Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

О человеке, хорошо делавшем свою работу. Памяти Л.М. Бахаевой

О начальнике управления культуры города Скопина, заслуженном работнике культуры Российской Федерации, почетном гражданине города Скопина Любови Максимовне Бахаевой, чьими усилиями провинциальный городок трижды становился культурной столицей Рязанской области, собирался писать книгу, и даже первая глава появилась на свет, но дальше дело не пошло. Меня интересовала жизнь самой Любови Максимовны, а она предпочитала говорить о других. При этом не боялась использовать эпитеты в превосходной степени. Абсолютно в каждом Бахаева умела разглядеть, а потом и извлечь на свет что-то уникальное, неповторимое. Довольно часто доводилось от нее слышать: "Какая же удивительная личность этот...", и следовал долгий рассказ об этом, может быть, и действительно необыкновенном человеке. (Не всегда люди могли оправдывать полученный от Бахаевой аванс, но ее вера в человека оставалась непоколебимой).

В кабинете у начальника скопи некой культуры можно было встретить самых разных представителей рода человеческого: бизнесменов и руководителей производств, робких выпускников музыкальных училищ, начинающих трудовой путь, и зрелых людей, измученных жизненными проблемами и метаниями, пьяную бродяжку, выдающую себя за бывшую известную певицу (что оказывалось правдой) и полусумасшедшего изобретатели с еще более безумным проектом, Со всеми она находила общий язык и ко всем в одинаковой мере относилась с редким уважением, терпением и любовью, Это привлекало к ней людей, помогало открывать новые таланты и зажигать на скопинском культурном небосеоде новые звезды.

Очень трудно было заставить Любовь Максимовну говорить о себе и своих делах, Теперь оспеюя только сожалеть, что от ее воспоминаний осталось тек мало, просто тлкие крупицы, Но и они способны передать всю красоту души этого человека, ею любовь к жизни и людям, неиссякаемый оптимизм, Думается, что к отрывкам из ненаписанной книги можно относиться и как к духовному завещанию Любови Максимовны Бахаевой.

"В жестокие тридцатые годы, когда шла так называемая коллективизация, искалшившая миллионы человеческих судеб, пострадала и моя семья - мой дед, моя мать, мой отец. С рязанской земли их сослали в Белую могилу, так называлось захолустное местечко в Казахстане, Теперь это столица Астана, а раньше был город Степняк в Кокчетавской области. Папа стал работать на шахте, а мама занималась детьми, которых у нее было трое. Они жили в бараке, холодном и не отапливаемом. Голод и тиф уносили жизни многих людей. Вот в таких условиях я родилась - в 1942 году четвертая в семье, в далеком городке, когда вовсю шла война. Вскоре после моего рождения папу забрали. Мне было две недели отроду; он просто подержал меня на руках - последняя наша встреча, и ушел. Воевал он недолго: 13 декабря отец погиб у Мамаева кургана под Волгоградом. Он успел написать только восемь писем. Маленькой девочкой я читала их, и многое мне было непонятным. Папа писал, что вода в Волге красная, и я долго думала, никак не могла понять: ну как сделать так, чтобы в такой большой реке вся вода вдруг стала красной?

Закончилась война. Нас у мамы четверо, и мы одни в чужой стороне, на чужой земле. Как жить дальше? И мама решает вернуться на Рязанщину - в родное село, откуда была увезена. Сначала мы жили в Новом Еголдаево Ряжского района, но совсем недолго. Вскоре перебрались в село Добрая воля Ухоловского района, где купили дом. Мне было всего пять лет, и как меня туда везли, несли или я шла сама - не помню. Зато хорошо помню то счастье, которое испытала, переступив порог нового дома. Он оказался большим - с горницей и кухней; такие дома в деревне называют пятистенками. Радости моей не было предела.

Наш дом был самым лучшим в селе, и, может быть, поэтому у нас размещалась начальная четырехлетняя- школа: в горнице стояло несколько парт, и у нас жила учительница. Получилось так, что с пятилетнего возраста я уже начала приобщаться к знаниям: ведь даже лежа на печке, слышала, о чем идет речь на уроках. Читать научилась сама по себе, и мама очень обрадовалась. Она решила, что я самый умный и талантливый ребенок; ну а как иначе, если с пяти лет дитя может читать и писать?!

Первой моей прочитанной книгой стал не букварь и не азбука, а роман А. Фадеева "Молодая гвардия". Он принадлежал моей сестре, которая училась в старших классах в рабочем поселке Ухолово. Книг тогда вообще было очень мало, вот и читала, что под руку попадалось. Я помню, как горько плакала над судьбами героев романа, и готова была с юных лет пойти на любую войну, воевать с каким угодно врагом, только чтобы защитить свою Родину.

Если книг было мало, то игрушек у нас не было совсем. Мы делали их сами - из соломы, из каких-то тряпочек, а потом давали различные представления, какие-то смешные концерты. Уже тогда во мне жила потребность и тяга к миру искусства, к миру прекрасного, к музыке. Помню, когда у нас появился радиоприемник и прозвучала песня Радыгина "Уральская рябинушка" - это было нечто невообразимое! Я стояла и слушала как зачарованная! А еще я остро чувствовала свое единение с природой. Закаты и восходы, звезды, ветер и метель, весна, лето, осень и зима - это было просто необходимо моей душе и дополняло все то, что жизнь не додавала. Мы жили очень бедно, но я этого не чувствовала и была самой,счастливой.

Когда закончила семь классов, мама захотела, чтобы я поступила в Ряжский дорожный техникум. Она сказала, что там у нас работает учитель-родственник, что он принимает экзамены и какие надо, такие отметки и проставит. Я приехала туда, побродила по техникуму, посмотрела на эти мосты, дороги, железо разное и поняла: здесь учиться не смогу. Это ведь ужас какой-то! Уехала оттуда тихо, к родственнику не подходила, экзаменов не сдавала. Приехала домой и первая моя крупная в жизни ложь - сказала маме, что экзамены я провалила и меня не приняли. Помню, как мама плакала, а мне было стыдно. Я солгала, а все потому, что моя душа требовала другого.

После десятого класса сказала своей родительнице: "Мама, не надо мне ничего говорить! Я выбрала себе учебное заведение, я поеду, я поступлю, я все сделаю сама!" И я поехала в Шацк поступать в культурно-просветительское училище. Поехала одна, не зная ни дорог, ни путей, не имея там никаких родственников. Когда переступила через порог училища, то поняла сразу, что оказалась в лучшем из миров. Душа моя возликовала: вот здесь мой дом, тут я на своем месте! Экзамены сдала не просто хорошо, а блестяще.

Виктор Петрович Мартынкин поставил мне одни «пятерки» и сразу записал в хор, в вокальную группу и ведущей концерта, а все потому, что у меня был голос, внешние данные и - смею надеяться - способности, которые он сразу разглядел. Культурно-просветительское училище - это золотая пора моей молодости. Я считаю, что каждый, кто хочет стать настоящим специалистом в нашей области, просто обязан окончить училище, а потом уже учиться дальше.

По окончании училища распределилась в город Скопин. Работая в учреждениях культуры города, не успевала замечать, как на смену одной неделе приходит другая. Из прошедшего месяца запоминались только дни проведения каких-лиоо праздничных мероприятий, и не потому - что праздник, а потому - что мероприятия. Весна, лето, осень и зима оставались в памяти уже не как поэтическая смена времени года, а как прозаическая перемена в одежде. На моей работе, когда могут вызвать в любой час дня и ночи, нет времени на пристальное разглядывание собственной персоны в зеркале, а потому изменения во внешности происходили стремительно и в тоже время незаметно.

Из молодого, в чем-то нетерпимого начинающего специалиста, превращаешься в зрелого руководителя культуры. Сказать, что такие метаморфозы меня сильно радуют - не могу, но и больших огорчений не доставляют. Ведь в молодости мы все совершаем ошибки, за которые бывает стыдно и порой очень долго. Опыта работы с людьми не хватает, а молодость, молодой задор, характер - в чем-то и мешают. Хочется показать себя, отстоять свой авторитет, вот и включаешь административный ресурс - начинаешь работать на замечаниях, выговорах, увольнениях.

Пришел опыт, появилось новое мироощущение и другими стали методы работы. Однако это не означает, что я не использую принудительных способов воздействия. Хотим мы того или нет, но власть - это всегда насилие. Раньше я могла за один день объявить четыре выговора или столько же человек уволить. Сейчас я стараюсь людей убеждать, объяснять их неправоту, побуждать к поступкам правильным.

Хотелось бы начать все сначала (а кому не хочется?!), но мудрый Гераклит заметил по этому поводу: "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды". И вот после стольких лет работы в учреждениях культуры остается немного времени до момента прощания. Очень бы хотелось, чтобы на мое место пришел опытный и чуткий руководитель, который смог бы уберечь накопленное и создать что-то новое. Мне думается, что это и-стало бы лучшей памятью о человеке, хорошо делавшем свою работу".

В. БАЖЕНОВ.

Газета «Скопинский вестник»

3 сентября 2011 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области