Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Традиционные игры села Ижевское Спасского района Рязанской области

1. Название объекта: Традиционные игры села Ижевское Спасского района Рязанской области

2. Категория объекта: Народное исполнительство/ Игровые формы

3. Этническая принадлежность: русские

4. Язык: русский

5. Конфессиональная принадлежность: православие

6. Места бытования: Российская Федерация, Рязанская область, Спасский район, с. Ижевское

7. Описание объекта

АЛИ-БАБА. Играют две команды по 5-10 человек на площадке (на полянке). Команды выстраиваются двумя шеренгами, взявшись за руки, лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м. Между командами следует диалог:

― Али-баба!

― Чего, слуга? (По чем, слуга?)

― Пятого, десятого Колю сюда!

Названный должен побежать по направлению к другой команде с целью разорвать руки между двумя любыми игроками этой команды. Если в результате их руки разрываются, он забирает в свою команду любого игрока команды противника. В другом случае ― сам переходит в команду противника. Вновь начинает другая команда.

БАНКИ. Играли мальчишки, числом 9-10 человек, летом на полянке или на улице. Для игры использовались деревянные клюшки или палки с загнутым концом, а также консервные банки по числу играющих. Сначала расставляли банки с номерами по числу игроков на расстоянии примерно 30 см между банками. В полутора метрах от линии банок чертили параллельную линию, на которую ставили банку, наполненную песком. Играющие становились на расстоянии 2-3 м от банки с песком. Выбранный игрок бил клюшкой по тяжелой банке так, чтобы попасть в первую банку на кону и сбить ее с черты. Когда первая банка отлетала на какое-то расстояние, он шел и сбивал клюшкой все остальные банки ― подальше. Остальные же игроки старались схватить тяжелую банку. Водящий следил за ними и если видел, что кто-то хочет ее схватить, то салил этого игрока легкой банкой, подбивая ее клюшкой. Осаленные выходили на время из игры. Если осалить не удавалось и какой-то игрок успевал схватить тяжелую банку и поставить ее на место, в следующем кону водил последний игрок, а прежний водящий должен был расставить все банки по местам. Если водящий сбивал клюшкой все пустые банки, он отбивал еще раз банку с песком. Потом хватал пустую банку и ставил ее на место. Остальные игроки также расставляли свои банки на места. Тот из них, кто поставил банку последним, водил в следующий раз

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ. Игра заключается в следующем. Из числа играющих (не менее 5, но не более 20 человек) выбираются два водящих - «мишки». Игроки договариваются о границах площадки, на которой будет проходить игра. На этом игровом поле два водителя, взявшись за руки, приветствуют всех остальных. Когда им это удается, каменистый тоже становится «медведем», цепляясь за них третьей частью. Победив четвертого, «медведи» разбиваются на две пары, и игра продолжается в том же порядке, пока все оставшиеся игроки не будут осаждены. Игра проходит при условии, что пара «медведей» не имеет права разводить руки.

В ПЕРЫШКИ. Для игры нужны перышки от ручек ― у каждого игрока по нескольку. Играли по двое. Перышко клали на стол спинкой вверх и по заднему концу били другим перышком так, чтобы перышко перевернулось спинкой вниз. Теперь, когда перо лежало на спинке, его надо было бить хвостиком другого перышка по боковому краю, чтобы оно снова перевернулось спинкой вверх. Потом били в третий раз и так далее. Если перо удавалось три раза подряд перевернуть на другую сторону, то игрок брал его себе. В противном случае в игру вступает другой игрок. Играли с большим азартом.

ВИШЕНКА. Эта ига бытовала на посиделках у молодёжи. Девушка вставала на стул. Перед ней становились двое парней, положив руки на плечи друг другу. Третий парень, опираясь на их руки, старался поцеловать девушку. Остальные играющие произносили при этом следующие слова:

Он такой большой, высокий,

Только веники ломать,

Проводил меня до дому

И не мог поцеловать.

Если парень не мог поцеловать девушку и падал, то следующим попытку предпринимал другой парень, неудачник же выходил из игры.

БЕРЕЗКА. Играют взрослые парни на улице или в помещении, например, на посиделках. Играющие разделяются на несколько пар, приблизительно равных по росту и по силе. Затем канаются. Первая пара становятся лицом друг к другу и каждый кладет руки на плечи другому, слегка наклоняясь при этом вперед. Двое из следующей играющей пары по очереди запрыгивают на руки стоящей пары (так же, как в игре в «Вишенку», что дает основания представлять игру «Березка» как тренировку парней перед «Вишенкой»). Если стоящие при этом не сдвинулись с места, то на их руки прыгают снова (та же или следующая пара)

ДЕД ЗАРЕЗАЛ КАБАНА. Играют 8-10 человек. Выбирают водящего, который говорит: «Дед (вариант ― я) зарезал кабана...» и обращается с каким-либо вопросом к одному из играющих. В ответе на вопрос, играющий должен упомянуть какую-либо часть туши кабана, а водящий угадать - какую именно. Части туши играющие загадывают себе заранее и сговариваются, чтобы не повторяться. Хитрость состоит в загадывании какой-то мелкой и незначительной части туши и зашифровке ее названия в пространном ответе на неожиданный вопрос.

ДЕД МАЗАЙ. Играли дети младшего школьного возраста. Игра проходила в помещении или летом во дворе. Число играющих ― от 5 до 12-15. Водящим мог быть любой игрок, выбранный по считалке, или руководитель. Водящего называли «Дедом Мазаем». Он отходил в сторону, а остальные играющие сговаривались о том, какое действие они будут показывать. Главное, показывать жестами, без слов. Затем играющие подходили к водящему и между ними происходил диалог:

—Здравствуй, дедушка Мазай! Из корзины вылезай!

— Здравствуйте, детки, сладкие конфетки! Где вы были, что вы делали?

— Где мы были, мы не скажем, а что делали - Покажем!

И показывают, как, например, копали огород, плавали по морю, учились в школе и т.д. Дед Мазай должен отгадать действие. Если угадывал - все разбегались, а он старался осалить кого-нибудь. Оставленный становится новым Мазаем. Если не угадал, все кричат: «Нет!» и продолжают показывать до тех пор, пока не угадает.

ДЕСЯТОЧКИ. Играющие встают в круг и первый из них бросает мяч второму в следующей последовательности:

10 раз ― просто,

9 раз ― так, чтобы мяч один раз коснулся земли,

8 раз ― так, чтобы мяч два раза коснулся земли,

7 раз ― с одним хлопком,

6 раз ― с двумя хлопками,

5 раз ―с тремя хлопками,

4 раза ― под правой ногой,

3 раза ― под левой ногой,

2 раза ―с закрытыми глазами,

1 раз ― повернувшись ко второму игроку спиной, через голову.

Затем таким же образом второй игрок бросает мяч третьему. Если
кто-то в каком-либо упражнении уронит мяч или собьется, со счета,
это упражнение повторяется снова. Потом ― «экзамены», Надо опять повторить все эти упражнения, и если кто-нибудь скажет слово, уронит мяч или собьется со счета, выполняет вновь все упражнения.

Можно еще играть мячом об стену:

10 раз - просто,

9 раз так, чтобы мяч один раз коснулся земли,

8 раз - так, чтобы мяч два раза коснулся земли,

и т.д.

В последнем упражнении нужно повернуться лицом к стенке, бросить мяч через голову так, чтобы он коснулся стены, потом повернуться и поймать мяч, отлетевший от стены и не коснувшийся земли. Существует много вариантов упражнений и их названий. Игра также может иметь название "школа мяча".

ДУБОВЫЙ ЗУБ. Играли двое. Брали дубовый колышек ― «зуб» длиной примерно 20 см и забивали его в землю. Глубину оговаривали заранее. Один из играющих― по жребию ― становился на колени и зубами, без помощи рук вытаскивал колышек из земли. Потом он, не выпуская изо рта «зуб», должен был убежать от второго игрока как можно дальше. Последний считал от 50 до 10, чтобы отсрочить начало по гони. Убежав подальше или запутав следы, первый оставлял колышек там, где захочет, и догоняющий должен был искать его. Если догоняющий догонял убегающего или находил кол, проигравшему полагалось игровое наказание. В противном случае они менялись ролями.

КЕПКИ (ШАПКИ, ЛАПТИ, «СТОРОЖ И ТАПКИ»). Как видно из названия. игровым инвентарем в этой игре служили шапки или обувь.

Играют 8-10 ребят среднего школьного возраста. Водящего выбирает по считалке или канаются на палке, после чего все отдают ему свои шапки. Он складывает их возле вбитого в землю кола высотой примерно один метр. К колу привязана веревка длиной примерно два метра. Водящий охраняет шапки, а все остальные стремятся их растащить. Водящая салит расхитителей. Кого осалит, тот становится водить, а водящий идет играть. Когда все шапка разобраны, их кладут вновь, и игра начинается сначала. В Ижевском в этой игре шапки клали водящему на голову.

КОЗЁЛ (КОЗЕЛИКИ). Играют дети среднего возраста, 5-10 человек, преимущественно девочки. Устанавливают очередность игры по считалке или другим способом и встают в таком порядке у стенки. Каждый играющий должен по очереди бросить мяч в стенку не ниже определенной черты так, чтобы мяч после отскока ударился о землю рядом с играющим, который должен перепрыгнуть через мяч. Кто не справился с этим, получает первую букву от слова «козел» «К», затем «О» и т.д.

Когда кто-либо доходил до последней буквы слова, остальные играющие собирались вместе и на руке одного из играющих загадывали названия цветов. Потом тот, кто дошел до конца слова, выбирал один из пальцев на руке, после чего все зовут его не по имени, а этим цветком. Выигравшим считался тот, кто не имел ни одной буквы. Он становится первым в очереди играющих.

КОРШУН И НАСЕДКА. Играют дети и подростки на ровной площадке или в помещении. Количество участников 6-12 человек. По считалке определяют «коршуна» и «наседку». «Коршун» садится на корточки посредине площадки. «Наседка» подходит к нему, за ней встают в колонну остальные играющие, «дети наседки», причем каждый держится за пояс предыдущего, а первый ― за «наседку». Далее между «коршуном» и «наседкой» идет диалог:

― Коршун, коршун, что ты делаешь?

― Ямку рою.

― Зачем ямку роешь?

― Чтоб иголочку найти.

― Зачем тебе иголка?

― Чтоб мешок сшить.

― Зачем тебе мешок?

― Чтоб соли насыпать

― Зачем тебе соль?

― Чтоб твоих детей съесть!

После этих слов «коршун» вскакивает и старается ухватить последнего из цепочки, а «наседка» защищает своих «детей», раскинув руки в стороны, преграждая дорогу «коршуну». «Детки», убегая, должны держаться друг за друга, а первый - за «наседку». Если «коршун» осалил последнего в цепочке, тот становится его пленником. Если часть цепочки оторвалась, все они становятся пленниками. Взяв в плен одного, «коршун» отводит его в сторону, возвращается к цепочке и начинает ловить снова, уже без предварительного диалога. Игра заканчивается, когда «коршун» переловит всех «деток» из цепочки, что рано или поздно происходит даже при самом нерасторопном «коршуне». После этого выбираются новые «коршун» и «наседка».

КОШКИ-МЫШКИ. В эту игру можно играть как в помещении, так и на улице. Играют в основном дошкольники и младшие школьники, от 6 до 30 человек, часто под руководством старшего.

По считалке выбирают «кошку» и «мышку». Остальные играющие, взявшись за руки, встают в круг. Затем они идут по кругу, произнося нараспев: «Тише, мыши, кот на крыше, а котята еще выше».

После окончания словесного введения «кот» начинает ловить «мышь». Стоящие в кругу поднимают и опускают руки, пропуская «мышку» и не пропуская «кошку». «Кошка» может подлезать под поднятые руки и перешагивать через опущенные.

Обычно игра заканчивается поимкой «мыши». Если «кот» долго не может поймать «мышку», по совету руководителя, они меняются ролями. Когда «мышка» поймана, выбирается новая пара, и игра возобновляется. Игра с двумя «мышками» и с двумя «кошками» возможна, но заканчивается очень быстро: как только «коты» поймут, что они должны объединиться и поймать «мышек» по очереди.

ПРЯСЛО. В игру в с. Ижевском Спасского района традиционно играли раз в год. В этой игре-эстафете соревновались две команды, которые набирались из парней с разных концов села. Поперек улицы сооружали плетень высотой 1 м, длиной 3 м. По одному человеку от каждой команды должны были по сигналу одновременно бежать до плетня, перепрыгнуть через него, обогнуть плетень с разных сторон и вернуться назад. Роль эстафетной палочки выполняло полотенце, повязанное через плечо. Команда, которая проиграла, говорила победителям: «Можете теперь выбирать невесту с нашего конца села». Бытовало правило: если два игрока столкнулись, игра пропала до следующего праздника.

СЛОН (ЧЕКАРДА, ЛЮДИ-ЛОШАДИ). Участвовало человек 5-8 взрослых парней, не больше. Выбирали первого игрока. Следующий игрок прыгал так, чтобы сесть на плечи первого. За ним ― третий, который должен был сесть на плечи второго. И так до тех пор, пока кто-нибудь не упадёт. Кто упал, становятся, нагнувшись, за первым игроком. Оставшиеся продолжали запрыгивать. Игра заключается в том, чтобы все сели и не упали. Когда все сели, игра начинается снова. Иногда первым выбирали игрока, виновного в падении других.

СЛОНЫ И МИЛИЦИОНЕРЫ. В эту игру часто играют подростки. Две команды, в каждой из которых не менее пяти играющих, на ровной площадке чертят круг диаметром 6-8 шагов. По жребию определяется команда, которая водит. Игроки этой команды встают в кругу головами друг к другу, наклонившись вперед и сцепив руки. Один из них водящий свободно ходит внутри круга. Другая команда в это время находится за кругом. Игроки ее пытаются с разбегу запрыгнуть на плечи игроков, составляющих круг. А водящий старается осалить их, пока они бегут внутри круга по земле. Нельзя салить игрока в прыжке, т.е. если он запрыгивает от границы круга и не касается земли внутри его. Если игрок коснулся земля (заступил при прыжке или свалился со спины стоящего в кругу), его можно салить. Если водящий осалил хотя бы одного, команды меняются ролями. Если все игроки запрыгнули и просидели определенное время, не упав, игра повторяется снова.

ХАЛИ-ХАЛО. Количество играющих 5-15 человек, возраст― от малышей до под ростков 14-15 лет. Играют летом на улице. Для игры необходим мячик.

Выбирают ведущего, который должен был загадать любое слово и сказать остальным, что это слово означает, сколько букв в нем и т.д. Остальные играющие должны отгадать это слово. Если слово угадано правильно, ведущий кидает мяч об землю в сторону угадавшего и убегает. Тот, кто угадал, должен поймать мяч и крикнуть ведущему: «Стоп, хали-хало!». Ведущий останавливается, поворачивается к игроку лицом, поднимает руки вперед и сцепляет пальцы так, чтобы получилось достаточно широкое кольцо. Игрок может сделать три шага (любой длины, как сможет) и бросить мяч в это кольцо из рук. Если он попал, то сам становится ведущим и загадывает слова. Если мяч не попал в кольцо, ведущий остается прежним, и игра начинается сначала.

ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ. В эту игру играли люди любого возраста. Число играющих составляло 10, 13, 16 и т.п., поскольку необходимо несколько троек и один водящий. Играли и во дворе. и в помещении. Каждая из троек сговаривалась внутри себя, кто будет «шишкой», кто «желудем», кто «орехом».

 Тройки вставали по кругу. Водящий, вставая в центре круга, говорил: «Шишки, желуди, орехи... Шишки!». И все «шишки» должны по последнему слову поменяться местами перебежать в другую тройку. Водящий подстерегал момент и занимал любое пустое место. Он принимал название «шишка», а неудачливый «шишка» шёл водить.

Я СИЖУ, ГОРЮ, ПЫЛАЮ. В эту игру играла молодёжь 15-20 лет зимой в избе на посиделках. Выбирался водящий. Он садился в центре комнаты на стуле. Все участники игры сидели кругом на лавках. Выбирался также ведущий. Если водящий был парнем, то ведущий подходил к девушке, брал ее за руку и под слова, которые все произносили хором, обходил с нею круг.

Я сижу, горю, пылаю

 На калиновом мосту,

А кто меня любит,

Тот и выручит меня.

При последних словах останавливался и оборачивал девушку лицом к водящему. Если эта девушка нравится водящему, он ее целует. Если не нравится, он «показывает ей нос», строит рожицы и т.п.

Поцелуй девушки означает, что она выручила парня. Парень идет играть, а девушка садится на его место. Если девушка не понравилась водящему и он «показал ей нос», он оставался водить еще раз. И так до тех пор, пока ведущий не приведет к нему девушку, которая ему понравится. Аналогично игра протекала и тогда, когда водила девушка.

8. Предметы, связанные с объектом: перышки от ручек, колышек, мяч плетень, деревянные клюшки.

9. Способы и формы передачи традиции: устная передача

Справочная информация

10. Источники информации: Баранова Мария Александровна, 1964 г.р.; Воробьев Виктор, 1980 г.р.; Дыкова Татьяна, 1983 г.р.; Жилов Михаил Михайлович, 1932 г.р.; Казаков Николай Арсентьевич, 1930 г.р.; Кленшина Ольга Степановна, 1915 г.р.; Косачева Наталия, 1983 г.р., Листаткина Пелагея Егоровна, 1918 г.р., Лопаткин Николай Александрович, 1922 г.р., Мацыгин Владимир Васильевич, 1931 г.р., уроженец с.Деревенское Спасского района; Савельев Денис; 1983 г.р., Савин Алексей, 1980 г.р.; Семенов Александр Дмитриевич, 1914 г.р.; Симонов Иван Александрович, 1916 г.р.,Сукова Елена, 191 г.р., Тонина Антонина Ивановна, 1928 г.р.; Фролова Анна Ивановна, 1908 г.р.; Шарапова Анна Ивановна, 1923 г.р.

11. Авторы/Составители: Журавлева Ю.С. – ведущий методист отдела сохранения и развития нематериального культурного наследия ГБУК РОНМЦ НТ»

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72).

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области