Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Традиционная глиняная игрушка с. Вырково Касимовского района

Вырковская игрушка. Искусство изготовления игрушки происходит из глубокой древности. Первоначально игрушка была культовым, обрядовым предметом, инструментом древней магии. Позже к детской игрушке-свистульке перешли функции оберега, так как считалось, что свист отпугивает нечистые силы.

История вырковской игрушки

Неподалеку от Касимова, за синим Сынтульским озером есть деревня Вырково.  Когда-то жили в этой деревне гончары…

Важна ли история маленькой деревни для понимания истории любого государства? Думаю, что важна, а для такого государства, как наша Россия, в особенности.

Деревня Вырково Касимовского района, где прежде занимались гончарством, расположилась по левой стороне Оки в 20 км от когда-то значительного торгового центра – г.Касимова, в знаменитых Муромских лесах, на окраине древней земли Мещерской. В ту пору в деревне Вырково и близь лежащей к ней деревне Ярыгино (Ерыгино) было сосредоточение гончарного промысла в уезде.

И когда-то в середине XIX века жизнь гончарная ключом здесь била.   Уже никто не помнит, как местные умельцы нашли поблизости месторождение прекрасной для дел горшочных красной глины. Для работы глина нужна была особая, не простая – гончарная, которую из стари народ называл «скуделью» (отсюда и гончара стали величать скудельником). А само слово «глина» буквально означало – «скользкая». И вот эту особую глину добывали вырковцы в двух километрах от деревни в местечке названном в народе Курицино. Земля ведь не только зерно родит, но и такой вот добротный материал. Благодаря глине и жила деревня. Целыми семьями крестьяне добывали глину, месили, мяли её, делая из неё самую разнообразную утварь – и посуду, и игрушки.   Более двухсот лет жили в Выркове гончары. И было их не двое, не трое – вся деревня лепила горшки и кувшины, делала квасники и игрушки-свистульки. В 30-е годы ХХ века 350 мастеров кормились нелегким промыслом. У Семенова-Тян-Шанского в его известном труде «Россия» упоминается о горшочном промысле в этих местах. Завет беречь фамильное ремесло передавался от отца к сыну.

В Выркове мастерами-гончарами становились исключительно мужчины. Женщин держали на подхвате, доверяя им самую простую, черновую, работу. Правда, по рассказам мастеров, каждая мать в д. Вырково обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки-свистульки.  Такие игрушки раньше в деревне называли «сопелками», «гудухами», «улютками». Мальчишек начинали учить гончарному делу лет с 11. Дети лепили в основном игрушки — свистульки в виде коньков, петушков, медведей, которых потом продавали на рынке. С этими игрушками не расставалась вырковская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Оригинальность стиля

Цена игрушек была очень низкая. За горшок мастер брал столько зерна, сколько в него войдет, а за свистульку — одно куриное яйцо. Особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят. Один слепил лошадь впряженную в глиняный возок. Другой – вертящуюся карусель. Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Фантазия старых вырковских мастеров была неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Замечательны фигурки мужичков и медведей, жанровые сценки пляски, борьбы. Динамичные в движении игрушки из Выркова выделяются среди других народных центров оригинальностью своего стиля. Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков, то лепили из целого куска, а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали, помогая палочкой которой обрабатывали выступающие части: гребни птиц, кокошники. Глаза, рот, нос вырисовывали той же палочкой по сырой глине. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики, которые придавали свистульке особое звучание. После лепки игрушку просушивали, закаливали в печи. В Выркове игрушки никогда не расписывали, а покрывали зеленой поливой. Перед обжигом в горнах их сушили на сковородах в печах. Глиняные игрушки называли «сопелками», «гудухами», «улютками». С этими игрушками не расставалась деревенская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Раньше у каждого дома дымились горны. Почти в каждом доме стояли на лавках горшки, цветочницы, жаровни, чашки, квасники.  Красивые, не похожие друг на друга. Гончарное производство сказывалось и на быте и нравах местных жителей. Даже в медицине, при лечении нарывов, кроме народных средств – творога и печеного лука, вырковцы и ярыгинцы употребляли глину. Да и один другого сельчане в шутку звали «глиномазами».  Гончарное производство в Выркове и Ярыгине развивалось до самой Великой Отечественной войны, накануне которой  был построен завод, объединивший всех гончаров в артель. После войны, с приходом в быт рязанцев дешевой заводской посуды, гончарный промысел вырковцев изжил себя. Оставались лишь одиночки-мастера.  В 60-80 годы  прошлого века мастера лепили только игрушки-свистульки. Оказывается, в основе формы свистульки – вытянутый с одной стороны и замкнутый с другой – цилиндр, конус или овал. Быстрыми движениями скатывает мастер свистульку из тонкого пласта глины, сохраняя внутри пустоту. Затем сузив, оттягивает свисток. А для извлечения звука необходимо два круглых боковых отверстия (в боках птицы, коня, барана) и прямоугольное отверстие внизу свистка, которые прорезаются, когда глина слегка подсохнет и стенки становятся достаточно крепкими, чтобы не деформироваться.  Тогда только на конце свистка прочищают отверстие, в которое дуют для свиста.

Еще в 1931 году Малинина писала: «При исследовании выделки игрушек в Выркове, я встретилась с двумя группами таковых. Разбираясь в этом явлении более внимательно, я поняла, почему коллекция игрушек средне - Окского Областного Музея носит также двойной характер.

В Выркове, на базарах Тумы и Касимова я покупала глиняные изображения петушков и баранчиков, поражающих своим однообразием.

Это однообразие и бедность форм современной вырковской игрушки с одной стороны, а с другой упадок техники её выделки, по всей вероятности, объясняются чисто экономическими факторами - уменьшением спроса на глиняную игрушку, вследствие вытеснения последней фабричными изделиями. Эта группа игрушек напоминает собою глиняные изображения коней, собак и лошадей, которых очень много в коллекции Рязанского Музея и которые были собраны в 1916-1921 годах. Выделки их отличается примитивным однообразием и наивностью формы, что, однако, не лишает их той фантастической выразительности, которая достигается очень тонким подчеркиванием того или иного признака, характеризующего данное животное: у собак - отвислые уши и высунутый язык, у коней - сильно выгнутая шея, у лосей  парно-копытность и третий рог на лбу, который может ввести в заблуждение, если не предположить, что этак изображается холка лося.

В этой серии игрушек можно отметить признаки влияния старых традиционных форм, - например, выгнутая шея коней встречается как в деревянных, так и в пряничных изображениях. Глиняные кони бывают одноголовые, двух и трёхголовые. По всей вероятности, так изображаются пары и тройки. Что касается другой группы игрушек Музея, то она представляет собою изображения людей и животных, более разнообразных по форме и отличающихся реалистичностью выполнения. Таковы - петух, свинья, собака, бык, корова, уточка, заяц, медведь, волк и др. Люди взяты в очень интересных позах - поющий человек, аккомпанирующий себе на гармонике, и дама в шляпке с муфтой. Реалистичность их изображения дополняется ещё и особым характером звуков, которые эти игрушки издают при выдувании в имеющиеся у них отверстия. Вместо обычного пронзительного свистка, типичного для глиняных свистушек, свинья, например, издает короткие и низкие звуки, напоминающие хрюканье,

петух - два звука - высокий и низкий (кукареканье), медведь - низки и долгий - рев и, наконец, дама при выдувании в два отверстия имеющиеся на шляпке, издает короткую трель звуков, изображающую женскую болтовню или речь. Очень большой интерес в фигурной игрушке представляют женские фигурки, которые всегда чем-нибудь сопровождаются, настоящая игрушка - барыня с муфтой представляет собою несомненную вариацию архаической женской фигурки - женщины с птицей.

Вот эту вторую группу игрушек, возможно сравнить с игрушками, которые мне удалось ещё, кроме вышеупомянутых петушков, встретить и купить в Выркове. Одна из них изображает четырехколесную крестьянскую телегу с впряженной в неё лошадью. При этом телега вылеплена с фотографической точностью - кузов и колеса снимаются, оси отделяются, есть и шкворень, и чека. Весь интерес этой игрушки заключается в том, что она движется, колеса вертятся, а лошадь можно запрягать и распрягать в веревочную сбрую. Ещё более сложную и интересную своей конструкцией и динамикой игрушку, а так же необычайно выразительностью сделал этот же мастер (Василий Кулешов - мальчик лет 15-ти) для Касимовского музея. Игрушка изображает вертящуюся карусель. Все части игрушки разбираются, её можно перевозить, не боясь разбить.

Хочется немного  рассказать о двух вырковских мастерах: Листове Иване Леонтьевиче и Тарасове Павле Ивановиче.

Листов Иван Леонтьевич (1909 – 1990) – родился в деревне Вырково. Это был потомственный гончар-игрушечник. Иван Леонтьевич очень активно работал до 1940 года. Вновь начал лепить игрушки в 1974 году,  после того как в 1960-х годах вместе с Павлом Ивановичем Тарасовым по заказу Касимовского краеведческого музея выполнил партию игрушек. Как рассказывали об Иване Леонтьевиче, он был человеком в любой работе талантливым. Игрушки делать выучился у тетки, когда был мальчишкой.  Повзрослев, стал крутить  горшки. Больше сорока ярких игрушек выполнил он на заказ Рязанского художественного музея. Иван Леонтьевич Листов был участником отечественных и зарубежных выставок. Игрушки И.Л.Листова хранятся в центральных музеях Москвы, Петербурга, Рязани.

    Тарасов Павел Иванович (1910 – 1975) родился в д.Ерыгино. Потомственный гончар-игрушечник. Игрушки Ивана Леонтьевича Листова и Павла Ивановича Тарасова отличались необычайной живостью и были трогательны в стремлении мастеров одушевить фигурки, изобразить движение собачки с хвостиком трубкой, зайцы, верблюды, коровы с медведями были очень выразительны. Вылепили мастера и  смешные жанровые сценки: медведь борется с человеком, дровосеки, пляска под гармошку. Несмотря на пластическое несовершенство фигурок, они отличаются большой наблюдательностью, которая вообще свойственна крестьянским художникам. Касимовские игрушки как бы живут в пространстве, они требуют кругового осмотра. Медведи, твердо стоящие на четырех лапах, с оскаленной пастью – реальны. Особенно был хорош медведь П.И.Тарасова – не сказочный образ, нарисованный фантазией человека, а зверь, увиденный наяву.

  Иван Леонтьевич Листов, поддавшись уговорам одного из коллекционеров в конце 1970-х годов, вновь стал лепить игрушки. Видимо материальная поддержка явилась стимулом творческого подъёма. Но мастер так увлекся, что из его рук стали выходить всё более интересные образы. Иван Леонтьевич работал с увлечением не только по заказам, но и для собственного удовлетворения. Игрушки его были чрезвычайно остроумны по замыслу,  в них – как бы сам мастер – балагур и  неутомимый собеседник, с порога предупреждавший, что «любит говорить побасками».

 Гончарному промыслу нашего края повезло как немногим промыслам. Его подробно описала этнограф М.Д.Малинина в 1931 году, когда вырковские и ярыгинские мастера работали в полную силу. М.Д.Малинина отметила, что «особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят лет 15. Один слепил лошадь, по-настоящему впряженную в глиняный возок на колёсах со шкворнем и чекой. Другие сочиняли жанровые композиции. Особенно искусно выполнялись свистки: свинья натурально хрюкала, петух кукарекал, а «бабы» издавали трель звуков, как бы подражая  скороговорке или болтовне. Пятнадцатилетний Василий Кулешов лепил интересные и сложные игрушки – вертящуюся карусель.  Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Этим же мальчиком была сделана ещё одна интересная  игрушка – гончар за работой. С одной стороны эта игрушка представляла черты реализма, а с другой – это характерная примитивность. С фотографической точностью вылеплен гончарный круг, положение рук гончара, его прямая и строгая посадка. Традиционно грубы и примитивны лицо, формы, длина конечностей и шляпа.

 В заметке «Гончарных дел мастера» А.Сенин пишет, что ему в руки попала умная и редкая книга М.Д.Малининой «Техника гончарства Мещеры д. Вырково и Ерыгино Касимовского района»[i].

 Совсем старые касимовские игрушки сохранились лишь в описании, по которому можно составить представление о забавном и разнообразном мире касимовского «глиняного пантеона».

 Здесь, видимо, сказались впечатления от ближайшего шумного города с его базарами и ярмарками, праздничными гуляниями и развлечениями, оттуда такие игрушки, как «верблюды» (на которых приезжали купцы из  Астрахани и Средней Азии), глиняные карусели, «вождение медведей».

 О них очень точно написала И.Я.Богуславская: «…эскизная манера лепки сочетается в них с живой выразительностью фигурок, правдивой передачей поз и жестов».

 И действительно, образы на редкость достоверны…

Кони, вылепленные Василием Петровичем Есиным: приземистые, с тонкими туловищами.  Лишь касимовских коней отличала законченность, отработанность, доводящая образ до символа. Может и правы искусствоведы, говоря, что вырковские кони довольно архаичны. Но фантазия старых вырковских мастеров неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Не отсюда ли К.И.Чуковский почерпнул образ своего «Тяни-Толкая»? Четырехглавого коня-свистульку выполнил мастер Антонов Кирилл Никитович в 1934 году – отец вырковского гончара Антонова Тимофея Кирилловича[ii]

В Выркове игрушки лепили не только для детской забавы, а считалось, что подаренная игрушка принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот и был в Выркове обычай, особенно по праздникам дарить детям игрушки – радовать новой «потехой»: свистулькой с ярмарки.

К концу ХХ века традиция изготовления игрушки в д. Вырково оказалась прерванной. Последним мастером, выполнявшим образцы глиняной вырковской игрушки по заказу российских музеев был Иван Леонтьевич Листов. Теперь такие игрушки можно увидеть только в музеях — в Касимовском краеведческом, Рязанском художественном музее, в Загорском музее игрушек, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Литература:

1. Богуславская Л. Русская глиняная игрушка. 1975. Л.Искусство, с.10 – 11, с.34 – 35.

2. Дайн Г.А. Русская народная игрушка. 1981. Москва «Советская  Россия»,  с.57 – 58.; 1985. с.5.

3. Дайн Г. Русская игрушка (альбом). Москва, «Советская Россия», 1987.

4. Горбунов, Потапов В. Касимовская земля (История родного края). Рязань. 2001.

5. Гилярова Н.Н.Детский фольклор Рязанской области. Рязанская глиняная игрушка. Рязань. 1994,  с.132. (Рязанский этнографический вестник).

6. Сенин А. Гончарных дел мастера, «Приокская правда», 20 августа 1967. 

7. «Гончар», «Рязанский комсомолец». 1ноября 1980. с.4.

8. «Родом из Выркова»,  «Рязанский комсомолец», 28 февраля 1987.

9. «Здесь каждый взгляд неповторим»,  «Мещерская новь», 31июля 2001. с.1.

10. «Фантазер из Выркова», «Панорама города, 5 марта 2008, №10. с.67.

11. Паньков В. «Гончар», «Родина», 1990, №2, с.22- 23.  О гончаре д.Вырково И.Есине.

12.  Фрумкин А. «Рязанские глиняные игрушки» Дошкольное воспитание. 1971. №6. с.88 – 91.

13. «Гончарный промысел деревень Вырково и Ярыгино Касимовского района» (реферат), авторы Звягинцева Алина,  Тутин  Василий, научный руководитель Белозерова Т.В. – руководитель объединения «История родного края», Касимов. 2002.

14. «Вырково» (отчет о походе), автор Анисимова Екатерина, научный руководитель Вьюгина Н.Ю., учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ №4», 1998.

15.  Е.М.Можаева «Русские игрушечные кони», М., «Советская Россия», 1976.

 


[i] М.Д.Малининой «Техника гончарства Мещеры д. Вырково и Ерыгино Касимовского района» (Рязанский Средне-Окский музей) – Рязань. 1931г. (исследования и материалы).

[ii] Фотография этой игрушки есть в городском краеведческом музее в книге Можаевой Е.М. «Русские игрушечные кони»; Г.Л.Дайн «Русская игрушка» (альбом) из коллекции художественно-педагогического музея игрушки АПН СССР, г.Загорск; Москва, «Советская Россия», 1987г.

скачать файл









Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной научно–методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку художника из г.Рязани Мамедова Имрана Аловсата Оглы «Творю и радуюсь» (живопись), которая является двадцать четвертым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица 2020», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло чуть более 50 работ, созданных автором в разные годы.

Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную тематическую выставку мастера ДПИ из г.Касимова Бауровой Светланы Николаевны «Дуэт» (художественная обработка соломки и горячей эмали), которая является двадцать пятым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица России 2020»,  Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области