Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Свадебный обряд на территории Ухоловского района

На  Рязанщине свадьбе предшествовал обряд первого надвания понёвы. Понёва являлась древнейшим типом женской набедренной одежды и на территории Рязанской губернии была распространена повсеместно. В Ухоловском районе была глУхая понёва, имеющая три основных клина и посконную прошву в основном синего или чёрного цветов. В сёлах Кензино  и Мордовинка встречаются гофрированные понёвы. В 20-е годы ХХ века Н.И. Лебедева исследуя Сапожковский уезд ещё застала живую традицию с разнообразием местных вариантов. Данный обряд является маркером созревания девушки и символизирует её переход в статус девушки на выданье. Возраст «созревания» девушки дыл достаточно разным. Так беспонёвницей  могла называться девушка от 14 до 17 лет, хотя уже с 15 лет над девушкой мог проводиться обряд впрыгивания в понёву. Обряд первого надевания понёвы выглядел следующим образом: понёву клали на переднюю лавку или в угол стоящего в переднем углу стола с хлебом, затем надевали через голову, три раза обводили вокруг головы понькой, присобранной рукой поперёк; девушка находилась посреди избы. Способ надевания был насильственным. На территории Ухоловского района в середине ХХ века данный обряд был зафиксирован в сёлах Богородицкое, Волынщино, Коноплино, Кобылино, Лубянки, Дегтяные Борки, Покровское. Известно, что с Дегтяные Борки понёву девушке шила старшая сестра, а в с. Покровское её дарила девушке бабушка.

В свадебном обряде большое место отводили выбору даты свадьбы. В некоторых сёлах обычай венчаться был раз в году. В с. Покровское на Покров день – 14 октября, в с. Погореловка на Михайлов день. Во многих сёлах распространённым был обычай венчаться на Красную горку.

Свадебный обряд на территории района длился довольно продолжительное время (от сватовства до венчания). На сватовство в дом невесты приходили не только сваха с родителями, но и сам жених с дружком.

В период от сватовства до венчания проходил ряд обязательных обрядов. Во время рукобитья и пропоя стороны обговаривали время проведения свадьбы и приданое невесты.

В период от сватовства до венчания, после осмотра двора жениха, подружки собирались в доме невесты шить приданое. В приданое входили постельные принадлежности, женские рубахи, холщовая юбка, холщовый синий фартук, шушпан, нанковая стёганая на вате корсетка, красный платок, 8 аршин онучного холста, холщёвые полотенца, нанковый кушак, самопрялка, гребень, гребёнка, несколько фунтов суконной посконной пряжи, холщовый полосатый сарафан, свадебная одежда жениха и деньги.

«А наряды невесте собирали? Наряды там специальные?

-Шили т мы эт ж зараньше. А тады па недли, а может и па месяцу сидели, а там с гармошкай прихадили, песни пели.

Это у вас типа посиделок было?

-Да проста работали, пряли. Из канапли.

-Палатениц тады сами вышивали.

Ну из канапли тогда верёвки делали?

-Как верёвки? Рубахи насилии.

-Рубахи, гимнастёрки, штаны, кальсоны. Из шерсти пряли, ватолы, пинжаки нам панитки шили. Да многа делов та ушло.»

На кануне свадьбы подружки собирались на девишник и ночь перед свадьбой у невесты ночевали подружки. Провожали девичью красу. «Эта када невесту замуж атдавали. Вот када девки спали йих невеста будила:

«Вставайте, вставайте, мои любезны падружки,

Зорюшка занимаица, все маи разлушники сабираютца,

Хатять меня разлучить с радимым батюшкай, с радимай мамушкай. Мил маи падружки, как ж мне в чужии людюшки пайтить?

И как ж мне чужим людям угадить?

Без месяца сонце сушить, глаза пять.

Вставайти, маи любезны падружки.»

Перед приездом жениха невесту обязательно сажали «На посад» для благословения родителями на супружескую жизнь. Невесту-сироту также сажали «на посад», но в это время она обязательно исполняла плач. «И вот пасодют её в передняй угал с падружкай, и вот ана уже, вот у мине мати нету, аца нету, к примеру, вот так у каво-нибудь. Тут, значить, начинають кричать:

«Пастаранитесь люди добраи.

Не лятить ли мой радимай батюшака?

Не лятить радна мамушка?

Ни нясут ли ани мне благаславления?

И сваё серце жаланое. Рай ты мой рай.

Мой рай растваряеца.

Каму ж рай доставаеца? Радиму братику.

Не асудют мине благославением?

Па серце жаленае. Рай ты мой рай.

Рай то мой растваряеца.

Каму жа эт мой рай астанеца?

Радимым, там если брат, радимым братике».

Во время отъезда молодых к венцу постель (приданое) невесты везли в дом жениха, где подружки невесты продавали её родственникам жениха. После завершения торга, подружки невесты убирали дом жениха приданым невесты.

Сами свадебные торжества продолжались несколько дней:

-Да. Тады тут, у жаниха пагуляют адин день, а втарой день, тады к невести вся радня идёт.

-А на третий день, как дагаваряца. Или у жаниха, или у нивести, или у невести и жаниха. Патом ни де.

-Патом в адном дваре пахмиляца будут.

-Ну, тады та вроде хадили, эт я самагонку сваю, хлеба наварили.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

       21 апреля  2019 г. в 12:00 часов  в  Рязанском областном научно – методическом центре народного творчества состоится танцевальная гостиная «Маленький эльф», посвящённая 80-летию со дня рождения  Е. С. Максимовой

Положение о проведении Областной фестиваль детского художественного творчества "Радуга талантов"

22 апреля 2019 г. в 11.00 Рязанского областного научно-методического центра народного творчества в рамках проведения VII Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Весело да громко казаки поют» состоится семинар-лаборатория «Методы и специфика работы с хореографическими, народно-певческими и казачьими коллективами», при участии преподавателей, фольклористов, лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей, солистов ансамблей «Казачий круг», дуэта ЭтноПроекта «КоленкорЪ» Фёдора и Натальи Скунцевых.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества приглашает к участию в III Областной смотр-конкурс деятельности базовых сельских культурно-досуговых учреждений Рязанской области «Истоки культуры», который пройдет с марта по декабрь 2019 года.

«Служить России» - так   называется   областной   фестиваль  эстрадных  коллективов, который проводится    министерством      культуры  и туризма  Рязанской  области и  ГБУК «Рязанский   областной  научно-методический  центр  народного  творчества».  Он  состоится  17 марта 2019г. на  базе  Дворца культуры им.В.И.Ленина г.Скопина, 28 марта  2019г. на  базе  Шиловского РДК, 31 марта 2019г. на  базе  Спасского РДК, 29 апреля 2019г. на базе Дворца культуры г.Касимова.  В  фестивале  принимают  участие  эстрадные коллективы Рязанской области,  носящие звание  «народный»

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области