Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

Дошла Весна-красна до Вознесения...

12 июня (в этом году) сараевцы, как и все славяне, проводили последний рубежный весенний праздник народного земледельческого календаря - Троицу. С этого дня наступило настоящее лето, которое закончится Ильиным днем.

Но в весеннем календаре земледельца есть еще один примечательный праздник - Вознесение. По церковной традиции Вознесение Христово наступает на сороковой день после Пасхи. Этот праздник примечателен тем, что именно в этот день пекли крестьяне ритуально-обрядовое печенье «лестницы». Печенье наши предки несли в рожь. Весна в крестьянском календаре наполнена сакральными обрядами, которые крестьяне свято хранили и исполняли. И хотя современный человек не знает в своем большинстве об их существовании, обряды эти проводились вплоть до второй половины прошедшего XX века. Живы их очевидцы. А задача кружка этнографии - восстановить и записать эти обряды для нашего и будущего поколений.

Дело в том, что как раз в период между Вознесением и Троицей рожь начинала колоситься. Считалось, что «лестнички» помогают ржи, овсу расти вверх, тянуться за Христом: Христос на небеса, а хлеба под небеса. Женщины приговаривали: «Рожка, рожка, ухвати Христа за ножки».

Мария Григорьевна Паршикова поведала нам, что ее мама пекла лепешку и надсекала ножом полосы в виде перекладин лестницы. При этом говорила: «Надо лестницы в поле снесть».

«Лестницы», как правило, выпекали разных конструкций. В одном случае - напоминающие настоящие. В другом - на лепешку укладывали жгуты из теста, чтобы конструктивно тоже было похоже на лестницу.

Придя в поле, мы попробовали восстановить этот ритуальный обряд. Накануне выпекли на сковороде из пресного теста все виды «лесенок» и славным отрядом этнографов отправились в поле.

День был солнечный и по-настоящему летний. Для более точного воспроизведения обряда девочки надели на себя традиционные девичьи костюмы крестьян-однодворцев, коими являлись и жители села Сараи. Мы нашли прекрасный уголок поля и, в первом случае, со словами рожка, рожка, ухвати Христа за ножки, поставили все три лесенки друг на друга, чтобы рожь росла выше и выше к солнцу. Крестьяне еще приговаривали: «Чтобы Христу легче было на небо подняться». Печенье также принято было ставить у самого колоса, количество перекладин должно было равняться семи: по числу небес. Такие лесенки у нас также были припасены.

Далее, согласно обряду, девочки разорвали «лестницы» и разбросали их по полю, похоронив таким образом весну и весенние труды, благословив поле на тучный урожай.

На этом ритуал еще не закончился. Крестьянки, и мы вслед им, принимались кататься по полю: восстанавливали утраченные силы во время весенних работ от земли-матушки.

Мы знаем и помним, что на Духов день крестьянин никогда не работал в поле и с землей вообще. А день этот следующий за Троицей. На Духов день земля - именинница. Мать-Земля отдыхает, набирается сил.

Еще один своеобразный ритуал нам также удалось воспроизвести. Женщины, девушки становились на поле и начинали бежать по кругу навстречу друг другу. Действие в круге (а круг являлся символом цикличности сельскохозяйственного года), означало, в том числе встречу весны и лета.

И последний ритуал, который нам уже был хорошо знаком из обрядов Троицы - это бросание через плечо в рожь крашеного в красный цвет пасхального яйца, как символа зарождения жизни. Только на Троицу яйца бросали в лен или коноплю. Рожь уже отколосилась. Красное яйцо в данном ритуале Вознесения несет в себе сакральность репродуктивной функции поля: рождение урожая ржи.

Следующим архаичным обрядом уже Троице-Русального цикла был обряд вождения русального коня. Он у нас подзабыт, но в селе Ангалычево (Константиновка) живет Лидия Матвеевна, которая и поведала нам о нем. Два парня одевались конем: морда, хвост, круп, хомут и уздечка, все как положено. Коня водили по селу, по дороге конь, как водится, приставал к селянам, побирался, щипался, лягался, то вдруг взбрыкивал и несся галопом. Ненароком у какого-нибудь дома падал, и толпа зевак кричала: «Ой, сдохла, коняка». Все коня жалели, бабы выли. Вдруг конь оживал и хватал какую-нибудь девушку. А то спрячется за амбар, да игогокнет зазевавшемуся из-за угла в ухо! Смеху было на все село. А смех, в сакральном смысле этого обряда, обладал положительной энергией, которая репродуцировала хороший урожай. Что, собственно говоря, и нужно было!

На Троицу, Русальную неделю обязательно народ веселился, пел, плясал, смеялся.

Озорство и смех были непременными условиями обряда, веселье доброй россыпью катилось по селу, за его околицу и в поле,  где колосился хлеб. Недаром русский человек всегда радовался весне и весенним работам: прошла голодная весна, наступает лето, за которым последует сытная осень и обеспеченная зима.

Вот о таких старинных обрядах, реконструкцией которых занимаются замечательные мои ученицы Поисова Галина, Малахова Анастасия, Каспутене Анастасия, Каданцева Ольга, мне хотелось рассказать.

Галина Кармацкая.

Газета «Сараевские зори»

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области