Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Технология изготовления плетеных корзинок, записанная в селе Погост Касимовского района Рязанской области

Категория объекта: Традиционные технологии/ Техники/ Технологии традиционных ремесел

Этническая принадлежность: Русские

Язык: Русский

Конфессиональная принадлежность: Православие

Места бытования: Российская Федерация, Рязанская область, Касимовский район, с. Погост

Описание объекта:

Лозоплетение - изготовление плетеных корзинок - было распространённым промыслом в д. Забелино в середине XX века, так как большая часть населения занималась этим ремеслом.

Технологию изготовления плетеных корзинок, по-местному «торфушек», удалось записать от Мотина Виктора Константиновича, уроженца с. Погост Касимовского района Рязанской области.

Корзина – плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки или переноски. Для того чтобы сплести корзину необходимо в первую очередь заготовить материал. Самым популярным материалом, который служит сырьём для плетения изделий  является ивовый прут.

Мужики копали лопатами торф, а женщины носили его в корзинках. По-местному корзинки под торф называли «торфушки». Каждая из такой корзины должна были вмещать не больше 8 кг. Также корзина имела свои определенные размеры. По бокам корзины были две ручки, чтобы женщинам удобно было их переносить.

 «Чтобы освободиться от колхоза, в деревне создавались артели» - вспоминает Виктор Константинович. Артель имела большие лодки, которые использовали для транспортировки прута.

Прут заготавливали на островках реки Оки, рядом с деревней Лашма. Для плетения необходимо заготавливать молодые побеги - одногодки. Прут «Срезал прут, а на будущий год все будут как рожь: ровненькие». Заготавливать ивовые прутья лучше всего с осени, когда растения перейдут в состояние зимнего покоя. Это можно определить по опавшим с дерева листьям. Прутья ивы, заготовленные осенью и зимой, - наиболее ценный материал для плетения, поскольку к этому времени древесина становится прочной, гибкой и эластичной. Для плетения подойдут только прямые и непременно гибкие экземпляры, которые имеют ровную и гладкую поверхность, а также окраску. Заготавливать прут можно и в другие времена года – зимой и весной, но это не удобно со стороны сбора материала (много снега или же разлив реки). Чтобы плести корзинки из чищеного прута, его собирают с конца августа до первых чисел сентября. Срезанные прутья следует связать в пучки.

При заготовке ивовых прутьев можно пользоваться только острым ножом с гладким лезвием. Виктор Константинович имеет самодельный нож, сделанный из обреза косы и деревянной ручки. Срезы необходимо делать гладкие, с небольшим уклоном, не сдирая кору.

Один заготовленный пучок ивового прута весил примерно 25 кг. Из одного такого пучка получается сеть корзинок. Корзины плели на протяжении всей зимы. Если в семье проживает, например, три взрослых человека, то им выдавали 200 пучков прута. Виктор Константинович вспоминает: «Выдали тебе прут и ты с каждого пучка семь корзинок изволь выдать». Как правило, мужчина делал основу корзину – кольцо, а затем все остальные, от мала до велика, плели основу корзину. Если в доме проживала большая семья, то за зиму все вместе могли наплетать до двух тысяч корзинок, а некоторые даже и больше.

По весне, во время разлива по Оке приплывала баржа, на которую сгружали сплетенные за  зиму корзинки. Все корзины заранее привозили в определённое место.  Со всей деревни выходило порой до сорока тысяч корзинок, которые в длину складывали в длинный сток, достигающий порой ста метров.

Следующим этапом после сбора ивового прута следует обработка материала. Прут чистили с помощью определенного инструментами. Прут вставляли в металлическую розетку и дергали на себя, тем самым кора легко счищалась. Очищенный прут клали на потолок и так он мог лежать много лет, не теряя при этом своих свойств. В основном, чищенные прутья использовали для корзин, используемых в бытовых делах. Например, для хранения и ношения сырого белья, так как нечищеных прут может окрасить ткань.

До начала плетения прутья надо предварительно распарить для придания им хорошей эластичности и гибкости. Для этого пучки помещают  на некоторое время в воду. В деревне прут проваривали в бане в котле, примерно, три часа. После чего материал становится пригодным к плетению.

Начальный этап изготовления подразумевает подготовку материала. Для основы  берут довольно толстую ветку, которую соединяют в кольцо. Её длина должна достигать примерно метра. На стойки идут тоже прутья потолще, они должны быть длинными, а вот на стенки уже подойдёт тонкий прут любой длины. Если прут толстый в диаметре, то его могли расщеплять на два. На донышко оставляли самые короткие срезанные прутки.

Размеры корзинки «торфняки»:

Диаметр кольца – 400

Высота – 350

Донышко – 300.

Количество прутьев на стенки – 18 шт.

Количество прутьев на донышке – 9 шт. (сдвоенные)

На кольцо обвязывают прутья, которые являются опорой всей корзины. Их делают из прямых побегов ивы средней толщины. Лоза затягивается в узел. Каждый из подготовленных прутов нужно обязательно обрезать по толстому краю. В последующем вокруг боковых прутков будут оплетаться стенки. Стенки, как и дно, плетут в шахматном порядке, то есть оплетая прут стенки то снаружи, то внутри, то снаружи, по внутри. При формировании стен корзины обязательно учитывается естественное направление изгиба лозы. Сращивание выполняется путем вплетания заостренного края прутка в просвет между двумя ближайшими рядами. Плетение продолжается уже новой лозой, а кромку старой обрезают по диагонали.

Когда стенки доходят до нужной высоты, формируют донышко. Для этого противоположно лежащие пруты соединяют друг с другом и закрепляют в стенках. Если для формирования стенок брали 18 прутов, то соответственно основу донышка будут составлять 9 сдвоенных прутов. После чего начинают заполнять дно корзинки тем же плетением, что и на стенках. Края ивы отрезают острым ножом по диагонали.

Изготовление ручки завершает процесс изготовления корзины. Ее основанием становится толстый ивовый побег, который обрезают до нужной длины. Концы заостряют так, чтобы их можно было легко воткнуть в боковины. 

Концы ивового прута сначала убирают внутрь, потом выводят наружу и обрезают как можно ближе к основанию. Должен получиться длинный скос, направленный внутрь или наружу. В завершение вся корзина осматривается, секатором обрезаются любые торчащие края прутьев — изделие должно выглядеть аккуратно.

Мастера своего дела могут изготавливать в день по четы

Предметы, связанные с объектом: ивовые прутья различной толщины, нож-резак, секатор, перчатки, бечевка.

Технологии, связанные с объектом

Технология изготовления плетёных корзинок – плетение.

Способы и формы передачи традиции: устный способ передачи

Современное состояние объекта:

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры:

Авторы/Составители:  Журавлева Юлия Сергеевна – ведущий методист отдела сохранения культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ»

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области