Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Семейно-бытовые обряды с.Секирино Скопинского района Рязанской области

Появление семейно-бытовых обрядов предопределено циклом человеческой жизни. К ним относятся родинно-крестильный, свадебный, рекрутский и похоронный обряды.

Родинно-крестильный обрядовый комплекс в с.Секирино Скопинского района Рязанской области содержит не только обряды предшествующие родам и связанные с родовспоможением, а также послеродовые обряды, которые направлены на включение ребёнка в традиционное общество.

Раньше при родах присутствовали повитухи. Повитухой могла быть только баба. С их помощью женщины рожали дома. Когда начинались роды, то извещали только бабку-повитуху и никому другому больше не сообщали. Когда девушка начинала рожать, по правилам,  все выходили из дома. После рождения ребёнка его клали в плетёную люльку.

В с.Секирино, как и в других сёлах Скопинского р-на, в первые дни после родов роженицу навещали женщины с приношениями. Этот обычай жители села называют нести зубок. Зубок «вся радня принося», когда родится ребёнок, но его родственникам не показывали. Вообще в с.Секирино ребёнка начинали показывать людям приблизительно через полгода после его рождения.

Посещение не имело организованного характера. Поликарпова Т.Н.1930г.р., вспоминает: «Меня выписали дамою и на другой день у нас таскають «зупки». Мать сразу принесеть, а патом радныя зупки нясуть: баранки, канфеты, вино красна, пряники, калбаса была, всё». Чаще зубок носили по одиночке или по две-три женщины.

Зубок подразумевает приход родственников с подарками и угощениями. Как вспоминает Корнеева Прасковья Васильевна, 1929 г.р.: «Я как ща: яйцы, мама каравайцы напякла, кансерв, яблаки, кындярюшки, баранки. Баранак асобинна пабольши, зубок был бальшой. Вот тах-та сабируца, тах-та. И блюду бальшую над сабой нисешь. Иной раз силёньки нету,не вынясешь. Ана блюда аблитая, тижёлыя.  Ды туды накладешь, на силу данесешь. Ну туды-та я таскала, па радне таскала.». Набор приношений зависел от возможностей приходящих. Собранным зубком могла распоряжаться только мать ребёнка.

Когда женщины несли зубок, то блюдо с угощениями старались нести над головой. Посещения носили праздничный характер и включали себя шествие по деревне в сопровождении гармониста – пели страдания и плясали под гармонь:  «Зубок нисешь и страданью играишь. Идешь дарогуй и пад страданью. В сирядини гарманист, а па бакам с блюдами – тижало несть. Па бакам – эт мы идим, играим троя, а то и четвира, идем и пад страданью играим. А то скажишь: Ваня, астанавися, не играй, брось, закури, а мы атдахнём. И так бываит».

Молодая мама считалась сорок дней после родов «нечистой». Именно поэтому ей запрещалось появляться на людях и выполнять многие домашние работы.

Важнейшим этапом в формировании человека является крещение. Детей старались крестить на 40 день после появления на свет.

Рекрутский обряд также относится к семейно-бытовым обрядам. Призыв на военную службу, как правило, проходил в весенний и осенний период.

В с.Секирино, как и повсеместно, статус рекрута маркировался изменением причёски: «Эт када астригуть рибят всех» (Корнеева П.В., 1929 г.р.). Время от повестки до службы ребята проводили в гуляниях. Коллективность обрядового действа выражалась в массовых шествиях по деревне, а также обходов домов. Шествие сопровождалось пением частушек под гармонь и пляской, кроме того могли устраиваться совместные застолья. Прасковья Васильевна, местная жительница, вспоминает:«Хадили салдатники. Эт када их астригуть рибят всех… Рибята, мой брат маладой, яво бяруть в армию. А яго таварищи, мой брат красавиц был, а яго таварищи  все харошаи. Но адин был жанатый и ани хадили с гармоняй па диревни и им давали кто яйцы, кто дяньжонак. Ну кто…эт уж тах-та была паложина. И вот ани идуть с гармоняй-та пад страданья...я гаварю страданья да плясанья. Приходють ани к дому и играють в гармонь. А адин в голас харошай, ждуть щас хазяйка чё-нибудь выняся.  А он заиграл:

Мине бирут в салдаты

А жану маю куда?

На дваре стаить калодяц

Галавой иё туда. Ха-ха-ха

А мы за ними бегали малинькия. Эт уж всягда эти рибята хадили, какия в армию. Всягда! Ани патом дома стол сабирають. У них дома всё. А можат паделють и дамой панясуть – мы ня знаим».

Похоронный обряд

Похоронный обряд начинался с обмывания умершего: «Приходишь, воду нагреють. Он ляжить там на палу. Пастелим адиялу или простинь, и яво абмываим. Кто держа спину яму абмывая. Обмывала двоя иль троя родствинников. Памреть, яво убяруть и батюшки саабщають, а батюшка када харанить он приходить и панихиду служить. Кто приходил на похороны? Все родственники, там чужия прихадили. Звать на похороны не было принято: «услышуть, што помер и сами прихадили».

Обмывали покойника сами, никого постороннего не приглашали: «Мы всягды сами. Никаму мы ни даверяим. Нас, маму и папашу, нас три дочери, каму ададим мы. И нянюшек мы сами».

Похоронная одежда женщины, девушки и ребёнка различались: замужнюю хоронили «всё равно, хоть молодая – рубаху белаю. У женщины сястру маладую харанили, её нарядили в паллетах, вся наряженная была. А престарелых в белаю рубаху (тканую), серемяшку, да панёву и платок там мож наложа какой белай старинний, а на наги у каво тапки». Девочку хоронили «ну там в платьи, в какой сийчас ходят».

Корнеева Прасковья Васильевна (1929 г.р.) вспоминает, что когда хоронят, то на покойника одевают новый крест, а старый моют и кладут в гроб: «Вот старый у миня хрест, старый у миня. Его сымають и купають, а новый надевають».

После того, как умершего обмоют и уложат на лавку, идут за читалкой. Молиться около покойника начинали  с 5 часов вечера до полуночи. Расстилали полотенце, на него клали решето, а сверху псалтырь.  В 12 часов ночи прекращали читать молитвы, покойнику закрывали лицо, а хозяева накрывали стол и устраивали для присутствующих поминальную трапезу: «Абмыли, палажили, всё, путём. Нада за читалкай итить. У нас ходют три-чатыре чаталки в деревне. Приходють, тут у нас не мяткаль, а такое, тканая. Такое пакрывала - не пакрывала, ана ещё па другому называется - па божиму ана называится. Я пазабыла! Стелють, решато кладуть, на ряшато ана принося пасалтырь. Раскидывая и начиная богу малится, и се мая радня,  какая, се приходют с пять часов до двянацати часов ночи молюцуть богу. Памолюцуть – ужин. Уходют дамой. В шесть часов утра ани снова приходют, до девяти. Вот тах-та у нас. И читают и молюцуть. А яй не малюся, мне не да маленья. Я падхажу и «радимай мой мужка» вот тах- та. У мине сваи причёты».

Гроб до кладбища несли на холстах: «Вот тады, када я маму харанила, папашу - иконы, када харанить их, нясли на халстах, а ща та на машини едуть, на халсатх нясуть и на халстах харонють, апускають».

Поминальный стол различался в зависимости от постного или не постного дня:  «Если сряда, пятница – сухой помин, а эт всё скоромный – калбасу, масса, всё,всё». Квас варили каждый как в повседневной жизни, особого рецепта не было. Спиртное «если сухой – не падносють, а если скаромнай, то падносють. Кутью делали «из риса, тады т нет, всё кашу пшённаю, тады т анна пустая. Бляну пякуть из пшаничнай муки и с мёдам кунають. Паминають  и идуть на магилки. Бяруть там блин, ну чё на стале была, бяруть упакойнику».

В с.Секирино распространён обряд провожания души на 40-й день после смерти. Душу провожали «сорок дней паминають и ночь в двинадцать памолимся и выходим».

Важнейшую роль в музыкальном оформлении обряда играют причитания. Причитания начинались исполняться с момента положения покойника на лавку и до самого погребения, кроме этого могли исполняться позже при посещении кладбища.

Обязательно плакали «Дитятка, милыя» причитывають. Или там мать умреть «Мама милыя, радимыя». Плакальщицу не звали, плакали родственники: «Вот умерла мая мама, мой папашунькя, маи все три сястры умерли, я пра всех и абплакала».

От пожилой жительницы Корнеевой П.В. (1929г.р.) удалось записать несколько фрагментов причитания по маме:

1)Радимая мая мамушка!

Пробудися, праснися

Скажи мне хоть адно славечкя,

Я буду век твоё славечкя помнить.

2) Радимая ты мая мамушка!

И зачем же ты мине адну аставляишь?

А чёж я буду адны …

А чё ж я без тибе  мая  радимая буду делать.

А разрываица мая вся сирдечинькя.

А па табе мая радимая мамушка.






Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72).

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области