![]() |
Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
![]() |
Нематериальное культурное наследие Рязанского краяЗимние обходы дворов сёл Ермолово и Квасьево Касимовского района Рязанской областиСвятками называют время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Ритуальное время между двумя этими праздниками чётко разделяется на два периода: от Рождества до Нового года и от Нового года до Крещения. Новогодний обрядовый фольклор двух сёл Касимовского района – Ермолово и Квасьево подчёркивается обходами дворов. По словам жительниц с. Квасьево Морозовой Л. А. (1947), Наумовой Л.М. (1947), колядовать ходили в ночь под Старый новый год. Святки были особенным временем для ряженья и переряживания: «На Новый год эт у нас колядки. Прям так и говорят колядки? Это у нас гаварят святки. Говорят: «Колядовать пойдём? Всё значит! Святки - наряжаюца кто ва што гаразд…Эта вот с тринадцатава на чятырнадцатая. Я помню у нас женщина наряжалась: шубу вывирнет, на лицо маску какую-нибудь такую – вот вам и страшно. А из чего маска была? Марля абычная. На глазах вот так праделают, а тут нарисуют всё эта и вот. Вот эт вот я помню, раньше такие старые хадили. Колядовать ходили люди разного возраста: дети, молодежь и более старшее поколение: «У нас щас ходють взрослые. Ну, вот дапустим, прашла адна партия взрослых, маладёжь сабираица – пошли, патом дети. Дети в первую очиридь. Первые дети, наряжаннаи, все разукрашеннаи. Патом па-старши. Па-старши эт вот там у нас прям, а патом вот…Мы абычна сабирались кучкай и вот мы идём. Вот так хадили калядавали! В каждый дом. Заходим в дом и прям Авсень-авсень падавай па всем Пышки-лепешки, жаренные ножки! В печи сидят, на нас глидят – эт самая старая вот такая. Бабушка с дедушкай падайте па какурачке! Нас сколькя-та там дурачек. А сейчас уже новаи: Аткрывай сандучёк, даставай питачёк! В сёлах Ермолово и Квасьево во время святок было принято рядиться: «Наряжалися: юбки широкия, жилетики бальшия вот так вот как цыганка, маски там…Хорошо! В клуб хадили. Девки мы наряжалися рибятами». Переодевание мужчин в женскую одежду, а женщин - в мужское было преобладающим способом ряженья. Кроме этого распространенным был наряд, состоящий из вывернутой мехом наружу шубы или какой-нибудь старой рваной одежды. Время святок – это время весёлого отдыха молодёжи: посиделок, игр, гаданий, ряженья: «От Рождества до Крещения идут святки две недели. Да вот в эти святки мы все наряжались, плясали, танцавали. И вот и па-цыгански наряжались, и па-ребячьиму. И взайдём тама…паём песни, выпиваим, веселимся». Наиболее важными считались песни, адресованные хозяину и хозяйке дома и содержавшие пожелания урожая, приплода скота, благополучия. В текстах колядок встречаются мотивы величаний, одариваний: «Эта вот заходишь в дом и начнёшь вот эта с «Авсень-Авсень», а патом вот как выходит сам хазяин, вот ему и припявають. Никалай-гаспадин, па навым сеням хадил. Он Настасьюшку будил. Ты Настасьюшка вставай! К тибе гости пришли! Чем папотчиваешь? Или рюмачкай винца, иль кусочкам пиражка. Давай ни ламай! Будет сын Николай! Атломишь немножка, будет сын Тимошка!». В с.Ермолово Зоткина З.П.(1937г.р.) вспомнила лишь фрагмент местной авсеньки: Авсень-Авсень, падавай па всем. Ключикам, замочкам, алым палаточкам. Ни ламай, а па целаму давай. Откликав Авсень, просили награду. За поздравление обычно благодарили едой (блины, пироги) и деньгами. Уроженец с. Ермолово, Копанев В. А.(1950 г.р.), вспоминает: «На святки хадили калядавать. Я помню я сапляк был. Хадили, в окна стучали с сумкай, кто што даст. Вот как калядавать мы хадили: раз, в окна пастучишь там, иль в дверь иль в акно, и кто чё там даст пиражок или там яйцо. Эт я помню хадили». Колядовщиков на пороге не оставляли, было принято приглашать в дом: «Нет, приглашали всегда в дом. Да, радуешься. Все рады! Чем больше угастишь, тем больше рады». Вслед за просьбами в большинстве случаев произносились угрозы и посулы скупым хозяевам. Можно выделить две основных их разновидности. Одни следовали после поздравительной формулы либо сразу за основным текстом авсеньки, без какой-либо паузы и представляли из себя перечень несчастий, которые обрушатся на хозяев, если они не будут достаточно щедры. Вторые произносились лишь в случае безусловного отказа. Обрядовым печением в период новогодних святок в с. Квасьево Касимовского района были «какурки». Какурки пеклись накануне Нового года из пресного теста. По словам местной жительницы – тесто разрезалось на полосочки, затем раскатывалось в тоненькие верёвочки и завязывались узелком, после чего выпекалось: «Эт вот сейчас канфеты там, а раньши специальные вот эти пекли. (А как они делали?) Из теста! Ну вот абычна как, раз вот так и завернут, как баранки почти. Вот так вот немного чуть завернут и всё узелком. В узелках, узелочки вот такие вот из пластиночек - кругленькими. Ну как палучится свернёшь! Ну, разные фигурки делали из теста. Сначала раскатывали тесто, а патом какие фигурки палучатся. Вот вам и какурачки». Какурок старались выпекать как можно больше: «Ну канешна! Чтобы на всех хватила. А раньши ж народу многа была. Раньше ж в каждам доме сколька была дитей.». Обрядовая выпечка раздавалась детям, а также колядовщикам.
|
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятия
В соответствии с планом работы Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» проводит с 9 по 13 октября 2023 года тематические консультации по вопросам репертуара и отчетности работы народных коллективов Рязанской области, по планированию и организации учебы кадров клубных учреждений области на сезон 2023-2024 г.г., областной мониторинг любительских объединений и клубов по интересам. Торжественное открытие выставки и награждение Лучших мастеров Рязанской области планируется 27 октября 2023 года в 12.00 в здании Рязанского областного научно - методического центра народного творчества.
|
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |