Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Свадебный обряд села Свинчус Шиловского района Рязанской области. 1 часть

Свадебный обряд села Свинчус  Шиловского района Рязанской области. 1 часть

Категория объекта: Обрядовые комплексы и праздники/ Обряды жизненного цикла человека

Этническая принадлежность: Русские

Язык: Русский

Конфессиональная принадлежность: Православие

Места бытования: Российская Федерация, Рязанская область, Шиловский район, с.Свинчус

Описание объекта:

Традиционная свадьба села Свинчус Шиловского района Рязанской области включает следующие этапы:

·                   сватовство;

·                   запой в доме у невесты;

·                   «крычание» в доме у невесты за три дня до свадьбы;

·                   вечеруха в доме у жениха;

·                   посад и благословение невесты;

·                   посад и благословение жениха;

·                   отъезд к венцу;

·                   венчание молодых и одевание кички невесте;

·                   кормление молодых;

·                   пир и одаривание;

·                   второй день свадьбы: яичница для молодых в доме у невесты

·                   «на похмелье» в дом к жениху

·                   отпирок

Судьбу молодых всегда устраивали отцы и матери. «Невеста и жених не имели права выражать свои чувства явно окружающим, а поэтому жених или невеста не могли показать пальцем друг на друга, что я его люблю или я ея люблю. Это делалось все помимо их воли и желания, старшими», ― пишет в своих очерках Е.Ф.Грушин.

Мама жениха заблаговременно начинает присматриваться к девушкам на выданье и выбирать будущую супругу для своего сына. Когда выбор сделан, родители жениха приходят к родителям невесты со словами «у вас невеста, у нас жених — давайте будем же сватья». Если в ответ поступает согласие, то сватья бьют по рукам и молятся Богу. На сватовстве принято было «выговаривать сряду», то есть наряд для дочери от жениха. Разговоры о свадьбе и будущей семейной жизни обычно проходили за столом, на котором было вино и закуска.

Запой проходил в доме у невесты. На нем присутствовали самые близкие родственники с обеих сторон.  Обязательно должны были присутствовать крестный отец и крестная мама. Невесты на запое не было, так как считалось, что её пропивают. Также не было на запое и матери невесты, так как считалось это некрасиво. Все гости сидели за столом с угощениями и обсуждали предстоящую свадьбу. Иногда после запоя в доме у невесты могли пойти сразу в дом к жениху.

Крычать. Примерно за три дня до свадьбы утром невеста садилась крычать (голосить) в кругу своих как близких, так и дальних родных. Вся семья к этому плачу надевала чистые рубахи, поневы и т.п.

Утром невеста молилась Богу с распущенными еще девичьими волосами. Она была одета в белую рубаху с кумачными поликами и расшитый золотом воротом, в  белом ципруне и с покрытой головой,  в белых анучах и лаптях

Причитывать невеста садилась на середину лавки, которая находилась по правую руку от двери. Стена, к которой примыкает лавка, была без окон и залитая глянцевитым блеском, так как в то время все избы были по-черному, и начинала голосить вместе со своими родными.

И родимый мой батюшка,

И родимая матушка,

Спали-ли вы поздорову?

А мне всю ноцку не спалося -

Всю я ноцку думку продумала:

Как мне потить у люди,

Как мне потить у цужия.

У цужих людях жить тошнешонько,

У цужих людях жить грустнешенко.

По окончанию молитвы мать или кто из близких родных накидывали ей на голову длинный и широкий ушник без всяких украшений. Ушник накидывался невесте первый раз в её жизни, и так она ходила до венчания. Если на улице кто-либо увидит девушку с покрытой головой ушником ― значит она невеста.

Подружки невесты назывались «сципицы». Девушки должны были находиться там вплоть до венчального обряда. Они ходили по улице, играли песни, обедали и ужинали и даже ночевали у молодой. Сципицы были одеты в белые ципруны, белые рубахи с красными поликами, лапти в белых анучах. На голову подружки невесты повязывали платки кульком так чтобы из под них было видно распущенные волосы.

Сначала подруги молодой собирались все вместе, а потом шли в дом невесты. Невеста их уже ждала, и в их присутствии должна была голосить.

Когда девушки входили в дверь, невеста начинала голосить:

Понезте мои  подружки,

Когда ко мне хаживали,

Когда у меня сиживали.

Я иду у цужия люди;

В цужих людях жить тошнешенько,

В цужих людях жить грустнешенко:

Ступень ступить спросися,

Другую ступень доложися,

А третью назад воротися.

2-й вариант следующий:

Родимыя мои подружки,

Вы пришли за мной на улицу,

А я с вами отыграла,

А я с вами отгуляла,

Девицей головой,

Девицей красотой.

Плач невесты можно было также услышать перед блинами, перед обедом, полдником и ужином.

Девушки-сципицы, вошедшие в избу, пели невесте песню:

Гуляй, гуляй, девица,

Пока волюшка дана,

Не покрыта голова.

Покроють головушку —

Положать заботушку.

После того, как песни затихали, девушки садились за стол. На  столе был хлеб, соль, штоф вина, кувшин хмельной браги. Иногда брага наливалась в яндовы (изготовленные из кованой меди). Ставились блины, помазанные  сметаной, маслом, с маком, с семем; говядина (говядину с деревянных тарелок  брали руками); крендели; ситный и другое. Затем подавался  ужин: щи, квас со студнем, лапша и каша. После всех увеселений девушки раздевались и ложились спать в доме невесты вместе с ней.

Вечеруха в доме у жениха. Вечеруха начиналась обязательно  вечером, оттого она и называлась вечеруха, вероятно, начало было часов в 7 или в 8 и продолжалась до поздней ночи, а иногда до белой зари. В доме жениха собирались самые близкие и дальние родственники. Когда все гости были в сборе, то садились молиться Богу на лавки под образа, после чего садились за накрытые столы. В избе стояло несколько накрытых столов, на которых были поставлены: закуски, вино, брага и т.д.

Самыми почетными гостями на вечерухе были крестные отцы и крестные матери. Крестных отцов сажали на самое почетное место в передний угол под образа, а по бокам их садились крестные матери. Если не было настоящего крестного или крёстной, то вместо их сажали на это место близких родных, которые заменяли того или другого. За этим же столом всегда сидел и отец невесты. Мать невесты никогда не присутствовала на вечерухе.

Самая первая закуска, с которой начиналось застолье ― блины во всех их видах. Угощать гостей брали на себя роль дружкие (молодые женатые люди), близкие родственники. Гостей угощали водкой, хмельной брагой и всевозможными закусками. Когда были налиты первые медные рюмки водкой и медные стаканы хмельной брагой, гости поднимали их и поднимались сами, кланялись друг другу, целовались, и выпивали. Затем пелись протяжные песни разного содержания.

Во время самого разгара вечерухи, час спустя, девушки - сципицы, как бы посланные невестой в дом своего жениха, стояли на улице у ворот,  вызывали свата и сваху и просили у них на распев курника (хором):

Ой, сватушка и свахушка —  эй!

Выйдите на крылушко, на крылушко  — эй!

Вынистя нам курницка.

Как правило, выходили к девушкам не сватья, а кто-нибудь из близких родственников женщин со стороны жениха. Они отворяли ворота со свечкой в руке и впускали сципиц, целовались с ними и вели в избу на вечеруху. Девушек за стол не сажали, так как не полагалось по обычаю. Они стояли  с боку у печки, где делались козенки. Сципиц угощал жених блинами, хмельной брагой и пр., а закуску держала какая-нибудь родственница. На вечерухе подружки находились не долго, после чего уходили домой и их роль кончалась. Если сципиц плохо принимали, то они пели дразнильныя песни:

Сказали у нашева свата

Богатства, богатства;

А у него, у цорта

Одна лошаденка и то кабыленка, кабыленка,

Пошла у хлев срать -

И то заблудилась,

Мыши хвост ей отъели.

Эту песню пели, когда выходили за ворота дома жениха, на далеком расстоянии, так, чтобы не было слышно гостям  на вечерухе. С этой дразнильной песней сципицы расходились по домам.

Накануне свадьбы самые близкие женщины водили невесту в вытопленную баню. Они раздевали, банили, мыли и одевали молодую, после чего приводили к отцу и матери. Особых ритуалов не было.

Посад невесты. На второй день после вечерухи у невесты рано утром собирались самые близкие родственники во главе с крестными. Их присутствие было обязательным, так как они должны благословлять невесту.

Когда родные были в сборе, невеста причитывала на той же лавочке, на которой голосила раньше и с теми же причитаниями. После этого невесту начинали собирать на посад и в церковь к венцу. Собирала молодую крестная при участии близких родственников.

Одевание происходило в закрытых местах.Невеста одевалась также как и на момент причитывания. На голову накидывалось вместо ушника полотно наподобие полотенца крест-накрест.

Обряд благословления невесты происходил в присутствии родных: крестных, матери и отца невесты, приданок, сципиц и посторонних лиц. Подготовленную к венцу невесту первым благословлял её отец с иконой в руках. Молодая молилась, целовала икону, кланялась в ноги и целовала отца. Следом так же благославляли мать, крестный отец и крёстная мать. После благословления невеста садилась за стол, который был накрыт простой белой скатертью из холста домашней работы и без концов. На столе лежал хлеб и деревянная солоночка, а рядом ставилась икона, которой благословляли невесту. Больше на столе ничего не стояло. Невеста сидела в середине стола, с покрытой крест-накрест ширинками головой. По правую и левую стороны сидели приданки (замужние женщины, которые сопровождают невесту к венцу). Родной и крестный отцы в этот момент теряли свою роль, так как главнее были женщины.

Невеста, сидя за столом, при участии двух приданок голосила:

И вот уж мне нимножко,

И вот уж мне нисколько,

У свово родимаго батюшки,

У своей родимой матушки

Девицей головой,

Девицей красотой.

Атошла моя девицья воля,

Атошла батюшкина нега.

Как мне потить у люди,

Как мне потить у цужия?

У цужих людях жить тошнешенько,

У цужих людях жить грустнешенько и т.д.

На стол, к приходу жениха, мать невесты приносила деревянную чашку и две деревянных ложки, которые предназначены для жениха и невесты. Также и кушак, который мать невесты накидывала дружкому на плечо. Посуду, после отъезда жениха и невесты в церковь, мать крестная жениха клала в лукошко, заранее привезенное. Посуда и хлеб, которыми благословляли невесту, увозилась в церковь.

В это время приезжают дружкие от жениха в дом невесты. Они могли приехать один или несколько раз с вопросом «Готова ли невеста к венцу?». Если да, то сообщали об этом жениху. Через некоторое время являлся и сам жених с крестным отцом и крестной матерью в дом невесты. Если невеста еще голосила, то жениху приходилось ждать на дворе. Встречали его мать жениха и отец невесты, а также весь свадебный поезд. Когда жених заходил в избу, то он, прежде всего, молился Богу на образа в передний угол, затем говорил: «Здравствуйте!», садился за стол, рядом со своей невестой. Невеста в этот момент уже сидела на большой подушке, которая клалась жениху и невесте. Но прежде чем занять это место, надо его выкупить у приданок, а потому жених давал приданкам денег, а они в свою очередь уступали ему место.

Рядом с невестой, по правую сторону, садился его крестный отец, по левую — его крестная мать. Здесь подавалась брага; наливали два стакана и молодым, хотя они её не пили, так как им до венца пить и есть не полагалось. Но они только делали пример, а остальные гости закусывали. Если гости засиживались долго, то сципицы пели дразнильные песни, а главным образом на счет дружких, так как они главные распорядители свадебного порядка. Вот одна из таких песен:

Что вы дружки засиделись, засиделись,

Ай вы дома ни наелись, ни наелись.

Ой, дружки, воровские глаза,

Ой, дружки, не глядите под стол —

Ой, дружки, ю нас нету маслов.

Ой, дружки, ю нас были маслы,

Ой, дружки, кобели унесли.

Дразнили и сходатого свата. Это как-бы уполномоченный от невесты. Он возил к церкви лукошко, в котором лежали образа, хлеб, деревянные чашка и ложки и пирог. На дуге у сходатого свата был привязан старый лапоть для смеха. Сват выполнял как бы роль шута. Сходатому свату пели дразнилку:

«Сходатому свату

Три цирия в сраку.

Он (сват) до пецки дошел,

Трое жёлудей нашел».

 Сват на пецку полез

И как цорт весь облез».

После этого обеда в переднем углу перед образами зажигалась свечка и все присутствующие присаживались на лавки, крестились, затем поднимались на ноги и молились Богу. По окончании молитвы все выходили из-за стола и направлялись к выходу из избы - к поезду.

Крестный отец вел за руку жениха, жених в свою очередь держал свою невесту, у которой в одной руке был платок, а за другой конец этого платка держался сам жених. Руки их одна к другой не прикасались. За невесту держалась крестная мать жениха. Теперь, прежде чем садиться в сани или в телегу, один из дружких с образом в руках обходил весь поезд. Это символизировало ограждение жениха и невесты от недоброжелательных людей, т.е. нечистой силы и колдовства.

Затем жених садился в сани вместе со своим крестным отцом, который управлял лошадью. В эти же сани садились иногда ребятишки. Невеста садилась вместе с крестной жениха и приданками, а правил кто-либо из участвующих в свадьбе. Невеста сидела на подушке, которая ей подкладывалась. В остальные экипажи садились близкие родные, забиралось и лукошко, также брали баклан хмельной браги.

Поезд свадебный шел так: самые первые ехали дружкие (они брали с собою полштоф водки) к церкви. За ними ехали крестный и жених и к ним иногда садились мальчики. За подводою жениха ехала невеста с крестною матерью жениха и приданками . За этой подводой ехал еще экипаж, на котором везли лукошко, в котором находились вещи. К венчанию также ездили и сципицы, для них также были запряжаны лошади в сани или в телегу. Они присутствовали во время венчания и надевали кичку. Кичку, сороку, подзатыльник и фату везли с собою приданки, которыя после венчания во главе крестной матери в церкви одевали невесту в стороне на лавочке. Могли тут же присутствовать крестный и сам жених. У невесты заплетали две косы, так называемые плетенки, затем  эти плетенки клали на темя сзади наперед и опять с переда назад, затем одевали кичку, а потом сороку и фату. Здесь девушка первый раз в жизни одевала бабий наряд. Когда всё было готово, то крестный отец уводил жениха и невесту из церкви, и там они садились так же, как приехали в церковь. Брагой угощали посторонних людей, т.е. тех, кто смотрел венчание возле церкви.

Посад и благословение жениха. Жених надевал чистую белую рубашку с ластовицами и вышитый золотом воротник, синие или белые портки, новые хорошие лапти, красный пояс, зипун, кругляк или же просто халат из сукна домашней работы. Под халатом, если только зимой,  был одет или зипун (кушаком подпоясывался), или   полушубок. На посаде жениху на плечи, на халат или зипун накидывали красный, обязательно красный (аглицкий) платок, сложенный с угла на угол. И так, с накинутым платком, он ехал венчаться и венчался в нем. Платок снимался только при выходе из-за стола.

Когда жених был готов, то в переднем углу зажигалась восковая свечка перед образами и все участвующие в обряде присаживались на лавку, клали на себя крестное знаменье, затем становились на ноги и молились Богу, прося у него всякого благополучия новобрачным. После молитвы отец жениха брал образ с полички и благословлял им жениха. Следом благословляла мать. крестный отец, крестная мать.

Когда отец держал образ, жених молился на него, целовал икону,  кланялся отцу в ноги и затем целовал самого отца в губы. То же самое проделывали мать и крестные. Затем, после благословления, отправлялись к экипажам, которые были приготовлены.

В свадебном поезде лошадей украшали: заплетали им гривы, хвосты, на уздечки вешали бубенчики, на дуги - колокола. Крестный отец садился с женихом. Крестная мать брала образ и клала его в лукошко, и отправлялись к дому невесты, которая уже их ждала, а родной отец и родная  мать оставались по обычаю дома. Они должны с образом  в руках, у своих ворот встречать молодых  после венца.

Во время поездки к венцу невеста голосила так называемые «невестенский плач»:

И вот уж приехали мои злодеи,

И вот уж приехали мои лиходеи.

И вот уж мне да немножко,

И вот уж мне да нисколько.

И девицею голавою,

И девицею красотою.

И свово родимого да батюшки,

И у своей родимой да матушки.

Аташла моя девицая воля,

Аташла моя матушкина (девицая) нега.

И как мне потить у люди,

И как мне потить у цужия?

И как мне будеть привыкать,

И как мне будеть привыкать.

На этот мотив невеста плачет в продолжение всей свадьбы.

Невеста, не имевшая матери, перед поездкой к венцу посещала кладбище. По возвращению домой её у печки уже голосила тетка, встречали со слезами отец и братья, сочувствуя положению девушки. Плач невесты начинался обращением к родным:

Родимая моя тетушка,

Родимый ты мой батюшка,

Родимаи мои братцы!

Ходила я  к своей матушке,

Ходила я к своей родимай,

И гаркала её, и кликала ―

Просила у ней благословеньице.

Родимая моя матушка,

Благослови меня своим благословеньицем,

Благослови своим жаланным сердецкам

На цужу дальнюю сторонку.

Когда невеста уже выходит из избы в последний раз, к саням или телеге, на которой она должна ехать в церковь к венцу, она обращалась к народу с плачем:

Посторонитесь, люди добрые,

Ни стоить - ли  где родимая моя матушка,

Ни верицаить ли она благословеньицем.

Благослови меня родимая матушка

Своим благословеньицем,

Своим жаланным сердецкам

На цужую дальнюю сторонку.

Как мне потить у люди,

Как мне потить у цужия?

На цужой дальней сторонки

Как мне будить привыкать,

Как мне будить приставать?

У цужих людей жить тошнешенько,

У цужих людей жить грустнешенько:

Ступень ступить спросися,

Другую — доложися,

Третью — назад воротися!

Венчание. Когда молодые, т.е. жених и невеста, приезжали в церковь, то они входили вместе, сцепившись рука с рукой, а с ними вместе крестный отец и крестная мать. Они становились напротив аналой (возвышение в церкви). У жениха и невесты в руках были белые платки, а под ноги подстилался кусок простого холста своего изделия. После совершения таинства невесту уводили одевать в бабий наряд. Венцы надевали жениху и невесте на голову, и так они не снимались в продолжении всего венчания. Зимой как невеста, так и жених одевали полушубки.

Одевание кички невесте. По окончании венчального обряда, приданки и крестная мать сажали невесту на скамью где-нибудь в сторонке и надевали ей кичку. Вначале надо расчесать волосы гребешком, затем сплести две плетенки и надеть бабий головной убор. С этого момента невеста приобретала законные права замужней женщины. Сначала ей одевали кичку, потом подзатыльник, сороку и фату. После она уже этого убора не снимала, и нельзя было снять, так как по обычаю этого не полагалось, надо было носить всю свою жизнь. Когда происходит церемония одевания, то жених и крестный отец стояли где-нибудь в стороне, и в этом участия никакого не принимали, так как это дело принадлежало всецело женщинам. Жених также мог сидеть возле своей невесты и ожидать её.

Когда все это было готово, жених и невеста рядом выходили из церкви (к саням), сопровождаемые крестным отцом и матерью. Иконы после венчания брали дружкие, клали их в лукошко (где и хлеб жениха) и раньше других до приезда молодых увозили в дом родителей жениха. Все садились на свои места. Порядок следования поезда: первыми ехали дружкие, за ними крестный отец с женихом, после невеста с крестной матерью жениха и с приданками, а после них ехали и другие гости. И лукошко также везли. Когда молодые подъезжали к дому, ворота были отворены настежь и отец и мать жениха стояли и встречали молодых. Когда жених слезал, то и невесту ссаживали, и они становились рядом: по правую руку находился крестный отец, а по левую крестная мать. Отец держал в руках образ, а мать хлеб с солью. Затем жених подходил к отцу, молился на образ, целовал его и кланялся в ноги и целовал отца три раза. Затем делала то же самое и невеста. Затем подходил к матери, которая стояла с пирогом или хлебом, который передавала отцу, а у него брала образ. Жених также молился на образ и целовал его, кланялся в ноги, а потом целовал и мать. То же самое делала и невеста. Образ, с которым встречали, тот же самый, которым благословляли жениха дома его родители.

После мать отдавала этот образ крестному отцу, который  потом шел вперед  с образом в избу и вел за собой жениха, а за женихом, сцепившись с рукой, шла невеста,  а за ней  крестная мать жениха,  а за ней родной отец и мать, а за ними  уже приданки  и все остальные  гости, в том числе и дружкие.   Когда  они входили в избу,  то крестный отец икону ставил на полку божницы - к образам.

После того, когда уже молодые и все близкие званные гости уходили в избу, на дворе ставился стол, покрытый белой скатертью. На стол клали хлеб,  пирог (белый хлеб) и ставилась брага в боклане или  в поставе, клались деревянные ковши. Этот стол накрывался для ребят, совершенно чужих и не участвующих в свадьбе. Дети маленькие (8, 10 и до 15 лет  и старше) расхватывали все в один момент и выпивали брагу, но всё это сопровождалось с какою-то борьбою и толкотней. Хлеб малым ребятам разбрасывал сходатый сват.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области