бусины чешские, кружево лён, бязь хлопок, проволока стальная, синтепон, подставка деревянная, краски акриловые.

3.Авторская коллекционная подвижная кукла «Царевна Забава Путятишна». Создана в русском старинном былинном стиле. Куклу можно брать на руки, она хорошо сидит на любой поверхности.  Кукла представлена сидящей в  кресле  ручной работы, также созданном автором. Забава - племянница князя Владимира, украденная Змеем Горынычем и унесённая на спине за Сорочинские горы. Вызволил Забаву Путятишну от змея Горыныча богатырь Добрыня, срубив голову змею. И стали Добрыня с Забавой Путятишной крестовыми братом и сестрой. Эта героиня былин русских имеет весёлый, задорный нрав, не грустит, всегда находит выход из трудного положения. Голова, руки и ноги царевны Забавы  созданы из полимерной глины, тело - мягкое, бязь хлопчатобумажная и синтепон. Лицо, руки, ноги расписаны акриловыми красками, которые закреплены акриловым лаком. Руки, ноги на петельном креплении, подвижны, свободно сгибаются в локтях и коленях,   могут принимать любые красивые позы. Кукла специально утяжелена гранулятом, её приятно держать в руках. Умеет сидеть в царском кресле, сделанном специально для неё из папье маше на проволочном каркасе.  Волосы - кукольные трессы. Косу можно расплетать, делать причёски, но кокошник с фатой закреплены на голове. Одежда не съёмная. Обувь - туфельки из натуральной кожи.

4. Авторская коллекционная кукла – «Богатырь Добрыня Никитич». Создан в единственном экземпляре, ручная работа, статичная кукла. Русский богатырь Добрыня Никитич – главный былинный змееборец, второй по силе и удали из знаменитой троицы. Прошел огонь и воду плечом к плечу с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем. Создан в доспехах, с мечом, по мотивам картин былинных богатырей. Материалы – полимерная глина, проволока стальная, атлас, роспись акриловыми красками, деревянная подставка.

5. Авторские коллекционные текстильные куклы «Пётр и Феврония» - символ семейного счастья, созданы по историческому образу русских святых. В единственном экземпляре. Материалы натуральные - лён, хлопок, шерсть, кожа. Лица расписаны стойкими акриловыми красками. Выполнены в технике грунтованного текстиля.  В руках у Петра - Агриков меч, у Февронии - букет ромашек, символ любви. У каждого персонажа под праздничной одеждой - белое хлопковое бельё, согласно историческим данным. Стоят на подставках, руки, ноги подвижны, положение рук можно менять. Головы слегка поворачиваются в нужном Вам направлении. Две подставки прилагаются. С древних времен святые Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака. Им молятся о добром воспитании детей. И это не случайно, их житие свидетельствует о любви и верности, терпении и мудрости – дарах Святого Духа, доступным чистым сердцем и смиренным в Боге.

Коллекция авторских кукол – ангелов. Ангелы  - небесные существа, которые помогают людям, оберегают, являются ангелами – хранителями. Ангелы куклы представлены в разных образах и в разных техниках изготовления.

1.     Авторская кукла «Ангел добрых воспоминаний».  Создан в единственном экземпляре, полностью ручная работа, статичная кукла. Ангел смотрит альбом с фотографиями, сидя на Земном шаре. Он охраняет наш мир, чтобы только добрые воспоминания оставались в жизни каждого человека. Ангел – хранитель мира, ещё так можно назвать эту куклу. Участвовал в выставке кукол в Санкт-Петербурге «Кукла года». Техника изготовления – полимерная глина, тело  мягкое, на проволочном каркасе. Одежда – льняная вуаль, волосы – полиэфирная нить. Земной шар – пенопласт, расписанный акриловыми красками и лаком.

2.     Авторская текстильная кукла «Ангел Рязани»   и купол Успенского Собора в Рязани... Создан в единственном экземпляре, полностью ручная работа. Ручки, ножки, голова Ангела подвижны.  В руке у Ангела - голубь - символ души и мира... Платье Ангела сшито из прореженного льна, украшено натуральным льняным кружевом и тесьмой. На ножках ангела - сандалии "под золото". Ангел стоит на подставке. Причёска Ангела - локоны из натуральной овечьей шерсти. Рядом с Ангелом - купол Успенского собора в Рязани, вернее, его стилизация. Выполнен купол из синего атласа, украшен золотыми десятиконечными звёздочками, золотым крестом.

3.     Авторская текстильная интерьерная кукла «Сиреневый ангел, играющий на скрипке». 

Сиреневый ангел играет на скрипке,

И радостно мир расцветает в улыбке.

Нежная скрипка с неба звучит,

Любовь и надежду людям дарит.

С.Бирюкова

В единственном экземпляре, полностью ручная работа. Ручки и ножки на шарнирном креплении, голова поворачивается, каждый пальчик подвижен на ручках. Стоит на подставке, в руках держит скрипку и смычок.   Материалы:  бязь ГОСТ, трикотаж белый ангел, шерсть для валяния, проволока флористическая, проволока медная, органза шёлковая, шнур декоративный, краски акриловые по ткани, кружево органза.

4.     Авторские текстильные ангелы - «Снежный ангел», «Солнечный ангел» «Ангел радости». Технология изготовления – грунтованный текстиль, роспись акриловыми красками.

5.     Авторские ангелы «Рождественский ангел» - созданные по смешанной технологии – папье маше, проволочный каркас, полимерная глина. Статичные, каждый в единственном экземпляре, полностью ручная работа. Каждый  Ангел  держит в руках  снегиря и Рождественскую звезду.

Авторские коллекционные  куклы, созданные  на  историческую тему правителей древней Византии. Автора очень увлекла эта тема, ведь Византия тесно связана с древней историей Руси.

1.       Авторская кукла коллекционная  «Юстиниан император Византии» из полимерной глины керапласт, проволочный прочный каркас. В руке держит свиток со сводом законов. Статичная кукла, ручная работа, в единственном экземпляре. Создана по историческому образу  и восприятию  автора образа византийского императора Юстиниана. Знаменитое римское право, которое в некоторых государствах формально продолжало действовать до начала XX века, квалифицировано, т. е. собрано, классифицировано именно Юстинианом. Для церковной истории имеет значение – «Кодекс» Юстиниана, и прежде всего – его, так называемая, «Новая булла». Кодекс – сборник императорских законов, среди этих законов немало относящихся к церковной жизни. Еще больше таких законов в сборнике «Новеллы». Новеллами назывались новые законы Юстиниана, изданные после того, как он кодифицировал право в трех сборниках. «Новеллы» составляют 4-ю часть юстинианова законодательства. Юстиниан установлен на деревянной декоративной подставке.

2.       Авторская кукла коллекционная «Феодора императрица Византии» . Кукла статичная, ручная работа, в единственном экземпляре. Создана  из полимерной глины фимо базис, паперклей, на проволочном каркасе,  по  историческому образу и  восприятию  автора образа византийской императрицы Феодоры. Она словно пришла в наш мир, в наше время и передаёт напутствие и пожелание счастья в виде символа мира и процветания - оливковую ветвь. Установлена на декоративной подставке, одежда не съёмная. 

Авторские коллекционные куклы, созданные  на тему Японии.

1.     Кукла авторская коллекционная «Японская принцесса».   Кукла статичная, ручная работа, в единственном экземпляре.  Тело на стальном каркасе, мягкое, из хлопкового трикотажа и синтепона. Голова, ручки, ножки - полимерная глина ладолл премикс. Принцесса одета в национальную одежду - кимоно и национальную обувь - гэта. Она вышла на прогулку, в руке держит веер.

2.     Кукла авторская коллекционная «Дракончик, друг японской принцессы».  Полностью ручная работа, статичная, в единственном экземпляре. Кукла фантазийная, выполнена с любовью и улыбкой. Автор не придерживается строгих канонов того, как выглядят японские драконы, ведь на самом деле, их никто не видел вживую... В лапках дракон держит жемчужину - символ счастья и благоденствия.

Выполнен из полимерной глины Jovi, производства Испания, внутри дракончика - каркас из стальной проволоки. Расписан художественными акриловыми красками, покрытыми акриловым лаком. Подставка - дерево, покрытое лаком. 

3.     Авторская коллекционная работа «Дерево японская сакура». Статичное дерево, в единственном экземпляре, созданное на основе проволочного каркаса,  папье маше и готовых бумажных цветов, для украшения интерьера.

Авторские коллекционные  куклы по мотивам персонажей любимых волшебных  сказок Светланы Бирюковой.

1.     Авторская коллекционная кукла «Настенька» из сказки и фильма «Морозко». Кукла статичная, ручная работа, в единственном экземпляре.  Настенька удивляется на то, что пенёк, который она поливала из своего ведёрка, расцвёл белыми цветами. На этом пенёчке ручной работы  при внимательном рассмотрении можно увидеть и божьих коровок, и жучков, и грибочки, и даже улитку. Одежду для Настеньки автор постаралась  создать приближённой к одежде из фильма «Морозко». Подставка, на которой закреплены кукла и пенёк ручной работы, деревянная.  

2.     Авторская коллекционная кукла «Царевна Лебедь».  Автор  создавала образ Царевны Лебедь в духе сказочности и загадочности, в момент, когда Царевна превращается в Лебедя. Царевна Лебедь - статичная кукла, на стальном каркасе, ручная работа, в единственном экземпляре. Руки, ноги, голова из полимерной глины. Расписана акриловыми красками, роспись закреплена акриловым лаком, кукла закреплена на деревянной подставке. Использованы натуральные перья, шёлк, акриловые стразы.

Авторские коллекционные фантазийные куклы.

1. Авторская кукла коллекционная подвижная «Королева фей Изабелла». Кукла ручной работы, в единственном экземпляре.  Платье - натуральный шёлк, Италия, волосы - шерсть овечки. Кресло ручной работы, на проволочном каркасе, папье маше, расписано акриловыми красками. Королева фей любит посидеть в кресле и помечтать, а также сочинять волшебные сказки...

2.Авторская кукла коллекционная подвижная «Фея малины». Кукла  звенит,  (малиновый звон), если её взять на руки и слегка потрясти,  так как на её башмачках, одежде и шапочке прикреплены   бубенчики. Голова, ручки и ножки из полимерной глины. Лицо расписано акриловыми художественными красками и сухой пастелью, роспись закреплена художественным акриловым лаком. Причёску можно осторожно менять, распускать волосы, заплетать в косички. Умеет сидеть самостоятельно, на фотографиях сидит на своём сказочном постаменте. Не стоит, ножки и ручки на петельном креплении, подвижные. Сапожки из натуральной кожи, шляпка из фетра.

Авторские коллекционные куклы, созданные по  любимым  книжным персонажам.

1.     Авторская коллекционная кукла «Гермиона Грейнджер» текстильная, созданная по образу одноимённого персонажа из романов  Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере,  в единственном экземпляре. Ручная работа. Кукла подвижная, на шарнирном креплении, текстильная, материал – трикотаж «белый ангел», волосы - шерсть козочки. Одежда для Гермионы вся съёмная, сшита по образу и подобию персонажа из фильма.  Обувь, сумочка из кожи, книга, волшебная полочка, метла и любимый кот – авторские.

2.      Авторская коллекционная кукла  «Полумна» созданная по образу одноимённого персонажа из романов  Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере, в единственном экземпляре. Кукла подвижная, руки, ноги - на петельном креплении, текстильная, материал – полимерная глина Ладолл,  волосы - шерсть козочки. Одежда, украшения для Полумны  вся съёмная, сшита по образу и подобию персонажа из фильма.  Обувь  из кожи, книга, сумка,  волшебная полочка, украшения куклы – авторские.

3.     Авторская коллекционная кукла Полианна любимый персонаж книги "Полианна" известной писательницы Портер Элинор и одноимённого фильма. Кукла сделана с любовью, так как автору очень близка и дорога Полианна, умеющая во всём находить положительные стороны и радоваться жизни. Тело куклы создано из прочной бязи хлопчатобумажной Гост, туго набито синтепоном и обтянуто кукольным трикотажем «белый ангел».  Личико расписано акриловыми красками для ткани, волосы - кукольные трессы. Можно заплетать косички. Ручки, ножки подвижные, на шплинтовом соединении, голова поворачивается. Куколка умеет сидеть, стоит с подставкой. Платье, ботиночки кожаные и гольфики можно снимать. Шляпка авторская, из джутовой нити, снимается, держится на кукле на завязках. Чемоданчик также авторский, из картона, сделан в стиле тех времён, в нём запасные ленты.

4.     Авторские коллекционные куклы «Муми-тролли и все, все, все»  Персонажи из книг Туве Янссон, созданные из полимерной глины Фимо, расписанные акриловыми красками и покрыты водостойким акриловым лаком. У каждого персонажа свой характер, даже свой взгляд на жизнь. Коллекция включает в себя шесть персонажей:  Муми-папа, Муми-мама, Муми-тролль, Фрёкен Снорк с чёлкой и жёлтым цветком, Снуснумрик с палаткой в рюкзаке и пером на шляпе и Хемуль с цветком и в голубом платье.

Авторские куклы – птицы и животные, в которых есть что-то от  характера  человека.

1.     Авторская подвижная кукла – подвеска «Белая ворона» - олицетворение неординарной, не похожей на других девушки, женщины.  Количество – 2 шт.  Ручная работа. Смешанная техника изготовления – полимерная глина, расписанная акриловыми красками и мягкое текстильное тело. Вороны разные, одна – в кокетливой шляпке, вторая – с цветком на голове.

2.     Авторская подвижная кукла-подвеска «Синяя птица счастья» - олицетворение мечты человека в синей птице счастья, в поисках которой, как у Метерлинка, человек  посвящает всю  свою жизнь. Ручная работа, в единственном экземпляре. Создана по смешанной технологии  - полимерная глина и папье-маше, расписана акриловыми красками. Использованы синие натуральные перья.

3.     Авторские куклы «Влюблённые медведи» из валяной шерсти композиция на льдине из пенопласта. Полностью ручная работа из натуральной шерсти, изготовлены оба медведя методом сухого валяния. У девочки медведя в руках сердце шерстяное валяное, у мальчика медведя – золотая рыбка, валяная из шерсти. Медведи сидят на льдине из пенопласта, их можно переставлять. 

4.     Текстильная собачка «Артемон», в единственном экземпляре. У Артемона боевой характер, он будет защищать своего хозяина до победного конца, Подвижные глазки, лапки на пуговичном креплении.

Куклы, изготовленные автором по технологиям изготовления народных кукол.

1.     Кукла «Хозяюшка с ложкой» создана по мотивам русских народных кукол. Куколка интерьерная. Создана методом «мотания», без применения иглы, на основе натуральных материалов. Количество кукол – две, каждая неповторима, в единственном числе.

2.       Композиция народных кукол «Семья». Муж, жена с младенцем - пеленашкой на руках и дочь держатся за руки, составляя неразрывный круг семейного счастья. Пусть эти народные куклы «семья» помогают претворить в жизнь желание иметь здоровых детей, а также создают только добрые отношения между уже имеющимися детьми и родителями. Пусть эти куколки помогают в переломные моменты жизни, берегут детей от болезней, а всю семью — от сглаза, ссор и завистников.

Композиция кукол  создана по народным мотивам с применением  в одежде стиль народной одежды Рязанского края. Ручная работа, единственный экземпляр, созданы без применения иглы.  Куколки созданы из натуральных материалов - лён, хлопок. Они прикреплены к картонному основанию, укреплённому стальной проволокой и задекорированной льняной мешковиной.

3.     «Баба Яга» -   три разные куклы, которые автор создала по народным мотивам. Согласно  народным поверьям, Баба Яга  своим помелом из натурального лыка отгоняет от дома «нечистую силу», если помело повернуть метёлкой вниз, и привлекает денежный поток, если повернуть помело метёлкой вверх. Баба Яга любит всех, живущих в доме - и людей, и животных, и настороженно относится к гостям, чутко чувствует, «с добром или со злом» пришёл человек в дом. Мало кто знает, что Баба Яга - ведунья, передаёт свои знания  хозяину, а также помогает студентам сдать хорошо экзамены. Созданы из натуральных материалов.  

4.     Народная кукла «кубышка травница»  является семейным (домашним) оберегом. Сила куколки зависит от того, какими травами она заполнена. При использовании трав отгоняющих злых духов вы получите обережную куклу. Если наполните лекарственными травами, получите помощника в сохранении здоровья. Также можно использовать растения, привлекающие удачу, богатство, любовь. Кукла наполнена тысячелистником, травой «от всех болезней».

5.       Славянский оберег «солнечный конь» является мужским обереговым магическим предметом. В древности очень многое в жизни человека зависело от лошади. Практически вся жизнь, от посевной до свадьбы, вращалась вокруг этого животного, которое сопровождало человека. С тех времен осталось символичное выражение «быть на коне», что обозначало успех и удачу. Народная кукла-оберег - защитник и помощник в любых начинаниях - бизнесе, творчестве, спорте...

В народе считали, что он помогаем своему хозяину ставить высокие и смелые цели и идти к ним. Кукла изготовлена из джутового шпагата.

6.     Кукла «благополучница» – славянский   оберег  появилась примерно в XV веке. Кукла оберег имеет несколько названий: «хозяюшка», «домовушка». Считалось, что такая куколка помогает хозяйкам управляться с домашней работой. Она создана без иголки.  Кукла оберег «благополучница» - главная помощница в приумножении добра. У Куклы «благополучницы» -   монетка, спрятанная в основании и руки,  «крепко сцепленные» узлом, символизирующие сохранность хозяйского добра.

7.      Домашняя, или семейная кукла «масленица» символизирует крепкий достаток и здоровое потомство семьи. Она является сильным оберегом семьи, дома, выполняет все заветы и наказы хозяев дома. Хранят эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Кукла Масленица должна быть соломенной, лыковой, или тряпичной, имеющей в себе деревянную веточку или атрибут из дерева. Автор изготовила три разных куклы «домашняя масленица». При изготовлении каждой куклы автор выполнила все эти требования - куклы выполнены из натуральных материалов, каждая - в единственном экземпляре.

8.     Народная кукла «птица-радость»  создана по народным обычаям. Славянский символ птица ассоциировался с весной, а она в свою очередь, была олицетворением радости, любви, счастья, предвестием перемен и положительных изменений Кукла   обрядовая, связанная с приходом весны. Обряд проводился в марте. В нём участвовали замужние женщины - они были главными участникам обряда. На кукле – семь птичек – 6- птички красного цвета, седьмая птичка – на голове у куклы, завязана на платке особым образом.

9.     Народная кукла «Ведучка» — мать, бабушка, крёстная, сестра, а возможно, и мачеха или воспитательница, то есть та женщина, которая ведёт ребёнка за руку. Ведучка считается сильным оберегом для матери и ребёнка.

Ведучка  передаёт ребёнку свои знания, как ладить отношения с этим миром, объясняя его законы - природные и социальные. Она являет собой символ преемственности поколений. Когда-то и ей также передавала ведучка-наставница жизненные знания, теперь передаёт она, а потом будет передавать её ученица. Автор изготовила три куклы «ведучки» - ведучку с девочкой, ведучку с мальчиком и ведучку, ведущую за руки девочку и мальчика. Каждая кукла изготовлена без применения иглы, методом «мотания», с применением натуральных материалов – хлопок, лён, льняное волокно.

10.          «Екатерина санница» - любимая всеми народная кукла, которая изготавливалась специально на  день молодух 24 ноября (7 декабря) и именины Екатерины. Делали народных кукол Екатерин-санниц в образе маленьких девочек в валеночках на миниатюрных санках. С ледяных гор их катали дети и примечали - чьи санки дальше уедут, у того и урожай больше будет. Введение открывало санные торги. День этот был праздником молодух, что вышли замуж в осенний мясоед. ... Святая Екатерина у русского народа почитается покровительницей брака и невест, а также помощницей женщинам при родах. Екатерина покровительствует беременным. Кукла ручной работы, саночки – приобретены, кукольная миниатюра. Четыре куклы Екатерины санницы  – три в народном стиле, четвёртая отличается крылышками из органзы – «Ангел на саночках». У каждой куклы валеночки сваленые   из натуральной шерсти методом мокрого валяния.

Новогодняя тема.

1.     Авторские куклы  «Дед Мороз и Снегурочка» в народном стиле, словно пришли к нам из волшебной сказки. Куклы оригинальные и неповторимые, полностью ручная работа, в единственном экземпляре. Стоят на деревянных подставках неподвижно. Положение рук можно менять,  так как они на проволочном каркасе. В обеих руках у Снегурочки – снегири из папье маше, у Деда Мороза – мешок с «подарками» и «волшебный посох с сосулькой на макушке». Материалы – мешковина (лён) декоративная, шерсть для валяния, фетр, лён вуаль, кружево хлопок, стразы стеклянные. Низ шуб и рукавов кукол отделан натуральной шерстью на трикотаже, типа овчины.

2.     Авторские куклы «Дед Мороз и Снегурочка», созданные в народном стиле. Материалы – натуральные  ткани – хлопок, лён, натуральная шерсть для валяния и натуральная шерсть на трикотаже, типа овчины. В руках у Снегурочки – «волшебный самоцвет сапфир акриловый», у Деда Мороза – «мешок с подарками и волшебный посох». Созданы методом мотания, ручная работа.

3.     Авторская  кукла «Щелкунчик»  создана в смешанной технике  из папье маше, картона, полимерной глины. В единственном экземпляре. Щелкунчик расписан акриловыми красками, покрыт акриловым лаком. Кукла специально состарена, чтобы передать давние времена, когда сказочник Гофман  создавал свои  волшебные  сказки.

4.     Авторская кукла «Мышиный король»  создана в смешанной технике  из папье маше и  полимерной глины. В единственном экземпляре. Кукла расписана  акриловыми красками, покрыта акриловым лаком. Мантия  мышиного короля – флис.  Кукла специально состарена, чтобы передать давние времена, когда сказочник Гофман  создавал свои  волшебные  сказки.

5.       Авторская кукла  «Глашатай первоапрельский» – победитель конкурса  «Подарок на первое апреля» на сайте «Ярмарка мастеров». Авторская кукла  «Глашатай первоапрельский» создан из фоамирана. Ручная работа, единственный экземпляр. Лицо расписано акриловыми красками, роспись закреплена акриловым лаком. Руки и ноги куклы  на проволочном каркасе, тело и голова - пенополистирол, покрытый фоамираном. В правой руке  глашатай держит звонкий колокольчик, в левой - свиток с указом. Представлен на конкурс на  сайте «Ярмарка Мастеров». Глашатай в историческом костюме, согласно легенде, читает УКАЗ, где всех желающих приглашают на «неслыханное представление». От зрителей отбоя не было. А когда в назначенный час поднялся занавес, все увидели на подмостках полотнище со словами «ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ»: https://www.livemaster.ru/item/20108343-kukly-i-igrushki-kukla-glashataj-pervoaprelskij-avtorskaya-iz.

6.       Авторская композиция «Ангел Вдохновения и демон сомнений»   участвовала в декабре 2019 года в конкурсе на выставке в Санкт-Петербурге «Гиги Пюпю.» Светлана создала композицию с утрированными образами ангела и демона, специально для необычной выставки. Тема и задачи выстави – выявление  оригинальных  работ  с непривычными образами авторских кукол. Авторская композиция представляет собой белоснежного Ангела вдохновения, рядом с которым расцвёл лотос - символ чистоты души и высоты помыслов, а также творческого вдохновения. Рядом – тёмный демон, который терзаем сомнениями. Он не может создавать ничего доброго, не может творить в силу своих сомнений.  Между Ангелом и демоном – непреодолимая полоса препятствия. Материал, из которых созданы Ангел, демон и лотос – полимерная глина фимо базис, композиция закреплена на деревянной подставке, задекорированной полимерной глиной.

Информация о виртуальной выставке, а так же мастер-класс от мастера-кукольника Светланы Бирюковой доступны для просмотров с 30.04.2020 на официальном сайте ГБУК «РОНМЦ НТ» в разделе «Новости», подробная версия экспозиции – в разделе «Фотогалерея». Ваши отзывы о выставке вы можете оставить в «Гостевой книге». Организаторы надеются, что данная интернет-выставка и мастер-класс будут интересны всем посетителям нашего сайта, от мала-до велика, и оставят в их душах неизгладимое впечатление.

Ссылка на страничку автора ВКонтакте: https://vk.com/svetabir.

 

 

Куратор выставки, зав. отделом РОНМЦ НТ Кудряшова С.С. cnt_ssk@mail.ru,

Технический редактор, ведущий методист отдела развития технологий выставочной деятельности РОНМЦ НТ Никитина О.Ю. tichon11.87@mail.ru 

Композиция авторских кукол «Ожидание», посвящённая  теме «75 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Композиция авторских кукол «Ожидание», посвящённая теме «75 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Вид сзади
Вид сзади
Вид слева
Вид слева
Крупный план справа
Крупный план справа
Крупный план слева
Крупный план слева
Композиция «Блокада. За водой из Невы», посвящённая  теме «75 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Композиция «Блокада. За водой из Невы», посвящённая теме «75 лет Победы в Великой Отечественной войне».








Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

ПРЕСС-РЕЛИЗ  Областного праздника национальных культур «Многоликая Россия» 

3 октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича  Есенина

В соответствии с планом работы ГБУК «Рязанский  областной научно-методический центр народного творчества» проводит  с 12 по 16 октября 2020 года  тематические консультации по вопросам репертуара и отчетности  работы народных   коллективов Рязанской области, по планированию и организации учебы кадров клубных учреждений области на сезон 2020-2021 г.г., областной мониторинг любительских объединений и клубов по интересам.

Учредители и организаторы фестиваля:

- Министерство культуры Российской Федерации;

- Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова;

- органы управления культурой и дома (центры) народного творчества субъектов Российской Федерации.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области