Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

Сто лет творчества. Продолжение

ВТОРОЙ ДЕНЬ. ЕДЕМ В ПОЛЕНОВО

Одним из самых значимых собы­тий Декады стала экскурсия в Дом- музей Василия Дмитриевича Полено­ва в Тульской области и участие руко­водителей региональных учреждений культуры в заседании круглого стола «100 лет российского меценатства. От Поленовского Дома к фонду Тим­ченко».

Здесь выступала Наталья Никола­евна Грамолина, заместитель дирек­тора по научной работе Государствен­ного мемориального историко-худо­жественного и природного музея-за­поведника В.Д. Поленова. Мысль, ко­торую она хотела донести, заключа­лась в том, что Василий Дмитриевич Поленов не пытался выполнить какой- то долг, обязанность... Он делал то, что хотел. Ахотел он просвещения, приоб­щения народа к культуре как таковой. Вероятно, не пытаясь разделить куль­туру на профессиональную и народ­ную. Особое внимание уделял театру.

Когда он создал «наш Дом», то речь шла в первую очередь о театральном деле. Почему?

На этот вопрос ответило выступле­ние Ирины Горбатовой, которая очень обстоятельно изучает не только дея­тельность Василия Дмитриевича Поле­нова, но и историю меценатской прос­ветительской деятельности. Она при­вела несколько причин. Во-первых, всеобщее увлечение театром: домаш­ние семейные театры были очень расп­ространенным явлением. Именно театр в конце XIX - начале XX века был мес­том, где собиралась интеллигенция, много новаторских движений зарожда­лось именно в театральном деле.

Наталья Николаевна Грамолина сказала: «Сам Василий Дмитриевич Поленов преподал нам несколько уро­ков, следование которым сейчас осо­бенно важно.

Урок первый. Никогда не поздно начинать доброе дело. Поленов пост­роил свой дом на высоком Окском бе­регу в 50 лет. Он создал первый народ­ный музей в русской деревне. Посадил парк, построил две школы и церковь.

И превратил пустой песчаный окс­кий косогор в одно из самых прекрас­ных мест России с высокой нравствен­ной планкой.

Урок второй. Можно обозначить стихотворной строчкой «Учитель, вос­питай ученика, чтоб было, у кого потом учиться». Надо работать с молодежью, с детьми. Надо передавать им знание, умение и уважение к традициям, к ис­тории, к прошлому.

Урок третий. Ты - лишь звено в об­щей цепи бытия. До тебя жили люди, работали, создавали историю, и после тебя будут жить твои дети и внуки, ко­торым ты бережно должен передать и то, что знаешь, и то доброе, что ты сделал. Нельзя отрекаться от корней. Без них «дерево жизни» рухнет, и не бу­дет ни цветения, ни плодов в будущем.

И урок четвертый. В воспитании будущего поколения очень важно к знаниям прибавить ремесло. И именно народное творчество может и должно сыграть свою великую роль.

За сто лет народные мастера нашего Отечества не только не растеряли тра­диций, но во многом их приумножили и сделали доступными для всех граждан России и гостей нашей страны.

Главное - хранить чистоту тради­ций, не поддаваясь конъюнктурным, сиюминутным настроениям и выгодам.

Впереди - следующее столетие! Мы еще сумеем сделать много добро­го. Только нужно всегда быть вместе».

Мы попросили Мери Вахтанговну Русанову, первого заместителя ди­ректора ГРДНТ, заслуженного работ­ника культуры России, лауреата пре­мии Правительства РФ в области куль­туры, поделиться впечатлениями от поездки в Поленово.

- Специалисты Дома-музея стара­ются сохранить дух того, что создал Поленов, по сей день. Они организуют елки для окрестной детворы в школе, пленэры для художников... Сделанное Поленовым в начале прошлого века они воссоздают в сегодняшней ситуа­ции.

- А посетители воспринимают?

- Я не видела детей, которые при­ходят на эти елки, но видела наших ди­ректоров, которые приехали туда сей­час. И была удивлена и обрадована тем впечатлением, которое на них про­извел Дом-музей Поленово.

Вот, например, что сказала дирек­тор Дворца культуры и народного творчества из Мурманска, заслужен­ный работник культуры России Свет­лана Васильевна Вагайцева: «Нам провели экскурсию, мы встречались с наследниками дела Василия Павлови­ча Поленова. Очень важно для нас, директоров-практиков, видеть всю инф­раструктуру, созданную для Дома-му­зея Поленово. Прекрасная гостиница, кафе, интереснейший Дом-музей и масса мероприятий, максимально близких тем, которые проводились там сто лет тому назад. Великолепно подготовленный туристический объ­ект. А уж о роскошных лесах, красивей­шей природе и говорить не приходит­ся. Даже в ненастном декабре там очень хорошо...»

Пройдя по Поленово и Дому-музею, прослушав краткие выступления специалистов, все пришли в совер­шенный восторг. Директора говорили: «Мы прикоснулись к настоящему!..»

Н.Н. Грамолина потом сказала: «Правильно. Они все время сопри­касаются с культурой, с творчеством, поэто­му не могут не оценить настоящего. Вот они и оценили!»

Среда, предметы, картины, люди - все настоящее. Поездка удалась.

У нас есть книга о домах творчества России, которую мы выпустили несколько лет назад, - история создания всей нашей совершенно уникаль­ной системы. Сейчас к юбилею создали буклет по истории Поленовского Дома. И, только готовясь к сто­летию, разбирая на­ши архивы, посмот­рев «столетние» фо­тографии, наконец действительно ощу­тили непрерывность пути, начиная с Поле­нова и его задумки и до сегодняшнего дня.

На круглом сто­ле, посвященном российскому меценатству, и Н.Н. Гра­молина, и И.И. Горбатова говорили об историческом значении меценатства для России, вспоминали меценатов тех времен. Это были люди, которые самозабвенно любили то, чем увле­ченно занимались, во что вкладывали деньги, время, силы. Савва Мамонтов любил оперу, Василий Третьяков - изобразительное искусство, Сергей Дягилев - балет и так далее. Это была особенная «порода» людей того вре­мени.

Потом перешли к современным ме­ценатам. Елена Коновалова занима­ется вопросами культуры в Благотво­рительном фонде Елены и Геннадия Тимченко. Она рассказала, как их дея­тельность реализуется сегодня. Это другой тип меценатства. Современ­ный. Во главу угла ставится желание помочь развитию не только личности человека, но и какого-то интересного проекта, который важен для людей, го­рода или даже региона. Потому и про­ект «Культурная мозаика» - всерос­сийский. В первую очередь отдано предпочтение проектам малых городов и сел - там «узкое место», требу­ется материальная поддержка. Цель - помощь развитию территории. Госу­дарственный взгляд, философский. И это тоже меценатство.

Елена Коновалова рассказывала о проведенных конкурсах и о планах развития. Для директоров это было особенно интересно.

Сегодня Фонд пытается проанали­зировать результаты поддержанных ранее проектов, на которые были да­ны деньги. Смогли ли они дальше жить самостоятельно? Фонд помог «завес­ти» механизм, а участники должны так построить дело, чтобы дальше он раз­вивался самостоятельно, без мате­риальной помощи Фонда. Есть при­меры того, что успешный проект был замечен местными властями, кото­рые стали поддерживать доброе на­чинание.

Теперь они думают о том, чтобы провести анализ и конкурс проектов, которые «выжили» и продолжают раз­виваться. Это очень ценно. Нет разви­тия без оценки результатов предыду­щего, ибо надо понимать, во что необ­ходимо вкладывать средства. Здесь благотворительность и грамотный де­ловой управленческий подход объеди­нились... Может быть, сегодня такая позиция наиболее правильная.

- Природа явления интересна: почему одни проекты «выжили», а другие - нет?

- Предполагаю две основные при­чины. Насколько реален сам проект? Определить это только по бумаге очень сложно, для этого нужно обла­дать большим опытом. А когда ты ви­дишь результат, уже можно понять, насколько он жизнеспособен. Вторая причина - люди, которые его реали­зуют. Одним, сколько ни дай, ничего не сделают. А другим чуть поможешь, и они развернут бурную деятель­ность.

Суть проекта и человек, который его реализует, - это и есть самое не­обходимое сочетание. В бизнесе так же, наверное. Вот вам и природа яв­ления.

В выступлении Ирины Ивановны Тоцкой, директора Фонда развития народного танца Натальи Карташовой и Татьяны Реус из Челябинска прозву­чала тема современного меценатства. Помогает фонду меценат, с глубоким уважением относящийся к делу, кото­рому посвятили жизнь его предки, из­вестные на Урале хореографы - его бабушка и мама. Основатель фонда не имеет ни профессионального отноше­ния к хореографии, ни личной заинте­ресованности, не ищет выгоды. Его мотивация - сделать так, чтобы дело это продолжалось и приносило пользу и радость людям.

- Эта мотивация способствует развитию народного танца?

- Безусловно. Ведь делом занима­ются профессионалы. Меценат им до­веряет, а финансы - это возможность работать полноценно.

Елена Михайловна Шаповская, директор Рязанского областного Центра народного творчества, провела историческую параллель: Рязанский ОЦНТ расположен в доме, построен­ном рязанским дворянином, царским советником Гаврилой Васильевичем Рюминым для общественных нужд. Но наиболее интересным оказался разго­вор о настоящем времени. И опять но­вая мотивация.

Люди достигли высокого положе­ния в обществе, материального благо­получия и хотят помочь землякам построить или отремонтировать Дом культуры, больницу, открыть памятник или провести мероприятие. Их моти­вация связана с малой родиной и же­ланием улучшить что-то там, где они родились или выросли. Они, как пра­вило, не стремятся афишировать себя. Может быть - скромность. Или неже­лание привлекать внимание к своим возможностям. Я не знаю. Да это и не нужно: не меняется суть дела.

Главное, посмотрите, сколько ва­риантов мотивации для развития ме­ценатства в России сегодня, Но и век на дворе другой, и люди другие.

- Мери Вахтанговна, как вы ви¬дите перспективу меценатства?

- Все зависит от ситуации в целом. Если общество будет нормально раз­виваться и жить нормально, то и меце­натство будет развиваться.

Вышел Закон о меценатстве. Но, говорят, что он не очень рабочий, пото­му что в нем не заложено никаких ль­гот. Я думаю, что это не совсем взаи­мосвязано. Другое дело, что спонсо­ров легче найти, если у них есть льго­ты. Но это уже немного другое.

-  Как различаются спонсоры и меценаты?

- У мецената есть своя идея. В од­ном случае он хочет помочь развитию территории, в другом - землякам, в третьем - конкретному человеку, боль­ному или талантливому... А спонсоры - это скорее помощники в реализации чужих проектов, хотя, безусловно, это тоже очень достойно, и спасибо им большое.

Нам никогда не помогали спонсо­ры... Но в регионах спонсоры есть. Особенно там, где есть крупные про­мышленные предприятия или серьез­ный бизнес. Но это уже разговор для другого случая. Чтобы вести его, надо иметь больше информации и фактов по этой теме.

«ЗРИМОЕ ВРЕМЯ...»

Во время Декады народного твор­чества трижды проводилась презента­ция большой ретроспективной фото­выставки «Народное творчество в ли­цах». Одна часть ее представила ста­ринные фото, отражающие историю уникальной организации. Другая - объединила жанровые портреты и групповые снимки участников множе­ства событий, организованных стара­ниями специалистов Дома народного творчества. Стоило присмотреться к одной фотографии, и уже невозможно отвести взгляд от всех остальных. Это признавали даже видеооператоры те­левизионных компаний, которые осве­щали юбилейные события и которых трудно удивить фотокадром.

- Мери Вахтанговна, как возник­ла идея и как вы подбирали экспо­наты для фотовыставки «Народное творчество в лицах. Люди и годы», «Народное творчество в лицах. Из века в век»?

- Основная идея возникла, когда мы стали думать: как показать нашу работу за все сто лет, чтобы это было наглядно, кратко и интересно однов­ременно? И тогда заведующей отде­лом видеотворчества Наталье Алек­сеевне Голевой, пришла мысль обра­титься к нашим архивам, мы достали старые фотоальбомы и стали смот­реть на даты, подписи... Представи­тели всех информационных каналов, которые к нам приходили, спрашива­ли одно и то же: «Что было главным, когда вы эту выставку отбирали?» Я отвечала: «Когда вы смотрите на фо­тографию, вы время чувствуете? Ес­ли вы чувствуете ВРЕМЯ на этой фо­тографии, ее нужно отобрать. Если вид и сюжет на фотографии мог быть связан с любым временем, она не подходит. Многие фотографии не бы­ли подписаны, но если вы смотрите и понимаете, что изображенное на ней могло быть только в 30-х или, напри­мер, 50-х, если ощущаете эпоху, фо­то годится. От исторической фото­графии должен исходить «дух време­ни». Иначе нет смысла в старинных фотографиях.

И второй момент, который учиты­вался при отборе фотографий, - это люди. Поэтому мы сделали вторую выставку «Люди и годы». А люди - это тоже время. Там, на фотографиях, много известных артистов, музыкан­тов: В.И. Качалов, и Л.Н. Свердлин, С.В. Образцов, Т.А. Устинова и дру­гие выдающиеся мастера искусств, которые в разное время помогали и работали с Домом народного твор­чества.

- А сейчас вы привлекаете про­фессионалов к своим проектам?

- Конечно. Приглашаем их для ра­боты в жюри фестивалей и конкурсов, просим провести мастер-классы и се­минары, советуемся по проектам, об­суждаем новые идеи.

Но на наших фотографиях не только известные люди, но и рядовые работ­ники культуры тех лет, как, например, на фотографии «Всесоюзное совещание директоров республиканских и област­ных домов народного творчества», 1949 год, Москва, или «Работники Министе­рства культуры РСФСР с участниками Всероссийского смотра сельской худо­жественной самодеятельности», Моск­ва, Колонный зал Дома Советов, 1954 год; выступления творческих коллекти­вов на Всесоюзной выставке достиже­ний народного хозяйства (ВДНХ) и еще многое другое. От этих черно-белых фотографий и лиц людей на них тоже тем временем веет.

Поэтому мы сделали две выстав­ки: «Из века - в век» и «Люди и го­ды». Каждая фотография здесь - это ВРЕМЯ.

- Как интересно тема поверну­лась! Сейчас, когда каждый школь­ник ходит с фотокамерой и снимает все подряд, этот вид искусства мо­жет быть дискредитирован. И вдруг обострился интерес к старой фо­тографии. Новый шарм обрела да­же современная черно-белая фо­тография.

- Наши специалисты из отдела фо­тоискусства всегда говорили: «Черно­белая фотография лучше цветной - суть кадра отражает точнее». Сейчас- то мы просто завалены фотография­ми, можем тонну перебрать, и - ни од­ной путной! Очень интересно видеть на старых фото интерьеры прошлого, городские пейзажи, те же павильоны ВДНХ, которые уже не увидишь в ре­альности. Мне кажется, что это не только наше умиление прошлым, но и молодежь чувствует очарование ста­рой фотографии.

Когда мы переходим к современ­ным фото, тоже видим, как меняется обстановка, качество печати, появля­ется цвет - меняется время. Мы эти фотографии использовали в полной мере: часть - на выставку отправили, часть - в буклете опубликовали, часть - на передвижных баннерах размести­ли... Вот тут-то мы и ощутили, что нам 100 лет. Когда видишь все это, понима­ешь, какой путь пройден. И много, и мало одновременно. По-моему, эти выставки украсили само событие, про­явили его значение. Без наглядного «аромата» времени это был бы празд­ник «без корней».

«ХОЧЕТСЯ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ...»

Козьма Прутков сомневался, но большинство культработников знают, что это возможно. В течение юбилей­ной Декады народного творчества участники торжества знакомились не только с историей Поленовского До­ма, но и с практикой, основанной на координации деятельности регио­нальных учреждений культуры, на по­мощи в развитии любительского твор­чества разных направлений и народов нашей страны.

- Мери Вахтанговна, выставка «Кукла в национальном костюме» уникальна не столько фактом демон­страции национального костюма, сколько своим широким географи­ческим охватом, который только в миниатюре можно выразить ком­пактно. Какое значение вы придае­те экспозиции?

- Сегодня это очень распространен­ный вид творчества - создание куклы. Трудно сказать, почему именно сейчас возник такой бум увлечения созданием куклы самого разного жанра. Но, когда мы задумали выставку, меньше всего думали р природе увлечения куклой. Нам хотелось подчеркнуть мысль о том, что вся структура наша зиждется на содружестве региональных домов и центров народного творчества. Мы за­нимаемся координацией этой деятель­ности по стране, а страна наша - мно­гонациональная. И народная культура - та почва, где нет никаких разногласий и национальной розни. В нашей сфере никогда я не слышала разговоров о том, что мы несовместимо разные. В любом коллективе есть представители разных национальностей. Сохранение и разви­тие народной культуры - это платфор­ма для объединения.

- И концерт после вручения пре­мии «Душа России» был задуман как многонациональный?

- Это наш важнейший принцип за все годы нашей работы.

Любое мероприятие - отражение идей и мыслей его создателей. Ирина Владимировна Козлова - замести­тель директора ГРДНТ, заслуженный работник культуры России и главный режиссер концерта от Дома народного творчества. Она отличается способ­ностью видеть главное в любом деле. И говорит: «В концерте нам хотелось показать максимум возможного, пото­му что концерт юбилейный, да еще посвященный вручению ежегодной премии. Многонациональность, широкий географический охват, полижанровость - музыка, пение, танец, - все это в нашем концерте сочетается. А также - современные и традиционные направления всех видов исполнительского искусства. Поэтому в год 100-летнего юбилея концерт был в двух отделениях. Мы понимали, короче нельзя, иначе он потеряет какие-то краски.

Мы и фотовыставку в Государственном концертном зале имени П.И. Чайковского открывали, чтобы люди поняли: концерт посвящен историческому событию... Ауру создали, мастеров декоративно-прикладного искусства в фойе разместили, открыли выставку народного костюма, правда, не на куклах, а на манекенах. Старались показать зрителю, что это не обычный концерт».

В рамках Декады народного творчества состоялся и конкурс мастеров декоративно-прикладного творчества «Русь мастеровая». Сам конкурс традиционный. Юлия Борисовна Иванова, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ГРДНТ, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России, проводит его давно. В реальном режиме времени мастера создают свои изделия. А потом жюри определяет лучшие работы и награждает мастеров. В этом году конкурс проходил под знаком столетия. И 12 номинаций
конкурса, в котором участвовали 120 мастеров более чем из 40 регионов России - действительно юбилейное мероприятие.

Все откладывается в памяти, а потом превращается в проекты и приносит пользу многократно. Любой кон­церт, любая выставка - что бы мы ни делали, потом отражается в разных вариантах в регионах.

Будет, видимо, и к нашему столе­тию региональный «шлейф». Многие дома и центры народного творчества отмечают юбилеи. Им тоже хочется по­казать в комплексе «этапы большого пути». Думаю, они будут брать элемен­ты из нашего сценария. По тому, какие именно, мы и поймем, что было наибо­лее удачным.

Мы старались подчеркнуть основ­ные направления нашей деятельнос­ти, длительность существования и развития в истории этих направле­ний. Надеюсь, нам удалось. Потому- то и спланировали декаду. Понимали, каким бы чудесным ни был концерт, мы не можем отразить в нем одном все грани нашей деятельности, показать весь объем и силу творческих возможностей.

Мы благодарны организаторам IV Международного культурного форума в Санкт-Петербурге, посвятившим нашему юбилею заседания секции «Народное творчество и нематериальное культурное наследие».

Выставка национальных музыкальных инструментов и концерт ансамблей народной музыки состоялись во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки, с которым нас связывает действительно вековая дружба.

Наше сотрудничество с мастерами искусств проявилось в цикле концертов «100 лет вместе», которые посвятили юбилею ГРДНТ выдающиеся профессиональные коллективы: Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова, Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Надеемся, что и в следующем веке нам удастся сохранить наши традиции и передать их новым поколениям.

Материал подготовили Ирина СЕРГЕЕВА, Мери РУСАНОВА и Жанна СМЕЛОВА

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области