Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Традиционный костюм с. Дегтяные Борки Ухоловского района Рязанской области

На территории всего Ухоловского района рязанской области (ранее Сапожковский уезд Рязанской губернии) распространён понёвный женский комплекс одежды, который состоит из понёвы, туникообразной рубахи, занавески, головного убора, украшений и сапогов. Но остановимся в этот раз мы на праздничном женском наряде села Дегтяные Борки Ухоловского района.

Впервые село упоминается в Окладной книге 1676 года под тремя названиями: Троицкое, Разсошное (разсольное), Дегтяные. Первое название села – Троицкое – дано ему по существовавшей церкви «Пресвятые и Живоначальные троицы». Как и многие населенные пункты Дегтяные Борки были основаны по указу Ивана Грозного после его возвращения из Казани. Царь тогда распорядился поселить в этих местах (теперь это Сапожковский и Ухоловский районы) большое число русских людей для укрепления южных границ Русского государства. Переселялись сюда большими партиями и целыми селами. Группы переселенцев составляли в те времена довольно пеструю картину. Здесь были служивые и мастеровые люди, солдаты, казаки и простое крестьянство, приехавшие из более южных и восточных районов.

В недалеком прошлом село Дегтяные Борки было очень большим. Жители сами неофициально разделили его на 10 частей и дали им интересные названия. 

В селе имелась ветреная мельница, пекарня, конюшня, кузница, пилорама и другие объекты. В настоящее время ничего этого не сохранилось. Но хочется отметить еще одну сторону жизни этого удивительного села — песенно-музыкальную. Жители являются хранителями традиционной русской культуры. А традициями эта местность очень богата. Дело начатое нашими предками не угасло. Сейчас в селе Дегтяные-Борки существует вокальный ансамбль, который исполняет песни своих бабушек и мам, продолжая тем самым связь времен и поколений. Неотъемлемой частью успеха выступлений ансамбля являлся и является до сих пор великолепной по красоте самобытный традиционный костюм. Шло время, состав хора менялся, но незаменимой запевалой всегда считалась Варвара Архиповна Лазукова, столетие которой отмечалось в 2005 году. В период празднования этой даты в доме, где жила Варвара Архиповна была открыта памятная доска со следующей надписью: «Здесь жила Варвара Архиповна Лазукова – руководитель фольклорного коллектива села Дегтяные-Борки». 

Понёвы с. Дегтяные Борки относятся к типу глухой поневы (сшитой в виде юбки).  

Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти, ткали способом полотняного переплетения. Как правило, на понёву уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко – 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 – 5,5 см и с цветными полосами. Спереди (слева) полотнища соединялись прошвой – более мягким полотном без клетки такой же ширины, как и основные полотнища. На талии понёва собиралась в сборку и завязывалась крученым или плетеным шнурком, который называли гáшником. А ещё у дегтяноборковских понёв делали складки, так называемое «плиссе»: сшитую поневу складывали по клеткам и перевязав веревочкой, клали под горячий деревенский каравай. Складки плиссе долго не расходились. Подол понёвы мог быть украшен двумя способами – вышивка в середине клетки с лентами или просто несколько рядом ленты.

С ранних лет девочки готовили себе в качестве приданого рубахи и понёвы. Как правило, праздничные понёвы берегли и не успевали износить за жизнь, поэтому они передавались по наследству.

К сожалению, на данный момент сохранился только поздний вариант рубахи и завески, изготовляемых из поскони – тонкой, хорошо отбеленной конопляной домоткани шириной 35 – 39 см. Общие размеры рубахи, например, составляют: ширина – 70 см, ширина с рукавами – 160 см, длина – 100 см. Рубаха и завеска украшаются вышивкой крестом на белом конопляном полотне без подставки. Крой рубахи туникообразный с прямыми поликами и рукавами длинною до кистей. Рукава собраны на манжет с «брызжами», украшенными вышивкой. Полотна в нём размещены поровну: два спереди и два сзади; рукава пришиваются по основе ткани, а полики – по утку.

Завеска относится к нагрудно-плечевой одежде, состоящей из кокетки, застёгивающимся сзади, пришиваемым к ней широким лямкам и основной прямоугольной части завески, украшенной по низу отрезной широкой оборкой.

Нагрудные украшения в наряде разделяются на несколько категорий: текстильные и бисерные. К бисерным украшениям относится так называемый гастан, а к текстильным – слёнки и ленты. Слёнки представляют собой белое кружево на сборке пришитое к завязкам, надеваемое на шею. Ленты же прикрепляются к пушкам и одеваются на уши.

Головной убор состоит из нескольких частей: платок, повойник, налобник. На голову женщины заплетали две косы от висков и укладывали их в виде ободка на передней части головы. Поверх кос одевается повойник с «рожками», лоб украшается вишитой с бисером лентой и прикреплёнными к вискам прямоугольникам. Сверху на повойник и ленту надевается белый платок, но по некоторым данным, ранее мог использоваться и красный вышитый платок.

Подпоясывались женщины широким шерстяным кушаком (15 см). Сначала кушак ткали, а потом сваливали, что бы получилась плотная основа насыщенного тёмно-красного или бордового цвета. Концы кушака украшаются лентами, пуговицами и шерстью нескольких цветов (белый, красный, синий, зелёный), заканчивался кушак «махрами». Кушак повязывается поверх понёвы в несколько оборотов концами назад. Каждый конец кушака укладывается на разные ягодицы.

На ноги женщины одевают плотные вязаные чулки и сапоги (про лапти к празничному костюму никто не помнит).

























Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Государственное бюджетное учреждение культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» запускает онлайн-акцию «Открой своё сердце», приуроченную к Международному  Дню инвалидов.

Областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию IX Областную тематическую интернет-выставку фотохудожников-любителей «Виктория» (художественная фотография). Данная выставка является тридцатым выставочным мероприятием  цикла «Мастера Рязанщины – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». Ссылка на Положение IX Обслатной интернет-выставки фотохудожников-любителей «Виктория» внутри статьи.

Фестиваль – конкурс «Время зажигать звезды»  пройдет в городе Рязани с 7 по 12 декабря 2020 года в режиме онлайн.  Гала концерт в видео формате.  Награждение по графику после конкурса.

Областные конкурсы солистов и ансамблей малого состава «Песни войны и мира» проводятся в Рязанской области с 1995 года. VII Областной конкурс «Песни войны и мира» (далее в положении – конкурс) проводится 13 декабря 2020 г. в формате видеопросмотров.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области