Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

«Календарная обрядность жителей села Чернава»

Введение

Чернава располагается на юге Рязанской области, в древности здесь проживали вятичи. Земля славилась изобилием хлеба, дичи, мёда, яблок. По мнению нашего земляка, выдающегося учёного П.П. Семёнова Тян-Шанского, в XI-XII вв. после Рязани Чернава считалась одним из трёх крупнейших селений, отличное ярмарочное место. История села показывает, что жители всегда стремились сохранять старинные обычаи и традиции. Яркой традицией села Чернава в настоящее время является праздник Масленица. В этот день женщины, девушки и девочки наряжаются в яркие народные костюмы.  Примечательно то, что все костюмы подлинные (принадлежат старожилам села или бережно храним и их потомками). Любуясь разнообразием убранства и яркостью красок, можно заметить, что костюмы, или наряда (сряда), как говорят в Чернаве, на участницах праздника отличается от тех, что женщины надевали на Троицу или Пасху при посещении храма. Возникает вопрос: зависит ли убранство костюма от праздника, в который его наденут? Почему на разные праздники женское население Чернавы одинаково отдаёт предпочтения тому или иному цвету одежды?

Весь комплект народного костюма был неотъемлем от крестьянской жизни, с её дружным коллективным трудом, радостью и весельем народных праздников, торжественностью обрядов, близостью к природе. Существовало несколько видов костюма, выполняющих различные социально-бытовые функции: будничный, праздничный, свадебный, траурный, рабочий. По костюму можно было многое узнать о его владелице: возраст, степень зажиточности, семейное положение. Костюм девушки (девки) отличался от костюма замужней женщины (бабы), а последний, в свою очередь, от костюма старухи. Для здешних мест был характерен южнорусский тип народного костюма. В него входили многополотная клетчатая понёва, рубаха, строчная занавеска (передник), поясной убор, украшения. Дополняла такой костюм рогатая кичка (два poга из волос на голове бабы)[1].

Понёва – основной элемент чернавского народного костюма. В Чернаве бытует глухая плотная понёва в крупную клетку из домашней шерсти. Полотнища понёвы закладывались в продольные складки. Чтобы складки долго не расходились, местные женщины складывали понёву по клеткам («глазкам»), перевязывали веревочкой и клали в сундук.

Важнейшей деталью костюма, наряду с понёвой, являлась рубаха или стан, как говорят местные жительницы. До середины XIX в. основным материалом для рубах служил льняной или конопляный холст. Со второй половины XIX в. всё чаще стали применяться фабричные ткани[2]. Украшалась рубаха орнаментом, вышитым четырехрожковым крестом, символом плодородия. Рубахи носили длинные цельнокройные или короткие (до середины бедра). Есть третье исполнение чернавской рубахи, при котором стан с рукавами и подол сшиты раздельно друг от друга. При надевании наряды (сряды) рукава такой рубахи быстро «внаживушку» пришиваются к стану рубахи или пристёгиваются булавками. Рубашка и передник шьются из ярких фабричных тканей (излюбленные цвета – ярко-зеленый и малиновый). Рубаха кроится с прямыми поликами и с широкими, собранными на манжеты, рукавами.

Передник, называемый занавеской, приобрёл сборчатые воланы на плечах. Сохранились пояса с пышными кистями, которые носят в Чернаве по два, по бокам сзади. Пояса также расшиты яргическими узорами.

В качестве шейных украшений используют бисерные ожерелья, имеющие вид воротника, плотно прилегающего к шее.  Местное название такого украшения – поджерёлок. Вместе с поджерёлком надевают стеклянные бусы в несколько рядов, порой спускающиеся ниже пояса.

Стойкой традицией по-прежнему является скручивание головы по-старинному. Сначала делают рожки из волос и тряпочек (когач), сверху повязывают концами назад тонкий нижний платок, сшитый из фабричной ткани. Затем надевают ещё один платок – ситцевый – концами вперёд, с высоким мысиком надо лбом – кочетом. Платок обязательно красного цвета с жёлтым рисунком, «с вилюшечками», как говорят в Чернаве. К ушам или серьгам прикрепляют пушки – шарики из гусиного пуха.

Вызывает большой интерес местный прием увеличения фигуры путём подкладывания специальных подушечек (их привязывают к бедрам под широкую понёву, ниспадающими прямыми жесткими складками). Кроме того, вниз надевают вторую нижнюю юбку из более грубого льняного или конопляного полотна, с плотной, отдельно пришитой кокеткой, образующей тугие складки вокруг бёдер. Это соответствует старинным критериям женской красоты, которая определялась не утонченностью и стройностью фигуры, а значительностью и силой. И совсем поздним украшением являются пышные шёлковые банты, завязываемые на запястьях.

На годовой праздник молодуха и молодая баба наряжались в понёву «о семи полотнищ с большими малиновыми сапогами» (прямоугольными вставками по бокам). После сорока лет бабы переходили на понёву без обложек. Зелёный цвет считается менее праздничным, чем красные цвета. В Чернаве соблюдалось правило: в яркие цвета наряжались только молодые бабы и девки. После сорока лет красное носить было нельзя. Если девка не выходила замуж, её называли вековуха. Ей запрещалось носить занавески и хартуки. И до самой старости её в Чернаве называли девкой. Традиция сохраняется по сегодняшний день.

С давних пор солнечный круг является зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года, как круга. Мы и сегодня говорим: «Круглый год». Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времён года, и народный календарь - живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её. Древний календарь складывался из обрядов, которые были основным содержанием народных праздников, в них неразрывно сливались крестьянский труд и поклонение природе. Поэзия труда и сила природы славились и воспевались не только в песнях и сказках, сопровождающих эти обряды, но и в народном костюме. Праздники народного календаря в чернавской культуре делятся на великие (большие, годовые) праздники, праздники, маленькие праздники и расхожие, базарные дни (еженедельные). К большим праздникам, по словам старожила села М.И. Шкуриной, относятся: «Каляда, Крещение, Встретение, Маслена, Паска, Красная Горка, Вознесение, Троица, Духов день с Русалками, Петров день, Иванов день, Казанская, Медовый спас, Яблочный Спас, Успение, Покров, Михайлов день». «У нас на кажний празник свая наряда»[3]. Отношение к наряде в Чернаве уважительное и трепетное, сохраняется по сей день.

В праздник Покрова (14 октября) девки – невесты молились с просьбой о замужестве: «Покров – покровушка, покрой мою головушку поле сняжком, а меня женишком».

На Михайлов день (21 ноября) в Чернаве приходится престольный праздник села. Архангел Михаил в народной традиции всегда был избавителем от всяких бед и напастей, поэтому на иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем. Престольный праздник Михайлов день - весёлый, сытный. Все самые нарядные одежды доставали чернавские крестьянки из своих сундучков. Вся неделя посвящалась празднованию. В Чернаве говорят: «Всю неделю позывы». В старину к чернавцам приезжала на престол родня из других сел и деревень. Обычно родственники гостили сутками, оставаясь ночевать. Каждый день пекли курники и пироги.

По неделе в селе праздновались «Ражество, Хрищенья, Встречанья, Масляна...». «На Каляду 6-го января переадевались. Шубы выварачивали. Брали бизмен и хадили, вешали клубки напряденные, кто сколька напрял за  филипповки, за 6 недель...»[4] В избах, где проживала невеста, хозяева сажали Коляду за стол, угощали. Хождение Коляды по домам сохраняется до настоящего времени, но обычай взвешивания пряжи встречается только в воспоминаниях информантов. Родственные представления о Коляде бытовали по всему югу Рязанской области. Корни «бабки Коляды» исследователи связывают с духами предков[5]. С Колядой завершается годовой круг праздников, и с неё начинается новый солнечный круговорот. С Коляды начинаются Святки. Рождество. На Рождество девки и молодые бабы наряжались в красные хартуки. Готовили праздничный стол, пекли пироги, каравайцы, толстые блины, варили домашнюю лапшу с гусятиной. Молодёжь ходила со звездой по селу славить Христа. На Святки девки собирались на посиделки в праздничной наряде, в венках и пушках «На святках в вянках сидели, красные атласы, в пушках...»[6]. Каждая девка приносила полотенце, ими «убирали стены», чтобы парней заманить. Кроме игр и рукоделия на посиделках занимались гаданиями. В Чернаве говорят: «Если шерсть прясть на Святки, то овцы будут кружиться и дохнуть». В это время и мужики и бабы занимались шитьём шуб, сапог, чекменей, а девки начинали вышивать. 18 января, на кануне Хрященья, ночью на речке прорубали иярдань в виде креста. Батюшка святил воду и народ купался. По мнению чернавцев, такое купание давало сил и здоровье. Традиция сохранилась до сегодняшнего времени. 19 января на праздник все шли в храм. Женщины надевали большие красные платки, красные и розовые передники.

Одним из самых любимых праздников чернавцев остаётся Масленица. Празднуется всю неделю, ходили в гости друг к другу, с четверга начиналась Широкая Масленица, а вместе с ней – катание на лошадях и с горы. На каждом порядке была своя гора, её готовили заранее, заливали водой. Катались все: мужики и бабы, парни и девки, дети и даже старики и старухи, на ногах и ледянках. В старину, вспоминает Шкурина, старухи катались на донцах от пряхи. Девки наряжались в шушки и красные голянки, бабы под понёву тоже надевали шушки, мужики перепоясывлись «хрёст – на перекрест» кушаками и полотенцами. Бабы и девки на гору надевали «огневые платки окошками». Праздник сопровождался плясками, пением, посиделками. Всю Масленицу пекли блины из пшённой и гречневой муки. Первый блин клали на полку к образам, поминая усопших родственников. Последний день Масленицы, воскресенье, называется «прощёный день». В этот день все просят друг у друга прощения, ходят на погост. Такая традиция существует и сегодня.

После Масленицы начинается Великий пост. В Чернаве и сейчас говорят: «Придёт пост, всем прихватит хвост».

Вербное воскресенье отмечается за неделю до Пасхи. В начале XX в., в это время в речках бушевала полая вода. Молодёжь собиралась на широком мосту через речку Панику, здесь пели и плясали под гармошки. Девки наряжались «во французские и малоковые платки. В кавтушках ходили. Безрукавки надевали, чекмёнки. Кавтушки на шушки надевали»[7]. Благовещение. Этот праздник всегда «в числе», празднуется 7 апреля. Ещё в старину говорили, что «Пасха никогда не бывает раньше Благовещения. Если это случится, то жизнь на земле закончится»[8]. В этот праздник девки и бабы носили «молоковые» платки с голубыми (поднебесовым), зелёными, розовыми занавесками. Красное не надевали.

Для жителей с. Чернава Пасха и сейчас великий праздник. К ней готовятся заранее. Большое значение придаётся Чистому четвергу. В Чистый четверг принято всё вымывать и вычищать. «До сонца топили печку и выгребали золу. Этой золой посыпали подвал, чтобы не было никакой заразы...»[9]. Также до восхода солнца готовили пасхальную пищу: паску, красили луковой шелухой яйца. Одно крашеное яйцо клали на полку к иконам до следующей Пасхи. После этого его закапывали обычно под деревом. Яйца катали на лужках, с пригорков. Молодежь на Пасху начинала играть в лапту. На Пасху наряжались в годовые наряды. Надевали хартуки и занавески ярких цветов – розовые, красные и зелёные.

На Красную Горку – первое воскресенье после Пасхи – играли свадьбы, зять посещал тёщу, приглашали друг друга в гости. Молодые бабы и девки наряжались в зелёные занавески. Играли в лапту на пазу[10].

Троица по церковному календарю отмечается на 50-й день (в воскресенье) после Пасхи. В субботу накануне Троицы, избы украшали берёзовыми ветками. В этот день поминают всех родителей и единственный день в году, Троицкая суббота, когда поминают всякого рода самоубийц. В воскресенье идут завивать, венки на могилы родителей. Собирали полевые цветы на погосте, завивали венки и вешали их на крест. В первой половине XX в. в Чернаве бытовал обычай «кумиться». Девки выходили на луга с пирогами, каравайцами и обязательно с яйцами, окрашенными в жёлтый цвет (красили отваром из листьев берёзы). Две девки три раза обменивались крашеными яйцами и становились кумами. Молодые бабы и девки наряжались в зелёные хартуки и занавески, а те, что постарше, в жёлтые занавески и жёлтые блюзы. На следующий день после Троицы девки и бабы надевали белую наряду, в состав которой входила строченая галянка, и шли в церковь. До сегодняшнего дня сохранился в селе обычай Духова дня «кропить яровые». Вместе со священником брали икону Божией Матери «Спорителыница хлебов» и шли все вместе кропить посевы за селом. Также сохранился обычай обливать водой друг друга. Надевали белые строченые хартуки занавески и галянки с белыми платочками.

Неделю после Троицы, включая Духов день, в Чернаве называют Русальской неделей или Русалки. Каждый день девки и бабы наряжались в разные галянки и соответствующие одежды[11]. Во вторник к обедне шли в расшитых галянках, рукава красные. «Платочек жёлтенькяй с красными краями»[12]. Во вторник парни и девки рядились русалками. По воспоминай и им Е.Р.Гусевой, на Русалки парни и девки целовались просто так и пели песни. В среду и в четверг – галянка вся красная, платочки красные с жёлтыми полосочками. В пятницу надевали рукава с зелёнками. С малинками рукава надевали в субботу. Платочек краснянький и полушалка малиновая или розовая[13].

Пятров день всегда «в числе» (12 июля по н.с.) все бабы и девки одевались в праздничные одежды жёлтые и зелёные, а молодёжь с утра до вечера катались на больших качелях. Традиция сохраняется по сей день.

На Иванов день, так же называемый Иван Травный, чернавцы заготавливают травы: зверобой, чабор, тысячелистник, конятник, чистотел. Девки и бабы ходили в голубых («поднебесных») занавесках, а пожилые бабы «синие наденя»[14].

На Казанскую бабы и девки наряжались в веселые праздничные одежды, как на Пасху.

Всего в Чернаве отмечают три Спаса: 14 августа в Чернаве отмечают «Мядовый Спас», 19 августа – «Яблошный Спас», 28 августа – Ореховый Спас, он приходится на большой церковный праздник «Успение». К этому дню «всё поспеваить», всё успевает созреть. До Медового Спаса нельзя есть мёд, до Яблочного – яблок.

 


[1] Лебедева Н.И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии – Рязань, 1929 г.

[2] Кутенков П.И. Южновеликорусская одежда: сряда и справа// Русское географическое общество, С-Петербург, 2011

[3] Информант: Шкурина Мария Ивановна, 1935 г.р., уроженка с. Чернава Милославского района Рязанской области

[4] Информант: Гусева Екатерина Романовна, 1930 г.р., уроженка с. Чернава Милославского района Рязанской области

[5] Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов.// Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001, с.36

[6] Информант: Шкурина Мария Ивановна, 1935 г.р., уроженка с. Чернава Милославского района Рязанской области

[7] Информант: Шкурина Мария Ивановна, 1935 г.р., уроженка с. Чернава Милославского района Рязанской области

[8] Информант: Клочкова С.В. со слов её бабушки, Соцковой М.И., 1908 г.р.

[9] Информант: Андрякова A.M., 1938 г.р.

[10] Пазой в Чернаве называют место между двумя прудами, покрытое зелёной травой

[11] Кутенков П.И. Южновеликорусская одежда: сряда и справа// Русское географическое общество, С-Петербург, 2011

[12] Информант: Андрякова A.M., 1938 г.р.

[13] Информант: Шарова А.И., 1936 г.р.

[14] Информант: Шарова А.И., 1936 г.р.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной научно–методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную виртуальную выставку работ мастера ДПИ из с. Летово Рыбновского района Пупышевой Ольги Викторовны «Сказочный мир кукол», которая является пятнадцатой в цикле областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины - 75-летию Победы в ВОВ», а также  проходит в рамках Национального проекта «Культура»  и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ художника-любителя из р/п Кадом Полиной Любови Николаевны «Мой славный городок на Мокше» (живопись, графика), которая является шестнадцатой в цикле областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины - 75-летию Победы в ВОВ», а также  проходит в рамках Национального проекта «Культура»  и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастера-кукольника из г.Рязань Светланы Геннадьевны Бирюковой «Волшебный мир авторских и народных кукол Светланы Бирюковой» (авторская, народная кукла, кукла военной тематики), которая является семнадцатой в цикле областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины - 75-летию Победы в ВОВ», а также  проходит в рамках Национального проекта «Культура»  и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло около 70 работ, созданных автором в разное время.

3 октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича  Есенина

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области