Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Троицкая неделя северо-восточных сёл Касимовского района

Троицкая неделя северо-восточных сёл Касимовского района

Пресвятая Троица празднуется православными в 50-й день после Пасхи, поэтому Троицу называют также Пятидесятницей. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней петровского поста начинается новый – летний сезон.

Основные обряды, обычаи и верования троицкого периода связаны с растительностью, достигающей к этому времени своего расцвета. Например, обычай украшать зеленью дома, сооружать из неё предметные символы; рядиться в зелень и т.д. Также связь прослеживается с потусторонним миром, с представлением о душах умерших,  пребывающих в это время на земле среди живых, а также со сферой народной метеорологии (вызывание дождя, защита от града и засухи).

Главным атрибутом троицкого обрядового комплекса северо-восточных сёл Касимовского района Рязанской  области является зелень в виде веток или деревьев (в основном берёзы), трав и цветов. Троицкие ветки было принято приносить домой и класть к иконам, траву бросать на пол, а  в окна снаружи втыкали веточки берёзы. В д.Квасьево важным атрибутом на Троицу был букет, собранный из разных трав: «Дома, окна, все украшали ветачками бирёзки. Дама все были украшены веточками в окнах с улицы. А дома вот в детстве, мы обизательна помним. Вот хадили, у нас тут авраги в лясочке такие есть - мы хадили за цвятами: ландыши сабирали, цвяты и обизатильна штобы букетик цвятов был дома на Троицу. Абычна траву вот в доме кидают, но мы уже не кидали. Жалко было пол».

В с.Ермолово на Троицу берёзу срубали в лесу, после чего её украшали лентами, платками, лоскутами и тряпочками, цветами и вешали на неё венки: «А эти хадили с бирёзкай. Бирёзку срубали…ну маленькую, не здароваю – там метра можат два. Наряжали лентами разнами и песни…Па стакану выпьють самагонки и пашли!».

Копаев  В.А. (1950 г.р.), уроженец с.Ермолово, вспоминает из детства, что берёзку на троицу носили женщины. Пройдя со срубленным деревом по деревне, его относили к реке и бросали в воду. Это обрядовое шествие всегда сопровождалось пением песен: «С бирёзкай всигда хадили! Троица ана называица. Бирёзку наряжали – на всей диревни, выпьют, и идут песни арут. Идут да маста, а патом бирёзку бросали в воду. Бирёзку несли женщины. Ани дахадили да маста. Вот сасновый мост пастроили, а раньши…вот маленький мостик там есть….Ани дахадили да маста там, песни пели, а патом бирёзку брасали в Унжу.  Весело было! И венки насили».

Панюшкина М. А. (1925 г.р.), жительница с. Ермолово, вспоминает о том, что на Троицу водили хороводы и танцевали под гармошку:   «Хадили, хадили, гуляли и вот рука с рукой вот так вот в улице, танцують, пляшут, гармонист играит».

Ещё одним обрядовым действом было завивание венков.

А у нас вянки завивали в дяревни. Да, вот идут вот с энтава канца, а там далыя  у нас. Бирёзу срубют и идут. А ещё то лентами, то стариннаи палатенца вышатаи такия вот на эту берёзку, и гарманист идёт играять. А бабы две песни пають. Харашо! Што харашо, то харашо была. Хадили вот с бирёзкай. Все па улице идёшь, завёшь ту ещё вон там, дома там были. Лавачек наделають, магазин вот рядам вот так стаит, а тут вот улица. И вот пляшешь там и танцуешь. Целый день танцують! Вянки на галаву: вот всяких цвятов нарвёшь… Да! Пайдём-тя вот в Бальшой… масток вот щас есть чиряз улицу.  Да, станут, пускают яго. Утанул – значить с мужам…быстра муж умрёть или жана умрёть – жизни никакой ня будя. Эт ищё стараи присказывали.  Мы-та маладыя ничё ни знам -  мы пляшем и пляшем.  А бирёзку-то вон там в Унжу. Там канцы вон. Бирёзку тапили, тапили во.  Это толька на Троицу так, а патом загавинья. 

На следующее воскресенье после Троицы жители села Ермолово  отмечали Заговенье. Все собирались на одной улице, пели песни, плясали. Каждый приносил что-то из угощений: «Вот нынча Троица в васкрисенья, а на другоя васкрисенья Загавинья. Кшель бяруть вот. Раньши кашили были, атцы наши, деды зярно сеяли и в этат вот кашель… Сабирёмся мы тут девки – бабы маладыя, давайтя – кто яиц, кто вина, кто агурцов – закуски всякай. И вот все идём туда…там улица, там гарманистав была многа. Да и Курмыш всё хадили вот туда. И вот тама мы падходим в гарманисту, на лавачки садимся, выпиваим, начинаим плясать. Да сих пор напляшимся – часов двянадцать,час…Идёшь на рассвети уже, рассвётываит заря!».

В д. Квасьево Касимовского района отмечали не Троицу, а следующий за ним Духов день: «Духов день после Троицы. Вот пятидесятница  - Троица, а на второй день – Духов день».  

По воспоминаниям местной жительницы д. Квасьево, Морозовой Л. А. (1947г.р.), на Духов день в селу срывали не большую берёзку, украшали её и пройдя по всему селу, шли к реке и бросали её в воду. «Народ сабираица, наряжають бирёзку – ну вот малинькая какая – наряжають бирёзку, люди сабираюца...Бирёзку лентами украшали или тряпачками. Нибальшая бирёзка прям, с миня ростам прям. Ну такая, шоб легчи её нясти-та была и идти. Её срубали и лентами украшали, тряпачками вот разными, бантиками и всякими вот украшали бирёзку».

Как правило, в Квасьево берёзку нёс один мужчина: «Мужчина у нас абычна носит бирёзку. Он идёт у нас адин, несёт бирёзку. Астальныя идут, песни пають. Гарманист какой-нибудь ещё. А идёт он впиряди, впиряди. И этат ритуал у нас да сих пор. Он идёт, её патряхивает. Идёт, вот так вот ею в разнаи стораны. Да, вот такой вот».

Жители села, в основном девушки и женщины, собирались на празднование после обеда. По народным верованиям и приметам, в этот день обязательно должен идти дождь: «Эта абычна посли абеда! Посли абеда и вот как правило…Всё время, толька вот в этам гаду нет даждя. А абычна на Духов день, как сабирёся, так абизатильна дождик будя! А в этам гаду никак не была».

Особо важным моментом в обрядовом вождении берёзки служило ряжение. Деткам на голову плели и одевали веночки, которые сплетали из берёзовых веточек и полевых цветов, а те, кто постарше, уже наряжались «кто во что горазд»: «День после Троицы назывался духов день. И вот на Духов день испокон веков, мы дети, даже помню, наряжають бирёзку  и люди тожа наряжаюца – кто ваш што гаразд.  Кто ва што – то есть па-интереснее! Раньши были там балалайки, гармонь, а кагда нет -  с вядром! И вот ходять, распивають песни. И вот пока па всиму сялу не прайдуть, всё сило вот так, всё сило. И вот абычна угащения ставють вот, сталы накрывають тут окала дамов, угащения. И вот пака всё абайдуть и вот бирёзку тут несут. А дети с венками из бирёзы. Дети с винками тут, ани на голаву! А мы-та вот бегали так: у нас вянок на галаве и мы бежим за всеми этими. Патом значить прашли па всему сялу, вот как есть всё сяло абашли, и идут на реку, брасають бярёзку в реку и дети все брасают вянки. Вот  што вот смотрят там: вянок утанул там или паплыл дальши? А вот што эта азначаить… Раньши вот: «Ой, мол умрёшь скора!», - Вот винко утанул:  «Ой, умрёшь!». И патом всё, народ расходится.

Такое празднование Троицы до сих пор сохранилось в северо-восточных сёлах Касимовского района Рязанской области.




Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Касимов Бауровой Светланы Николаевны «Юбилейная» (горячая эмаль в бересте, плетеные изделия из бересты и соломки), приуроченную к 50-летию со дня рождения автора, которая является восьмым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», а также проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло около 60 работ, созданных мастерицей в разное время.

К участию в конкурсе приглашаются методисты, специалисты по работе с детьми, культорганизаторы, руководители детских клубных формирований.

Фестиваль будет проходить 14 апреля 2024 г. в Спасском районном Доме культуры.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области