Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

Сто лет творчества

В конце прошлого года Государственный Российский Дом народного творчества отметил вековой юбилей. Данная публикация - это поздравление давнему другу и партнеру. Успехов вам, дорогие коллеги, и пусть ваш труд будет востребован еще долгие годы, пока челове­ческая память сохраняет и ценит уникальные сокрови­ща народного художественного творчества.

Эта дата - не только юбилей одной авторитетной творческой организации. Это значимое событие для центров и домов народного творчества, успешно работающих во всех регионах нашей страны, ради поддержки, сохранения и развития народной культуры и любительского искусства в России.

Сто лет творчества во всех направ­лениях народного и самодеятельного искусства. Как ощутить непрерыв­ность и разнообразие долгого пути? Решено было провести Декаду народ­ного творчества, каждый день которой был бы наполнен интересными собы­тиями. Особенно важным оказалось обращение к истории основания уни­кальной организации, объединяющей сегодня всех российских представите­лей народного искусства.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В Москве 29 декабря 1915 года тор­жественно открылось уникальное для истории мировой культуры учрежде­ние - Поленовский Дом. Выдающийся русский художник, просветитель, ака­демик живописи Василий Дмитриевич Поленов разработал оригинальный проект здания. И в основном на его же средства при участии мецената Саввы Мамонтова, актеров, режиссеров МХТ, деятелей науки и культуры оно возво­дилось.

В.Д. Поленов так писал об этом: «В небольшом кружке близких по духу лю­дей возникла мысль помочь народу в его стремлении к свету, в его жажде чего-то нового, высокого, в потреб­ности жить не только жизнью матери­альной, но и духовной»... «жить творче­ством»... «и вот искусство»... «есть од­но из самых могучих для этого средств».

После Октябрьской революции 1917 года по решению новой государ­ственной власти руководство теат­ральным делом и народным творчест­вом в стране переходит в ведение На­родного комиссариата по просвеще­нию (Наркомпрос). Главной задачей становится создание библиотек, изб- читален, народных домов, народных университетов, студий и красных угол­ков. Поленовский Дом преобразован в Дом театрального просвещения имени В.Д. Поленова. И с 1921 года развива­ется как методический центр по орга­низации всех жанров сельской худо­жественной самодеятельности. Через четыре года его реорганизуют в Цент­ральный Дом искусства в деревне имени В.Д. Поленова, и на него возлагается задача «осуществить смычку города с деревней по линии искус­ства». В 1930 году Дом переименован в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне имени Н.К. Крупской (ЦДИСК).

Начали создаваться первые дома самодеятельного искусства в регионах, к середине 1931 года их уже 19. А в 1936 году ЦДИСК имени Н.К. Крупской преобразуется во Всесоюзный Дом народного творчества имени Н.К. Круп­ской (ВДНТ). В этом качестве он действовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художест­венной самодеятельностью всего Со­ветского Союза. Вместе с домами на­родного творчества союзных респуб­лик в эти годы успешно проводятся: Всесоюзная хоровая олимпиада; пер­вый Всесоюзный фестиваль народно­го танца; выставки работ самодея­тельных художников в Третьяковской галерее и Музее изобразительных ис­кусств имени А.С. Пушкина; Всесоюз­ная выставка музыкальных инструмен­тов. И апофеоз всей работы - Всесо­юзный смотр художественной самоде­ятельности, который, к сожалению, не удалось завершить. На 21-22 июня 1941 года были назначены просмотры заключительных показов, но началась война. Она помешала, но не останови­ла работу. Приведем всего один при­мер из многих. В мае 1943 года в осаж­денном Ленинграде состоялся Бло­кадный общегородской смотр художе­ственной самодеятельности, и до До­ма культуры, где он проходил, участни­ки добирались под жестоким артоб­стрелом.

Еще шла война, но уже в декабре 1944 года в Москве состоялось первое Всесоюзное совещание директоров ДНТ. Потом такие сборы станут традици­онными, а тогда, по свидетельству оче­видцев, это был настоящий праздник!

К началу 1951 года только в РСФСР насчитывается уже 60 домов народно­го творчества. А в 1953-1954 годах практически во всех сельских клубах и домах культуры был проведен Всерос­сийский смотр сельской художествен­ной самодеятельности. В нем участво­вали коллективы всех видов и жанров любительского творчества и традици­онного искусства - 89 тысяч коллекти­вов и около 1 млн участников.

В 1958 году ВДНТ имени Н.К. Круп­ской передан в ведение Министерства культуры РСФСР и теперь именуется Центральный Дом народного творче­ства имени Н.К. Крупской (ЦДНТ), а позднее - Всероссийский научно-ме­тодический центр народного творче­ства и культпросветработы (ВНМЦ).

Крупнейшим событием стал Все­российский смотр сельской художест­венной самодеятельности 1963-1965 годов. Он выявил небывалое многооб­разие видов и жанров самодеятельно­го искусства. Народные театры и аги­тационно-художественные бригады; музыкальные и танцевальные коллек­тивы; хоры народной песни и вокаль­ные ансамбли; народные певцы и инструменталисты, чтецы, артисты оригинального жанра; самодеятель­ные поэты, композиторы и художники; мастера прикладного искусства, сельские фото- и кинолюбители... За­ключительные концерты смотра прош­ли в Кремлевском Дворце съездов и Колонном зале Дома Союзов.

К концу 60-х годов в РСФСР 86 до­мов народного творчества, в том чис­ле в национальных округах и автоном­ных областях. Во всех регионах раз­вернулась системная работа по изу­чению, собиранию и возрождению образцов традиционной культуры: устного, инструментального, песен­ного и танцевального народного творчества, народного костюма, ре­месел. При ДНТ создаются фольклор­но-этнографические ансамбли, ши­рокий размах приобретают фольк­лорные праздники, издаются сборни­ки песен, танцев, возникают музеи народного творчества.

В 1992 году ВНМЦ получает нынеш­нее название - Государственный Рос­сийский Дом народного творчества (ГРДНТ).

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЮБИЛЕЯ

В этот день в рамках Декады народ­ного творчества состоялась междуна­родная конференция «100 лет творче­ства». А начался день, как и положено, с поздравлений и приветственных слов. Они прозвучали от Департамен­та культуры Аппарата Правительства РФ, Министерства культуры России. Десять стран - Китай, Финляндия, Ка­захстан, Белоруссия, Венгрия, Эсто­ния, Азербайджан, Болгария, Фран­ция, Германия - прислали своих предс­тавителей для поздравления и расска­за о совместной работе с ГРДНТ.

Открывая конференцию, замести­тель Министра культуры РФ Алек­сандр Владимирович Журавский сказал:

- За вековую историю Государ­ственный Российский Дом народного творчества и его партнеры в регионах России, а ныне и в суверенных госуда­рствах СНГ, Балтии и Восточной Евро­пы не раз меняли свои названия. Под­вергались угрозам исчезновения, во­лею перестроечных волн объединя­лись с другими учреждениями и орга­низациями. Неизменным оставались лишь задачи, редкая для других ве­домств стабильность кадров, их осо­бая фанатичная преданность любимо­му делу - ежедневной аналитической, методической и творческой работе, посвященной поддержке народного художественного творчества.

Во многом благодаря вашей рабо­те сохранились подлинные народные традиции, в разных уголках страны действуют и развиваются художест­венные коллективы, объединяющие, по официальной статистике, свыше 6,5 млн творцов-любителей...

Далее выступили гости из дружест­венных стран.

Поздравляя юбиляра, полномоч­ный министр, Советник по культуре Посольства КНР в РФ, директор Ки­тайского культурного центра в Москве Чжан Чжунхуа отметила: «Культура - это плоть и кровь народа. Разные люди создавали разные культуры в вашей и нашей стране. Но у каждой культуры своя красота, которая держит гармо­нию в мире. И народное творчество иг­рает важнейшую роль в сохранении этой гармонии.

Китай и Россия всегда тесно сот­рудничали в вопросах культуры, что, безусловно, имеет большое значение для понимания китайско-российских отношений и партнерства».

«Финно-угорский мир объединил народы ценностями, которые тысяче­летиями проверены жизнью, - сказала в приветственном слове Мерья Йокела, секретарь по вопросам культуры общества «Финляндия-Россия». - Вот почему для нас важна совместная ра­бота с российскими культурными центрами. Мы проводим конкурсы детского и взрослого творчества, всевозможные выставки. В 2016 году намечен Финляндско-росссийский культурный форум по поддержке на­родной культуры. Его финансируют министерства культуры России и Финляндии. В рамках форума прой­дут выставка детской скульптуры и показ коллекции молодежной одеж­ды, которая одновременно отражает народный стиль и мировые подиумные тенденции».

Профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Белорусского государственного уни­верситета культуры и искусств Елена Макарова отметила: «Анализируя пу­ти развития культуры Белоруссии за последние 20 лет, мы пришли к выводу о необходимости подготовить Кодекс о культуре. В нем будут даны концеп­ция управления этой сферой и опреде­ления новым синтетическим учрежде­ниям культуры».

Заведующий сектором народного творчества и нематериального куль­турного наследия Министерства куль­ туры и туризма Азербайджанской Рес­публики Яшар Гусейнли в своем выс­туплении рассказал, как выполняется двусторонняя программа сотрудни­чества между Министерством культу­ры и туризма Азербайджанской Рес­публики и Министерством культуры РФ на 2014-2016 годы. Познакомил с тем, как идет модернизация клубной системы, как краеведческие, фольк­лорные, ремесленные дома и клубы решают проблемы исконного искус­ства азербайджанского народа... Пре­зентация позволила показать в крас­ках творчество ашыгов, праздник Новруз, мастеров ковроткачества, медно­го промысла...

ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИИ ОСНОВАТЕЛЕЙ...

С основным докладом на конфе­ренции выступила Тамара Валенти­новна Пуртова, директор ГРДНТ, зас­луженный деятель искусств РФ, канди­дат искусствоведения, профессор, председатель объединенной российс­кой секции международных организа­ций по народному творчеству и народ­ной культуре CIOFF и IOF при ЮНЕСКО. Автор монографий, аналитических ма­териалов, статей, докладов. Красивая, изящная женщина, исповедующая принцип: «Человек обязательно дол­жен любить то, чем он занимается».

Доклад на международной конфе­ренции «100 лет творчества» раскрыл программу деятельности ГРДНТ в ис­торической перспективе.

- Деятельность ГРДНТ послужила созданию и становлению системы об­щероссийских, межрегиональных и международных фестивалей и конкур­сов, являющихся неотъемлемой частью процесса развития любительс­кого искусства, - сказала Тамара Ва­лентиновна. - Пользуются популяр­ностью новые формы нашей работы - этнофутуристические фестивали, масштабные межнациональные проек­ты, народные праздники под открытым небом, использующие элементы тра­диционного быта, мастер-классы руч­ного рукоделия, представляющие ис­конные образцы декоративно-прик­ладного искусства.

Особую значимость и государ­ственную поддержку получили много­численные региональные и всерос­сийские фольклорные праздники, кон­курсы, фестивали фольклора, ремесел и народного творчества, которые спо­собствуют, с одной стороны, выявле­нию уникальных подлинных образцов фольклора, самобытных исполните­лей, с другой - развитию традиций и новых форм проявлений народной культуры.

Роль культуры как никогда сущест­венна в обеспечении социальной ста­бильности, снижении напряженности, повышении качества жизни граждан и воспитании социально адаптирован­ных форм поведения. Об этом свиде­тельствует и программный документ «Основы государственной культурной политики», утвержденный Президен­том Российской Федерации 24 декаб­ря 2014 года. Стратегия развития культуры, культурное строительство тем самым определяют общественное развитие не в меньшей степени, чем политические задачи и планы разви­тия экономики.

Сегодня, когда не существует иде­ологического давления и разрушены регламентирующие художественную деятельность механизмы советской эпохи, складывается уникальная ситу­ация сосуществования всех форм на­родного художественного творчества: фольклора, декоративно-прикладного искусства, художественной самодея­тельности и неорганизованного люби­тельства. Смысл этого явления - жи­вое творчество народа в сфере ху­дожественной деятельности. Имен­но творчество, то есть созидание, а не потребление.

Об этом свидетельствует и дина­мика внутри клубных формирований. Несмотря на резкое сокращение фи­нансирования и оптимизацию клубной сети в постсоветские годы, происхо­дит их неуклонный рост от 4 млн 700 тыс. в 1990 году - до 6 млн. в 2015 го­ду. Это при том, что количество клуб­ных учреждений сократилось на чет­верть (55 800 в 1990 году против 41 400 в 2014-м)!

Возросло число коллективов на­родного творчества: от 203 тысяч до 266 тысяч, а их участников - от 2,5 млн до 3,4 млн.

Эти цифры - яркое свидетельство грамотной политики Министерства культуры в обозначенной сфере, стремление к сохранению не только клубной сети, но методической служ­бы народного творчества на феде­ральном уровне и в регионах. Выше­приведенные результаты статистики, ее положительная динамика характер­ны в России только для ведомственной сети Минкультуры России.

Справедливости ради нужно отме­тить явление активно возрождаемой самодеятельности внутри корпоратив­ных систем - «Газпрома», «Росатома», РЖД, МВД, МЧС, Минобороны, ФС су­дебных приставов и прочих, которые уже осознали ошибочность разруше­ния сферы досугового творчества для своих работников и активно обраща­ются к нам сегодня за методической помощью.

Возрастает роль государства в сох­ранении и развитии народной культу­ры как составной части социальной жизни общества. Здесь требуется це­левое программное и финансовое участие государства, поскольку в но­вое время, в отличие от конца XIX века, от современного профессионального искусства и шоу-бизнеса, народная культура не может рассчитывать на стабильную поддержку меценатов и спонсоров.

Федеральные СМИ почти не отража­ют важнейших событий в сфере народ­ного творчества. Из эфира исчезли программы, посвященные пропаганде и популяризации богатств народной куль­ туры многонациональной России, све­дена к минимуму система внешкольных художественных занятий. Не существу­ет специальных программ дошкольного воспитания, начального и общего обра­зования, ориентированных на изучение народных традиций, на знакомство под­растающего поколения с основами на­родной художественной культуры и ака­демического искусства.

В этой связи представляется иск­лючительно важным создать для буду­щих поколений страны реальные усло­вия доступа к культурным ценностям. Еще в 2012 году В.В. Путин говорил: «Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художест­венного творчества, начиная со шко­лы, где необходимо предусмотреть по­зицию организатора детского творче­ства (которым может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресур­сы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России».

Перед сферой культурно-досуго­вой деятельности и методической службой народного творчества в каче­стве наиболее актуальных поставлены следующие задачи:

• сохранение, развитие и популя­ризация подлинных гуманистических традиций национальных культур наро­дов России, вживление их в современ­ную социокультурную ситуацию;

• развитие творческих способнос­тей граждан как условие для активной деятельности трудоспособной, физи­чески и нравственно здоровой лич­ности;

• обогащение структуры досуга по­зитивными развивающими занятиями посредством использования ресурсов культуры;

• содействие социализации под­растающего поколения через вовлече­ние в коллективные формы досуга: клубные формирования, массовые культурно-просветительские акции;

• содействие формированию здо­рового социально-психологического климата в местных сообществах, в се­лах и малых городах.

Поставленная в государственных программах задача стимулирования самоорганизации культурной жизни граждан требует укрепления методи­ческих служб, которые должны взять на себя функцию координации дея­тельности различных субъектов куль­турно-досуговой деятельности. Поэ­тому столь важной представляется задача законодательной и финансо­вой поддержки клубной сети, систе­мы домов (центров) народного твор­чества РФ.

Государственный Российский Дом народного творчества вносит предложения:

Учитывая значимость поддержки народного художественного творче­ства, реализуемого на базе самого массового вида учреждений культуры - культурно-досуговых учреждений, считаем необходимым включение в состав рабочей экспертной группы по разработке Стратегии государствен­ной культурной политики наиболее авторитетных специалистов сферы народного художественного творче­ства - как представителей научных и образовательных учреждений, так и практиков.

В разрабатываемых сегодня доку­ментах Стратегии государственной культурной политики необходимо предусмотреть закрепление понятий «народное художественное творче­ство», «традиционная народная куль­тура». А также - ответственность го­сударства за их сохранение и под­держку.

Необходимо разработать Концеп­цию клубного дела в Российской Фе­дерации с учетом постановки задач нравственного, патриотического вос­питания, пропаганды гуманистических ценностей и межнационального согла­сия средствами культурно-досуговой деятельности. Целесообразно провес­ти в рамках разработки Концепции со­циологическое исследование «Люби­тельское художественное движение в XXI веке как стратегический фактор воспитания духовности и формирова­ния гражданского общества».

Законодательно закрепить за субъ­ектами РФ поддержку центров (домов) народного творчества как основных проводников государственной куль­турной политики, обеспечивающих методическое руководство культурно-­досуговой сферой. Способствовать внедрению гибких форм современно­го передвижного обслуживания, кото­рые помогут повысить доступность качественных услуг независимо от места проживания, централизованно обеспечить республиканские, крае­вые, областные дома и центры народного творчества, сельские поселения передвижными автоклубами за счет федерального бюджета.

Возродить практику проведения декад национального искусства в Москве. Расширить взаимодействие региональных домов и центров народ­ного творчества с национально-куль­турными центрами, общественными объединениями путем создания (вос­создания) в их (ДНТ) структуре отде­лов (секторов) национальных культур.

Основываясь на историческом опыте народных домов, культурно­ спортивных комплексов, централизо­ванных клубных систем, при организа­ции многофункциональных культурных центров (МКЦ) и оптимизации сети считать базовым учреждением куль­турно-досуговый центр (Дом культуры, Дворец культуры) с присоединением к нему муниципальных библиотеки, му­зея и других учреждений.

Провести мониторинг состояния и потребности в кадрах сферы народно­го творчества и принять необходимые меры по стимулированию притока мо­лодых специалистов и улучшению ка­чества их подготовки; обеспечить привлечение в отрасль молодых кад­ров с помощью программ доступного жилья, предоставления социальных гарантий.

Среди показателей эффективнос­ти работы руководителей региональ­ных органов исполнительной власти ввести показатель сокращения числа культурно-досуговых учреждений муниципального уровня, находящих­ся в аварийном состоянии или требу­ющих капитального ремонта. Укре­пить материально-техническую базу сельских учреждений культуры с по­мощью значительных капиталовло­жений в реконструкцию и строитель­ство клубных учреждений, техничес­кое оснащение, обеспечение музы­кальными инструментами, костюма­ми и пр. Проблема технической и транспортной доступности культур­ных благ может быть решена через устройство дорог, развитие высокос­коростных каналов связи, увеличе­ние площади покрытия страны ра­дио- и телесигналом.

Ввести в качестве обязательного в программы дошкольного воспитания и школьного образования предмет «Ос­новы народного творчества», имея в виду обучение детей наряду с родным языком народному пению, музыке, танцам, традициям.

Создать благоприятные условия для негосударственных вложений в сферу культуры и стимулирование фи­нансовых потоков из внебюджетных источников; увеличение инвестицион­ной привлекательности отрасли, в том числе с применением технологий госу­дарственно-частного партнерства.

Учредить ежегодные гранты Прези­дента РФ стабильно и эффективно ра­ботающим клубным учреждениям, ве­дущим коллективам народного твор­чества, а также народным мастерам.

Активизировать работу СМИ по формированию общественного мне­ния и пропаганде инновационных форм работы клубов. ВГРТК «Россия» рассмотреть вопрос о воссоздании Дирекции теле- и радиопрограмм по народному творчеству.

Наряду с финансированием строи­тельства инновационных многофунк­циональных культурных центров выде­лять средства в рамках программно-­целевого финансирования (при соот­ношении федерального и местного бюджетов) на ремонт и реставрацию эффективно действующих культурно­досуговых учреждений.

Продолжив программу финансиро­вания по приобретению мобильных культурно-досуговых учреждений, пе­ресмотреть соотношение софинансирования с 50:50 в сторону уменьшения финансовой нагрузки на региональ­ные и муниципальные бюджеты;

Поручить Государственному Рос­сийскому Дому народного творчества разработать критерии отнесения фестивально-конкурсных мероприя­тий к категориям: международный, всероссийский, межрегиональный. И на этой основе создать систему экс­пертной оценки уровня и результа­тивности фестивалей и конкурсов, сформировать при органах культуры субъектов Федерации экспертные со­веты, определяющие порядок участия любительских художественных кол­лективов во всероссийских и между­народных фестивалях и конкурсах за пределами субъекта Федерации, а также приоритет для мероприятий, проводимых под эгидой Минкультуры России.

Уверены, что общими усилиями, при активной поддержке Министер­ства культуры Российской Федерации, которую мы постоянно ощущаем, мы сможем добиться решения поставлен­ных задач, направленных на сохране­ние «культурного гена» - основы наци­онального характера каждого народа, на воспитание духовности и истинного патриотизма в каждом россиянине, гордом за свою великую Родину.

Материал подготовили Ирина СЕРГЕЕВА, Мери РУСАНОВА и Жанна СМЕЛОВА

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области