Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Зимние обходы дворов сёл Ермолово и Квасьево Касимовского района Рязанской области

Святками называют время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Ритуальное время между двумя этими праздниками чётко разделяется на два периода: от Рождества до Нового года и от Нового года до Крещения.

Новогодний обрядовый фольклор двух сёл Касимовского района – Ермолово и Квасьево подчёркивается обходами дворов.

По словам жительниц с. Квасьево Морозовой Л. А. (1947), Наумовой  Л.М. (1947), колядовать ходили в ночь под Старый новый год. Святки были особенным временем для ряженья и переряживания: «На Новый год эт у нас колядки. Прям так и говорят колядки? Это у нас гаварят святки. Говорят: «Колядовать пойдём? Всё значит! Святки - наряжаюца кто ва што гаразд…Эта вот с  тринадцатава на чятырнадцатая. Я помню у нас женщина наряжалась: шубу вывирнет, на лицо маску какую-нибудь такую – вот вам и страшно. А из чего маска была? Марля абычная. На глазах вот так праделают, а тут нарисуют всё эта и вот. Вот эт вот я помню, раньше такие старые хадили.

Колядовать ходили люди разного возраста: дети, молодежь и более старшее поколение: «У нас щас ходють взрослые. Ну, вот дапустим, прашла адна партия взрослых, маладёжь сабираица – пошли, патом дети. Дети в первую очиридь. Первые дети, наряжаннаи, все разукрашеннаи. Патом па-старши. Па-старши эт вот там у нас прям, а патом вот…Мы абычна сабирались кучкай и вот мы идём. Вот так хадили калядавали! В каждый дом. Заходим в дом и прям

Авсень-авсень падавай па всем

Пышки-лепешки, жаренные ножки!

В печи сидят, на нас глидят –  эт самая старая вот такая.

Бабушка с дедушкай падайте па какурачке! Нас сколькя-та там дурачек. А сейчас уже новаи:

Аткрывай сандучёк, даставай питачёк!

В сёлах Ермолово и Квасьево во время святок было принято рядиться: «Наряжалися: юбки широкия, жилетики бальшия вот так вот как цыганка, маски там…Хорошо! В клуб хадили. Девки мы наряжалися рибятами». Переодевание мужчин в женскую одежду, а женщин  - в мужское было преобладающим способом ряженья. Кроме этого распространенным был наряд, состоящий из вывернутой мехом наружу шубы или какой-нибудь старой рваной одежды.

Время святок – это время весёлого отдыха молодёжи: посиделок, игр, гаданий, ряженья: «От Рождества до Крещения идут святки две недели. Да вот в эти святки мы все наряжались, плясали, танцавали. И вот и па-цыгански наряжались, и па-ребячьиму. И взайдём тама…паём песни, выпиваим, веселимся».

Наиболее важными считались песни, адресованные хозяину и хозяйке дома и содержавшие пожелания урожая, приплода скота, благополучия. В текстах колядок встречаются мотивы величаний, одариваний: «Эта вот заходишь в дом и начнёшь вот эта с «Авсень-Авсень», а  патом вот как выходит сам хазяин, вот ему и припявають.

Никалай-гаспадин, па навым сеням хадил.

Он Настасьюшку будил.

Ты Настасьюшка вставай!

К тибе гости пришли! Чем папотчиваешь?

Или  рюмачкай винца, иль кусочкам  пиражка.

Давай ни ламай! Будет сын Николай!

Атломишь немножка, будет сын Тимошка!».

В с.Ермолово Зоткина З.П.(1937г.р.) вспомнила лишь фрагмент местной авсеньки:

Авсень-Авсень, падавай па всем.

Ключикам, замочкам, алым палаточкам.

Ни ламай, а па целаму давай.

Откликав Авсень, просили награду. За поздравление обычно благодарили едой (блины, пироги) и деньгами. Уроженец с. Ермолово, Копанев В. А.(1950 г.р.), вспоминает: «На святки хадили калядавать. Я помню я сапляк был. Хадили, в окна стучали с сумкай, кто што даст. Вот как калядавать мы хадили: раз, в окна пастучишь там, иль в дверь иль в акно,  и кто чё там  даст пиражок или там яйцо. Эт я помню хадили».

Колядовщиков на пороге не оставляли, было принято приглашать в дом: «Нет, приглашали всегда в дом. Да, радуешься. Все рады! Чем больше угастишь, тем больше рады». 

Вслед за просьбами в большинстве случаев произносились угрозы и посулы скупым хозяевам. Можно выделить две основных их разновидности. Одни следовали после поздравительной формулы либо сразу за основным текстом авсеньки, без какой-либо паузы и представляли из себя перечень несчастий, которые обрушатся на хозяев, если они не будут достаточно щедры. Вторые произносились лишь в случае безусловного отказа.

Обрядовым печением в период новогодних святок в с. Квасьево Касимовского района были «какурки». Какурки пеклись накануне Нового года из пресного теста. По словам местной  жительницы – тесто разрезалось на полосочки, затем раскатывалось в тоненькие верёвочки и завязывались узелком, после чего выпекалось: «Эт вот  сейчас канфеты там, а раньши специальные вот эти  пекли. (А как они делали?) Из теста! Ну вот абычна как, раз вот так и завернут, как баранки почти. Вот так вот немного чуть завернут и всё узелком. В узелках, узелочки вот такие вот из пластиночек - кругленькими. Ну как палучится свернёшь! Ну, разные фигурки делали из теста. Сначала раскатывали тесто, а патом какие фигурки палучатся. Вот вам и какурачки».

Какурок старались выпекать как можно больше: «Ну канешна! Чтобы на всех хватила. А раньши ж народу многа была. Раньше  ж в каждам доме сколька была дитей.». Обрядовая выпечка раздавалась детям, а также колядовщикам.




Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72).

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области