Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Наигрыши Скопинского района

Особое место в системе жанров музыкальной  традиционной культуры Скопинского района Рязанской области играют  наигрыши.

В экспедициях 2018  и 2019 года Российской академии музыки имени Гнесиных, совместно с сотрудниками Рязанского областного научно-методического центра народного творчества  удалось встретить замечательного гармониста Дёмкина Александра Егорьевича (1964 г.р.), уроженца д.Свинушки Скопинского района Рязанской области.

Александр Егорьевич является самоучкой игры на гармони: «Ну а хто учил. Мы друх у дружки глядели… У Кольки, у Ваньки! Хто лучши сыграит пиряборам с страданиями!  Друг  у дружки хватали ».

От Александра Егорьевича  было записано множество разных музыкально-поэтических фольклорных  текстов, а также музыкальных наигрышей. Демкин подмечает, что в каждом селе был свой набор наигрышей, по которым сразу можно было определить с какого села гармонист: «В Ермолово свая игра. Приблизительно адинаковые – Чулково, Дмитриево, Свинушки. В Периках там не страдания, а Елецкого играли. А у нас (Секирино) страдания Скопинския. Секирино - эт одно, а вот в ту стороны – Гуменки, Корневое, Пупки – это совсем другая игра. У каждава села была своя изюминка, вот такой вот пиряборчик».

Во время экспедиции удалось записать большое количество общерусских наигрышей, а также тех, которые свойственны Скопинской территории:

 - «К ней идёшь» (Секиринская, Скопинский р-н);

- «От ней идёшь» - Милистиновая  (Секиринская, Скопинский р-н) ;

- Скопинская («пачкими») ;

- Ермоловский переход (с.Ермолово Скопинского р-на);

- Елецкого (как вд. Перики Скопинского р-на играли) ;

-  Скопинские страдания с пляской;

- Под плясочку;

- Страдания;

- Барыня;

- Цыганочка;

- Яблочко;

- Тустеп;

- Светит месяц и др.

Интересными представляются наигрыши Секиринских страданий, которые разделяются на два варианта «К ней» и « От неё», которую. местные жители ещё называют «милистиновая». Такие наигрыши обуславливаются ситуацией исполнения, а темп игры отражает настроение самого гармонист. Наигрыш «К ней» отличается более подвижным темпом, сопоставляемый с тем, что гармонист исполняет его по дороге к возлюбленной девушке: «Вот к ней бяжишь, торопишься!», а наигрыш «От ней» - более лирический в своём темпе исполняется по дороге обратно: «Ня вышла, атварот, паварот, а ты кавыляишь».

Тексты страданий «К ней»:

Все проулочки завяли

Где с табой милка стояли.

 

Ана миня талкая в грудь!

Пайдём дамой, а то пабьють.

 

Маладыя сямнацать лет.

Варотицуть назад аль нет.

 

Издаля я услыхала,

 Саша радость заиграла.

 

Эх, и ругая бьють миня,

А я роза люблю тибя.

 

Гулять сщастья эх ни жалаем,

Павянчайтя с кем страдаем. 

Страдания «От ней»:

На заре голас раздалси,

Как любил и то рассталси.

 

Маладыя мая гада,

Пратякли как в речки вада.

 

Па стежки да па пыльнай.

Шли с табой дарогай длиннай.

 

Мил уходя, а взгляну.

Цвяты цвятуть, а я вяну.

 

Ахи, ахи, ахиушки!

Не пайдем мы гулять в Зарюшки!

 

По заре-то по зорюшке,

Пазор маёй галовушки.

  

Эх мамаша што детычкя!

Я завяла как ветычка.

 

Эх страданья страданцова,

Не моя воля – атцова!

 

Скажи рози, скажи маму,

Пусть он помнит любовь маю!

 

Страданья «друг под друга», то есть парами становились друг напротив друга.

Одна начинает:

Эх, галасочку ни хватая.

Падпой Маня дырагая.

Другая отвечает:

Я бывала страдать пайду,

Платок белай, кудри навью.

 

Наигрыши на гармошках сопровождают не только праздничные гуляния, но также обрядовые действа.

Ни одна свадьба не обходится без гармони, наигрыши на которой заполняют всё свадебное действо. Например, в  с. Секирино Скопинского района наигрышами озвучивались все переезды молодых от дома к дому. Александр Егорович вспоминает об игре на Секиринских свадьбах: «Раньши сколькя в Сякирине я свадеб переиграл! Тут толпа такая…идут чилавек наверн двадцать! Идут все в панёвах как цыплята адинакавыя. Ани чё тут вытваряли на свадьбах! Ой! Мы в две, три, пять играли гармошки одновременно! <...>. Играли плясачку, цыганочку, вальсики такие вот простенькие. Страдания эт  самыя! Старадания эт вот ани са стала бывала выходють, чуишь начинають мятся и пярм берёшь и как «К ней» бабахнешь! Все выпрыгивають из стала, чуть падрыгаются и патом: «Саш!  Давай плясачкю!» Вот тады пляску начинаишь». 

«Под плясочку» могли исполнять такие частушки:

Мы гуляли гуляли

С харошими людями.

А типеря никаких,

Ни хароших, ни плахих.

 

Ой мил ты мой мил!

Ты за щё мине пабил?

За какую причину?

Я ни ела витчину!

 

Я тагда баялася,

Когда каса маталыся.

А типеря касы две

И панёванька на мне.

 

Я иду, иду,иду!

Аганёк гарит гарит.

Жана люличку качаит,

Мне спасиба гаварит.

 

В Секирино бытовала традиция, так называемого, «круга села». Между застолий во время свадебного пира все участники гуляния вставали и с гармошкой обходили вокруг села, после чего возвращались в дом жениха и продолжали праздновать. Таких обходов в один день могло быть два или  три. Хождение во круг села отмечается также и на второй свадебный день.

Александр Григорьевич  вспоминает, что в разных поселениях играли свои наигрыши: «Вот в Периках играли «Елецкого», потом, «Светит месяц» – эт культурнаи. Они страдания не играли. Потом «Крукавяк», «Падеспань». Скопинские  страдания называют играть «пачками». То есть это игра, которая постоянно сопровождается аккордами.

Елецкого плясали парами: «Пока идёт пирябор, они (женщины) вот так вот топали (дроби делали), падходють, вот так бум-бум (щёлкали  два раза пальцами),  падходють, вот так вот друг к другу в ладоши встреваюцуть и пиряходють».

Я елецкого пляшу,

Сама не елецкая.

Я простая, боевая

Девочка советская.

 

Чтоб Елецкого плясать,

Надо песен много знать,

А я знаю только три,

Выходи подруга ты!.

 

Ведущий методист  Журавлева Юлия Сергеевна



Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области