Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Свадебный обряд села Свинчус Шиловского района Рязанской области. 2 часть

В доме жениха. В переднем углу, перед образами, была зажжена восковая свечка. Молодые входили в избу во главе крестного отца, затем молились Богу. После садились за стол: сначала в передний угол садился крестный отец, а рядом с ним по правую руку садился жених с своей невестой, а рядом с невестою садилась крестная мать жениха, рядом с ней садились приданки, за ними и другие гости. Также и по левую руку крестного отца садились также близкие родные и дружкие. Родной отец и мать жениха в это время за столом не сидели. Родной отец и мать невесты тоже тут не были. Они были в это время у себя дома и готовились к встрече сципиц, которые должны придти к ним на обед. Жениху и невесте наливали по стакану медному медовой и хмельной браги, которую они должны выпить. Разливали напитки дружкие, так как эти обязанности возлагались всецело на них, а также и остальное угощенье. Дружких могло быть двое, трое и четверо, смотря, какая свадьба, и сколько  накрывалось в избе столов. К каждому столу был представлен дружкой.

Поздравление начиналось так: к столу, за которым сидели жених и невеста, подходили отец и мать жениха со стаканами в руке, налитыми брагой. Отец обращался к сыну со следующими  словами: «Кого привел? Фаддей Егоровиц?» Жених отвечал: «Настасью Ларионовну», называя имя и отчество своей жены. Потом,  в свою очередь спрашивал невесту: «А ты за кого вышла, Настасья Ларионовна?» Отвечала: «За Фаддея Егоровица». После отца таким же образом спрашивала мать: «Кого привел, а ты за кого вышла?». После этих ответов, отец и мать говорили молодым: «Здравствуйте!» На что молодые отвечали: «Кушайте на здоровье!», - целовались и пили брагу, а вместе с ними пили и все гости, и крестный отец и мать и также говорили: «Здравствуйте!», - обращаясь к ним. С этого уже начинается настоящее гулянье - пированье, как они говорили.

После поздравлений жених и невеста садились на свои места и сидели несколько минут, потом мать крестная их из-за стола уводила в другое место: в клеть или в какой-нибудь  чулан, где им уже был приготовлен обед. Молодые, по обычаю, всегда обедали отдельно ото всех родных и гостей.

После ухода молодых подавался обед и начинался пир. Во время обеда пелись и протяжные песни. Перед кушаниями подавалась водка и брага, по усмотрению порой во главе почетного гостя - крестного отца, который по старому продолжал сидеть в переднем углу. Как подавался обед  и порядок блюд: 1- квас со студнем, 2 - щи, 3 - лапша мясная и молочная, 4 - ососок или ветчины кусок, 5 - блины со сметаною или с маслом с коровьим, 6 - каша молочная с молоком. Этим заканчивался и обед. Резали большими ломтями хлеб и пшеничный пирог домашнего приготовленья. А сципицы обедають в доме родителей невесты; где для них было  и приготовлено все что полагалось. Там их и принимали и угощали, а у жениха на обед они оставаться не имели права по обычаю и свадебному порядку. Уходя от дома жениха, они пели протяжные песни вплоть до самого дома невесты, откуда её взяли. После обеда, сципицы расходились по своим домам -  тут их роль и кончается, за исключением самых близких подруг невесты, которые еще вечером понесут молодым из дома матери невесты закуски (говядину, ососка, блины, ситного). Щей и других жидких яств не носили.

Кормление молодых. Молодые обедали в присутствии крестной матери жениха и самых близких родных женского пола с обеих сторон. Щи наливались в блюдо с деревянными ложками, которые подарила мать невесты. Деревянный стол накрывался простой белой скатертью, на него клали хлеб, пирог пшеничный  и соль (солонка). Когда жених и невеста садились за стол, то снимали верхнюю одежду и жених оставался в одной рубахе, а невеста в бельевом наряде. Но могло быть, что и не раздевалась, смотря по температуре. Обед мог состоять из нескольких блюд: квас со студнем, щи, лапша, ососок или свинина жаренная, блины и каша с молоком. На этом обеде подается то самое блюдо и ложки, которые подарены жениху и невесте в доме ее отца матерью невесты. Когда молодым подавали жареную говядину, то её не резали отдельными кусками, а только надрезали. Когда жених и невеста брали надрезанный кусок на двоих, то им приходилось его силою рвать и приходилось тащить один от другого.

После этого обеда молодым давался отдых, и их уводили спать туда, где их кровать. Постель невесты состояла из перины и подушки. Подушка была одна - так водилось в старину. Кровать молодым всегда отводилась в каком-нибудь отдельном помещении по времени года: в клети, в чулане и других  помещениях. Молодые спали даже и в трескучие декабрьские морозы.  Недаром говорят: «В этой поре сать на дворе». Этим сказывали, что температура вышеупомянутых помещений равнялась температуре двора. На доски клали дерюгу (толстая ткань домашней работы), постилали перину и одевались дерюгою, а сверху периною. Перину переносили из дома невесты в дом жениха близкие родственники невесты, обязательно мужчины. Перенесение было в скором времени после венца молодых, а подушка уже ранее была в доме жениха, так как невеста на ней сидела, возвращаясь из церкви после венца в дом жениха.

Молодых клали спать после первого обеда, а будили уже вечером на пир. Сопровождать молодых ко сну и будить полагалось только дружким. Жених и невеста раздевались в присутствии дружких, они их и одевали перинами. Дружкие связывали молодым ноги кушаком, когда они ложились в кровать и так оставляли их одних, с путаными ногами, до начала пира.

Пир начинался вечером часов в 8 или в 9 вечера того же дня. Некоторые гости после обеда уходили отдыхать домой, а некоторые оставались, ходили по улице и играли песни. Затем из дома посылались дружкие в дом невесты к её родителям для того, чтобы их пригласить на пир и всех их родных. С дружкими ходили и бабы ― близкая  родня со стороны жениха.

Когда они были в доме отца невесты, дружкие приглашали так: «Милости просим к нам на бражку!». «Гости ваши» - отвечали отец и мать невесты, затем приглашали их сесть за стол, который был накрыт и собран для угощения дружких. Угощали их: водкой, брагою и разными закусками. Тут они сидели недолго, а потом уходили в дом жениха -  на пир. Из дома жениха посылается еще посол: какой-нибудь мальчик лет 16-17, который созывает родню жениха на пир.

В свою очередь, отец и мать невесты также посылають посла ― какого-нибудь мальчика, или кого — либо другого, всем своим родным или близким сродникам возвестить и пригласить  на пир.  Теперь все сродники или родня невесты собиралась в доме ё отца, а оттуда все вместе отправлялись на  пир в дом жениха, который должен быть вечером часов в 9 или 10, во главе родителей невесты.

Обед молодым. Несколько  сципиц - близких подруг невесты, из дома её матери приносили в дом жениха самые лучшие закуски, которыми и угощали молодых, а молодые в свою очередь угощали сципиц. Они приходили до пира в то самое время, когда молодые, т.е. жених и невеста уже вставали. Жених и невеста принимали от них закуски, а в свою очередь сажали их за стол, где и начиналось последнее угощение для сципиц. Угощение начиналось с того, что им подавали водки, браги и разной закуски. Они сидели до начала пира, а затем уходили совсем: шли по улице и все время играли всевозможные песни, затем постепенно расходились по домам, и этим кончалась их роль в свадьбе.

Пир ― это очень большой свадебный вечер. В избе накрывалось несколько столов: три, а иногда четыре. Если все гости не помещались, то еще столы накрывали и в других помещениях этого же дома. Пир всегда бывает в доме жениха. Пир начинался с того, что все гости сначала молились Богу при свече, а потом самые почетные и близкие садились за первый стол, который стоял в переднем углу под образами). Затем рядом под образами сидели крестные отцы, а по сторонам их сидели крестные матери, следом близкая родня. За вторым столом также сидела родня со стороны жениха и невесты, а также за третьим и четвертым. Словом вся изба полна людей, наполнена говором, шумом и песнями. У каждого стола стоял дружкой, на которого были возложены обязанности: наливать водку и брагу. Пир начинался с выпивки и закуски. Сначала наливали водку, а кто её не пил -  тому хмельную брагу в медные стаканы  из яндовы. Гости чередовались, т.е. стаканы ходили кругом,  а если хватало, то каждый пил из своего. Песни пели разного содержания на всех столах одну с самого начала и до конца. Пели свадебные, которые более соответствовали свадебному обряду.

Когда гости вдоволь напьются, наедятся и наиграются песен, то попросят привести к гостям в избу молодых, которые до того момента находились в клети или в каком-нибудь чулане. За молодыми отправлялись дружкие, а иногда мать крестная жениха. Сажали молодых за первый стол и сидели недолго и уходили. Затем молодых попросят придти уже второй раз к гостям, чтобы дарить гостей.

Дарение. Первыми начинали дарить отец и мать жениха. Они стояли стоя напротив молодых со стаканом браги в руках. Отец спрашивал сына: «Кого привел?», отвечал: «Настасью Ларионовну!»  «А ты за кого вышла?» «За Фаддея Егоровица», - отвечала молодая. «Ну, здравствуйтя», - скажет отец и выпьет брагу за их здоровье и на деревянное блюдо положит денег ―  рубль или больше. Затем подходила мать и спрашивала то же самое, клала деньги, получала назначенный ей подарок и уже уходила со своего места. После отец и мать после снова говорили те же слова и целовались с сыном и невесткою, после чего должны поцеловаться жених  с невестой. Следующим подходил родной отец невесты, тоже становился на это место со стаканом браги в руке и дарил пять ассигнаций.

Подарки, предназначенные невестой родным, раздавала её крестная и родная матери после всех церемоний. Невеста и жених свекру могли подарить рубаху и портки (утирку и платок с концами); свекрови ― рубаху и платок (повойник); деверю или дверям дарили только платки с концами собственного изделия. Эти платки парни и мужики носили на шее во время холода, а особенно зимой. Золовкам тоже дарили платки красные для ношения на голове. Матерям крестным дарили сороки, вышитые золотом и шелком. Крестным отцам дарили платки с набивными концами, дружким ―  тоже платки, а женам их и другим  женщинам дарили сороки Бабушкам старухам и приданкам дарили беленькие сороки. В свою очередь, гости невесту одаривали деньгами. Вся церемония сопровождалась поцелуями  молодых между собою публично. Свекор мог подарить невесте живую овцу,  которая в доме считалась её, а еще-то были общие, семейные. Свекровь дарила невесте холстину и т.д.

Сродники дарили молодых с церемониями, нацеленные на поцелуи молодых. Когда бросали монетки на блюдо, приговаривали: «посмотрите в свой стакан (муха попала)», «таракан плаваеть», «горько»,«хмелю в браге много» и подбрасывает 20 копеек, следовательно должно быть 20 поцелуев.

По окончанию дарений, молодые вставали из-за стола, молились Богу и уходили в сени ужинать и затем спать. Время до ужина с молодыми проводили дружкие и приданки.

После одариваний гостям подавали на ужин по порядку каждое блюдо., Первым подавали квас со студнем, щи с говядиной (говядина всегда крошилась кусками и куски эти  клали прямо в щи, сначала выхлебывали щи, а потом таскали говядину). Потом подавалась лапша, потом свинина, блины и каша с молоком или с коровьим маслом, молочная. После ужина гости расходились домой до следующего дня. Когда возвращались домой, то пели протяжные песни. Пляски в то время не было совсем, так как считалось неприличным и заниматься им было по старинному обычаю грех.

Второй день в доме жениха. Утром, на второй день, в дом жениха приходили все гости  на похмелье, за исключением родителей невесты, которые должны быть дома и готовиться к встрече. Гостям подавались разные закуски, такие как: говядина, нарезанная маленькими кусками на деревянной тарелке, студень, свинина. Пекли горячие блины со сметаной, маслом и соком. Гости  также сначала молились Богу и садились за стол, где пили водку и брагу и ели.

Выливание воды из ушата. После того, как гости попьют и поедят, они отправлялись на колодец, где молодые должны были нести ушат с водой по деревне в свой дом. Воду в ушат наливали дружкие,а молодые в это время  стояли возле колодца среди гостей. Когда ушат был наполнен, то молодые должны были его поднять на свои плечи и отнести к себе домой. Невеста стояла спереди, а жених сзади. Когда они поднимали ушат на плечи, в это время дружкие подхватывали ушат под дно и выливали воду на землю. Выливание воды из ушата ―  ни что иное как высмеивание молодых,  которые как бы еще неопытные во всем.

Затем молодые приходили домой без ушата, а приносил его уже пустой без воды кто-нибудь из гостей. Здесь серьезного угощенья не было, так как гости собирались для того, чтобы пойти из дома жениха в гости к теще. Жених и невеста обедали отдельно.

Яичница для молодых. После обеда гости отправлялись по селу и играли песни. Их сопровождали  и молодые, которые, если летом ходили, сцепившись рука с рукой, то зимой ездили на лошади позади гостей и сидели рядом. Главными гостями были дружкие, которые брали с собой штоф вина (водки) зеленого и подносили из медного стакана или рюмки народу (чужим мужикам) в знак радости принять участия в торжестве свадьбы и выпить за здоровье молодых. Здесь могли быть и приданки и другие близкие родственники ―  преимущественно молодежь. Крестных отцов и матерей не было. После гуляний гости вместе с молодыми отправлялись к теще в дом. Молодые и гости присаживались на лавку, молились Богу и садились за стол. Обеда тут не полагалось, ставили лишь закуски. Молодых сажали на самое почетное место среди стола ―  в переднем углу. Здесь самое главное угощенье было - яичница. Как говорили молодые: «ходили яичницу есть».  Еще подавали чиненыя кишки (свининая кишка начинялась гречневой кашей).

Во время подачи яичницы молодым звучала песня:

Теща до зятюшки раздобрилася,

Теща зятюшки пирог испекла.

(вариант: Пива наварила, пирог испекла)

Соли, муки на цитыре рубля,

Масло вологи на восемь рублей.

Зятюшка-батюшка за присестом сел,

За присестом сел, пирожок весь сьел.

Зятюшка-батюшка, что тебя не разорвало?

Разорви, разорви, тещу мою,

Тещу мою со своячницию.

Гости пили вино, брагу и закусывали разные закуски: говядину, блины, студень, драчену, свинину и т.д. Затем гости уходили опять в дом жениха, где должен быть опять большой вечер ―  «На похмелье».

На похмелье. На похмелье принято было позывать и посылали для этого мальчиков.Часов в 9 или в 10 вечера, на другой день после венчания, собирались в дом жениха те же гости, которые были на пиру. Сначала гости молились Богу и садились за стол в таком же порядке, как сидели на пиру. Дружкие угощали вином и брагой и исполняли свои роли. Гости пили и ели, играли песни. Закуски подавались те же самые. Когда гости напьются и наедятся, то попросят к себе в избу молодых для того, чтобы начать дарить. Дарили всего в два вечера: в первый и во второй вечер. За молодыми, которые сидели в клети, отправлялись дружкие или мать крестная жениха, которая приводила их в избу, и сажала за первый стол на средину лавки. Молодая также вся была покрыта фатой. Затем начиналось дарение, т.е. невеста продолжала дарить своих родных разными вещами, а ей также клали на деревянное блюдо деньги. Первыми дарить подходили отец и мать жениха. Они становились против молодых, а молодые в свою очередь также вставали со своих мест и тоже стояли. Отец опять спрашивал сына: «Кого привел?» «Пелагею Васильевну» ответ «А ты за кого вышла?» «За Ефима Сергеича». «Ну, здраствуйте!» - на что молодые кланялись, а он выпивал за их здоровье медный стакан хмельной медовой браги и клал на блюдо денег, а в свою очередь получал подарок: утирку (полотенце) или же платок. После его подходила мать жениха с теми же вопросами, как и отец, и также выпивала  за здоровье молодых хмельную брагу, клала на блюдо деньги, а в свою очередь  получала сороку. Затем после них дарили и другие родственники, например, крестные отцы, только они молодым никаких вопросов не задавали, а только говорили: «Здравствуйте!», пили за здоровье молодых брагу или водку (вино) и клали на блюдо деньги, кто, сколько мог и каждый получал подарок: платок с концами, а некоторым и ничего не дарили. Потом дарили крестные матери, заловки, дружкие и т.д. После, как кончали дарить, молодые опять уходили к себе в клеть и оставались все время уже там до утра, они там и ужинали. Гости после ухода молодых, садились ужинать - опять молились Богу и присаживались на лавку. Ужин  состоял из блюд: квас со студнем, щи с говядиной, лапша, чиненые кишки облиты жиром (они крошились небольшими кусками), свинина, блины и каша с молоком. После ужина гости расходились по домам, некоторые шли и играли песни, а некоторые шли тихо и спокойно. Расходились сплошь да рядом при утренней заре. Этим и заканчиваются два дня свадьбы.

Отпирок. В богатых домах свадьба продолжалась чуть ли не всю неделю. Днем на третий день приходили опохмеляться гости. В этот же день делался отпирок, который всегда устраивали на третий день свадьбы. Праздник начинался вечером часов в девять и сопровождался песнями. Собирались самые близкие родственники: мать и отец невесты, крестные отцы и матери, дружкие и т.д. и садились за стол. На отпирке гостей было сравнительно немного: стола два, а иногда один. Молодые на ужине, как правило, не присутствовали. Они могли приходить, но ненадолго, а затем уходили. Даров здесь не было. После ужина гости уходили домой довольно поздно, шли и играли песни.

 

Предметы, связанные с объектом: курник (простой белый хлеб), ушат, ушник (фата), деревянное блюдо для денег, деревянные ложки и чашка для молодых, яичница, кушак дружка, лукошко, постель молодой

Способы и формы передачи традиции: устный способ передачи

История выявления и фиксации:

Описание старинного свадебного обряда села Свинчус, сделано по материалам рукописей Ефима Фаддеевича Грушина, хранящихся  в научном архиве Шиловского районного этнокультурного центра «Заряна». Составители Гаврилов А.Н. и Демина С.А.

Е.Ф.Грушин родился в семье крестьянина в с. Свинчус 7 (19 по н. стилю) октября 1861 года. Он был энтузиастом этнографом. В своих тетрадях  он описывал быт и жизнь крестьян с. Свинчус, традиционные праздники, а также детально описал свадебный обряд с бытовыми зарисовками. Большое место в очерках Ефима Фаддеевича занимают записи песен и  плачей.

Источники информации:

1.     Старинная свадьба : этног. очерки / Грушин Ефим Фадеевич ; [сост. : Гаврилов А.Н., Демина С.А.; Центр нар. тв-ва "Заряна"] – Шилово, 2005. - с.

Современное состояние объекта:

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры:

Авторы/Составители: Журавлева Юлия Сергеевна – ведущий методист отдела сохранения культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ»; Гаврилов Андрей Николаевич – заведующий ЭКЦ "Заряна" МУК "Шиловский районный краеведческий музей".

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области