Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Этнография села Чернава Милославского района Рязанской области

Милославский район расположен в южной зоне Рязанской области. В 22 километрах от районного центра р. п. Милославское Рязанской области раскинулось старинное село Чернава. Оно располагается на юге Рязанской области, в древности здесь проживали вятичи. Земля славилась изобилием хлеба, дичи, мёда, яблок. По мнению нашего земляка, выдающегося учёного П.П. Семёнова Тян-Шанского, в XI-XII вв. после Рязани Чернава считалась одним из трёх крупнейших селений, отличное ярмарочное место. История села показывает, что жители всегда стремились сохранять старинные обычаи и традиции.

На Михайлов день (21 ноября) в Чернаве приходится престольный праздник села. Архангел Михаил в народной традиции всегда был избавителем от всяких бед и напастей, именно поэтому на иконах изображают его с огненным мечом в руке или копьём. 

 

Календарные обряды и песни

Святки - один из наиболее значимых периодов народного календаря, характеризуется высокой концентрацией обрядов,  магических действий, обычаев, запретов, поверий и примет. 

Святками называется период от Рождества до Крещения. Нередко к ним примыкает и рождественский Сочельник: святки – это время «от звезды до воды», то есть появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Первая неделя называется  святые вечера, а вторая страшные вечера.

Святые вечера открывает Рождество. Это один из главных годовых праздников церковного и народного календаря. 

Для обрядности первого дня Рождества характерны утренние обходы домов христославами.Это была группа детей, которые подходили к дому, стучались в окошко и спрашивали «Надо ли Рождество прославить?». После чего их впускали в дом, где они пели рождественский тропарь «Рождество твоё, Христе Боже наш». За это их угощали и мелкие деньги. 

Под Рождество (6 января) ходили колядовать уже взрослая молодёжь.  Во время обход домов участники действа исполняли специальные песни с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, а также с угрозами. Например:

Аткрывай варата- каляда пришла!

А ня аткроишь варатаувядём каровуза рага.

За исполнение новогодних песенок жители дома могли одаривать колядовщиков блинами, караваем, конфетами или деньгами. Было принято открывать двери колядовщикам, но встречаются случаи, когда двери умышленно не открывали или даже специально выключать свет. В ответ на это могло последовать хулиганство в виде расколотого окошка или сломанного забора. 

Уроженка Чернавы вспоминает, что молодёжь в зимнее время,  а именно на святки, ходила на посиделки: «Мы тады на пасиделки хадилиИжчёж мы тады в школу хадилиНу гадов  па двянацатьмож па чятырнацать была. Нас на пасиделки никто ня пускал. Да мы, я помню вот тут вот в кабанятах у Саши Тарасова сидели на пасиделках и акошка раскалоли. А на Прониной у каво-та тут загародку сламали вот…А вот у Лизки Симячихинай дом акрывали. Делали из дасокгроб. Вы вот можите сибе придставить? Зимой у нас пасиделки были – сидели. Ой, гармонь тянула…Вот так вот праказничали.  А патом вот праказничали, где у Славки гараж, тут Наталья была АрешинаУ ней, у Натальи-таани нас не пускали, а мы с рибятами видь, схадили в туалет на газетку и к акошку приляпили! А тут рядам Груня жила. Сидела ана на пасиделкахани ей каток раскатали! А к двери на улице сабаку какую-та пасадили и к двери привязали. Стукалки делали. Вот у матери упрёшь каток, к окну гваздок и нитачку и тюк-тюк па акну». 

Посиделки в домах проводили в период от Михайлова дня (21 ноября) до начала Великого поста.

Масленица

С понедельника масленичной недели начиналась «узкая» Масленица. К этому дню, как правило, дети лепили горки, заливали их водой и катались на них. «Широкая» масленица в Чернаве начиналась со среды-четверга. 

Печь блины часть жителей начинала уже со среды. Первый испечённый блин принято было отдавать нищим или клали на полку (божницу) для поминовения усопших. 

На масленицу в Чернаве встречался обычай смотрин невест. Так же сохранился обычай гостевания, связанный с молодожёнами, - посещение родственников: тёщи, сватов и «куманьёв». Приглашение молодых, только что поженившихся перед масленицей, к тещё называется «позывами». С вечера (в четверг на пятницу) тёща звала молодого зятя с женой, свекровью и другими родственниками с его стороны к себе в гости. В благодарность за приглашение молодой одаривал родственников жены новыми лаптями. Называлось это «пойти в отводы». Если зять сам не умел плести лапти, то за него плели отец или братья. Молодых усаживали на самое почётное место – под образа – и начиналось угощение. Когда собиралось много родственников, ставили два стола: за одним сидели молодые, за вторым – остальные гости. 

Угощение: на первое подавали солёные огурцы, холодные закуски. Потом жареную рыбу, блины, каравайцы с коровьим маслом, драчоны – пшённые лепёшки с яйцами. С четверга по пятницу молодёжены ночевали у тёщи. На следующий день они возвращались к свекрови, где снова происходило угощение и гуляние. 

С четверга по воскресенье, на масленичной недели, раньше не работали. В эти дни начиналось массовое катание на лошадях и с гор. Гору изготавливали заранее, иногда даже за неделю или две. У каждого порядка имелась «своя» горка. Молодёжь в возрасте от 13 до 30 лет каталась на ногах («стойком»), парами («молодые» (недано пженившиеся) парень с девушкой, девушка с девушкой), «юзом» (группой цепочкой). Чтобы по льду легче скользилось, для катания надевали лапти. Дети изготавливали «круги», которые свивали из соломы. К ним пришивали книзу лапти, затем обливали водой и замораживали. Женщины пожилого возраста на горку выходили с донцами от прялок или с гребнем. 

Одновременно с катанием с горы было катание на лошадях. Девушки собирали по шапке овса и кормили лошадь хозяина, за что он катал их по деревни. Дугу украшали лентами, еловыми ветками. 

Праздник Масленицы сопровождался пением, ряжением и плясками. Среди ряженых выделялось несколько традиционных масок – переодетые девушки в мужчин. Шапки выворачивали на изнанку, на бороду приклеивали усы. Рядились в основном молодые женщины и девушки, в то время как мужчины, дети и пожилые люди просто наблюдали. 

Последний день Масленицы – воскресенье – «прощёный день». С ним связаны очистительные обряды, возникшие под влиянием православной церкви и являющиеся подготовкой  к Великому посту. 

«Прощёный день» также считается и «рыбным заговеньем» - последний день перед Пасхой. Каждую субботу пекли постные блины для поминовения усопших. 

Великопостный и пасхальный периоды

На Сороки (22 марта) жители села пекли жаворонков. Было принято печь в каждом доме: «Да, пякли на сораки жаваронкав. Да и щас пякутАбменивались с радными этими жаваронками».

Пасха – самый большой христианский праздник. Её приход как бы открывает новую жизнь, что соответствует тем изменениям в природе, которые наступают весной. 

Жители Чернавы по сей день считают Пасху великим

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Славные страницы истории России» проводится в смешанном формате.  В случае со сложной эпидемиологической ситуацией фестиваль будет проведён  в онлайн формате.

В связи с продлением ограничительных мер в соответствии с Распоряжением Губернатора Рязанской области от 17.03.2020 № 70-рг «О введении на территории Рязанской области режима повышенной готовности» (в редакции, актуальной на 29.12.2020) выставка будет проходить в интернет формате на Официальном сайте РОНМЦ НТ: www.cnt-ryazan.ru.

Приём заявок конкурса-фестиваля осуществляется с 11 января по 15 февраля 2021 года.

Учредителями и организаторами фестиваля являются:

- Министерство образования и молодежной политики Рязанской области;

- Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани;

- ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»;

- ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей»;

- МАУК «Дворец молодежи города Рязани»;

- при участии ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества

им. В. Д. Поленова»

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области