Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

«ЛИШИВШИСЬ СВОИХ КОРНЕЙ, МЫ РАСТЕРЯЛИ И НАШУ НАЦИОНАЛЬНУЮ ГОРДОСТЬ», - УВЕРЕН ГЛАВА МОСКОВСКОГО КАМЕРНОГО ХОРА ВЛАДИМИР МИНИН.

-  Владимир Николаевич, не стало оперной примы Елены Образцовой, ушла Галина Виш­невская. С уходом таких грандов наше классическое искусство из­менится?

 

 - В любой сфере жизни есть апогей - высшая точка и пери­гей - низшая. Сравните XIX и XX века. XIX век – Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков… До середины XX века тоже было несколько крупных личностей – Хачатурян, Прокофьев, Рахманинов, Шостакович, Свиридов.  А  дальше? Затишье! Эти процессы эволюции закономерны.

 

- Может, дело еще и в том, что в России постепенно изменилось отношение к высокому искусству?   На Западе до сих пор на классические концерты билетов не достать, а у нас билетов не достать на Леди Гагу, например.

 

 

 - Мы приезжаем на гастроли в глубинку и видим: на концерты приходит очень много молодых. Но... В Америке, в Европе уже в начальной и средней школах делают прививку хорошего вку­са через хоровое пение. Большинство учеников обучены музыкальной грамоте. На Западе тоже есть, условно говоря, отморозки. Но это мелкие группки. А на фестивалях классической му­зыки в Германии, в Голландии, во Франции собираются десятки тысяч людей - они приезжают семьями, потому что им это интересно. И тут всё дело в том, на что заточено государство: на воспитание хорошего вкуса у его граждан, на полноценное разви­тие личности.

-   Наше, значит, не заточено на хороший вкус ?

- А много ли сегодня людей образованных и по-настояще­му культурных? Я имею в ви­ду ту культуру, которую несли академики Лихачёв, Сахаров - подлинные мыслители. У нас же больше прагматиков, хоро­ших тактиков, но не стратегов. Может быть, тактически они правы - мне трудно судить, я не политик. Но стратегически, мне кажется, они неправы аб­солютно. Потому что страна, которая не вкладывает деньги в образование, потом, в последующих поколениях, будет за это расплачиваться.

- Но можно ли всю ответс­твенность за воспитание пере­кладывать только на плечи го­сударства?

- Для того чтобы простые граждане эту ответственность чувствовали, надо создать условия. В  1913 году праздно­валось 300-летие Дома Романовых. В Пермской губернии тогда было общество трезвости. Его пред­седатель приложил много усилий для то­го, чтобы 300 кресть­янских хоров спело на торжествах фраг­мент из оперы Глинки «Жизнь за царя». Конечно, выступление было для царя, но ведь создание 300 хоров из крестьян - это огромное дело. Если бы сейчас были условия, в первую очередь материальные, чтобы человек имел возмож­ность не только работать, но делать ещё и полезные дела, в стране всё было бы иначе.

Или вот я в Ижевске иду в местный краеведческий музей, а там наглядно показано, какую роль играло дворянство в данном регионе в области развития куль­туры. Современная интеллиген­ция или бизнес также активно занимаются развитием культу­ры? Навряд ли. А, например, до революции княгиня Тенишева в Смоленской губернии строи­ла школы, больницы для детей рабочих, что трудились на её фабриках. Это помимо того что она поддерживала таких людей, как Рерих. Где сейчас такие Тенишевы?

- Что касается воспитания общества. Как вы думаете, где должна закладываться тяга к культуре? В семье? В школе? Ответ  - и там, и там. Но! В Екатеринбурге не так давно был случай: в хоровой студии ученики издевались над учительницей, а потом съемки выложили в Интернет. У меня сердце обливалось кровью, когда видел это. Я сам прошёл через подобную детскую хоровую школу в Ленинграде. Но тогда такое в голову не могло никому придти! Как известно, дети беспощадны - не буду объяснять, как порой издеваются девочки над своими подругами, мальчики –над младшими учениками. Это всё проблемы формирования нравственных основ. Кто должен этим озаботиться? Семья, школа, государство должны следить за соблюдением нравственных законов, выработанных человечеством.

ЩЕКОЧЕМ САМОЛЮБИЕ?

-  Возможно, россияне, особен­но молодое поколение, слишком сильно хотят быть похожими на Запад и в этом стремлении теряют себя.

- У Ленина есть статья «О национальной гордости вели­короссов». В ней он как раз критикует отсутствие этой национальной гордости. И я в данном случае согласен с этой точкой зрения. Мы где-то хо­тим быть похожими на людей Запада. Возможно, внутрен­не им завидуем, тем самым уничижая себя. Мы растеря­ли культуру нашего золотого - XIX - века. Растеряли мы её вполне естественно, потому что в 1917 году был перерезан корень, нарушен естествен­ный уклад жизни. Нам вдруг сказали, что с «корабля исто­рии» надо сбросить Пушки­на, Чайковского и др. Стали воспитывать общность под названием «советский чело­век». Если мы все родились на голом «асфальте» в 1917 году, откуда  тут взяться национальной гордости? Когда-то была сильна крестьянская община, а город был малочислен. И в недрах той, крестьянской,  страны была своя культура, свои нравственные  устои. Я застал время, когда в  деревне дома не запирали – такая была честность. Сегодня это можно представить?

- Но есть мнение, что воз­рождению национальной гордо­сти поспособствуют введённые Европой санкции.

-  Это не гордость, а щеко­тание самолюбия. А нацио­нальная гордость – это  то, что воспитывается веками. Это труд, в том числе и труд мужей государственных. Потому что для того, чтобы эта националь­ная гордость сформировалась, я должен гордиться не только армией своей - я должен гор­диться духом своего народа, его культурой, достижениями в на­уке, музыке, литературе.  

- Вы как-то сказали, что ни­кого из мальчишек вашего хора не встретите с ножом или с банкой пива в руках.  Но сегодня сотни подростков с пивом и сигаретами прогуливаются по нашим дворам…

- Материальный достаток, точнее недостаток, нивелировал роль семьи в России. Опять – таки приведу в пример Ленина – его отец содержал семью, где было много детей, плюс  прислуга. А он всего – навсего был инспектором средних учебных заведений Симбирской губернии! Он один работал! Какой  был у него заработок? Очень неплохой. А его жена имела воз­можность воспитывать детей. Что сегодня делает наша мама? Работает. Порой на двух, а то и на трёх работах. И вы хотите, чтобы у неё вырос сын без бан­ки пива? Конечно, у нас улица воспитывает больше, чем семья.

Мы потеряли не одно поко­ление - с конца 1980-х годов и до сегодняшнего дня. Ставить на этих поколениях крест? Не думаю. Я оптимист в данном случае. Свинья не может под­нять голову к небу, а человек должен хотя бы иногда посматривать вверх и задумываться над тем, зачем он в эту жизнь пришёл и что он в ней творит.

Валентина ОБЕРЕМКО

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области