Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Свадебный обряд на территории Ухоловского района

На  Рязанщине свадьбе предшествовал обряд первого надвания понёвы. Понёва являлась древнейшим типом женской набедренной одежды и на территории Рязанской губернии была распространена повсеместно. В Ухоловском районе была глУхая понёва, имеющая три основных клина и посконную прошву в основном синего или чёрного цветов. В сёлах Кензино  и Мордовинка встречаются гофрированные понёвы. В 20-е годы ХХ века Н.И. Лебедева исследуя Сапожковский уезд ещё застала живую традицию с разнообразием местных вариантов. Данный обряд является маркером созревания девушки и символизирует её переход в статус девушки на выданье. Возраст «созревания» девушки дыл достаточно разным. Так беспонёвницей  могла называться девушка от 14 до 17 лет, хотя уже с 15 лет над девушкой мог проводиться обряд впрыгивания в понёву. Обряд первого надевания понёвы выглядел следующим образом: понёву клали на переднюю лавку или в угол стоящего в переднем углу стола с хлебом, затем надевали через голову, три раза обводили вокруг головы понькой, присобранной рукой поперёк; девушка находилась посреди избы. Способ надевания был насильственным. На территории Ухоловского района в середине ХХ века данный обряд был зафиксирован в сёлах Богородицкое, Волынщино, Коноплино, Кобылино, Лубянки, Дегтяные Борки, Покровское. Известно, что с Дегтяные Борки понёву девушке шила старшая сестра, а в с. Покровское её дарила девушке бабушка.

В свадебном обряде большое место отводили выбору даты свадьбы. В некоторых сёлах обычай венчаться был раз в году. В с. Покровское на Покров день – 14 октября, в с. Погореловка на Михайлов день. Во многих сёлах распространённым был обычай венчаться на Красную горку.

Свадебный обряд на территории района длился довольно продолжительное время (от сватовства до венчания). На сватовство в дом невесты приходили не только сваха с родителями, но и сам жених с дружком.

В период от сватовства до венчания проходил ряд обязательных обрядов. Во время рукобитья и пропоя стороны обговаривали время проведения свадьбы и приданое невесты.

В период от сватовства до венчания, после осмотра двора жениха, подружки собирались в доме невесты шить приданое. В приданое входили постельные принадлежности, женские рубахи, холщовая юбка, холщовый синий фартук, шушпан, нанковая стёганая на вате корсетка, красный платок, 8 аршин онучного холста, холщёвые полотенца, нанковый кушак, самопрялка, гребень, гребёнка, несколько фунтов суконной посконной пряжи, холщовый полосатый сарафан, свадебная одежда жениха и деньги.

«А наряды невесте собирали? Наряды там специальные?

-Шили т мы эт ж зараньше. А тады па недли, а может и па месяцу сидели, а там с гармошкай прихадили, песни пели.

Это у вас типа посиделок было?

-Да проста работали, пряли. Из канапли.

-Палатениц тады сами вышивали.

Ну из канапли тогда верёвки делали?

-Как верёвки? Рубахи насилии.

-Рубахи, гимнастёрки, штаны, кальсоны. Из шерсти пряли, ватолы, пинжаки нам панитки шили. Да многа делов та ушло.»

На кануне свадьбы подружки собирались на девишник и ночь перед свадьбой у невесты ночевали подружки. Провожали девичью красу. «Эта када невесту замуж атдавали. Вот када девки спали йих невеста будила:

«Вставайте, вставайте, мои любезны падружки,

Зорюшка занимаица, все маи разлушники сабираютца,

Хатять меня разлучить с радимым батюшкай, с радимай мамушкай. Мил маи падружки, как ж мне в чужии людюшки пайтить?

И как ж мне чужим людям угадить?

Без месяца сонце сушить, глаза пять.

Вставайти, маи любезны падружки.»

Перед приездом жениха невесту обязательно сажали «На посад» для благословения родителями на супружескую жизнь. Невесту-сироту также сажали «на посад», но в это время она обязательно исполняла плач. «И вот пасодют её в передняй угал с падружкай, и вот ана уже, вот у мине мати нету, аца нету, к примеру, вот так у каво-нибудь. Тут, значить, начинають кричать:

«Пастаранитесь люди добраи.

Не лятить ли мой радимай батюшака?

Не лятить радна мамушка?

Ни нясут ли ани мне благаславления?

И сваё серце жаланое. Рай ты мой рай.

Мой рай растваряеца.

Каму ж рай доставаеца? Радиму братику.

Не асудют мине благославением?

Па серце жаленае. Рай ты мой рай.

Рай то мой растваряеца.

Каму жа эт мой рай астанеца?

Радимым, там если брат, радимым братике».

Во время отъезда молодых к венцу постель (приданое) невесты везли в дом жениха, где подружки невесты продавали её родственникам жениха. После завершения торга, подружки невесты убирали дом жениха приданым невесты.

Сами свадебные торжества продолжались несколько дней:

-Да. Тады тут, у жаниха пагуляют адин день, а втарой день, тады к невести вся радня идёт.

-А на третий день, как дагаваряца. Или у жаниха, или у нивести, или у невести и жаниха. Патом ни де.

-Патом в адном дваре пахмиляца будут.

-Ну, тады та вроде хадили, эт я самагонку сваю, хлеба наварили.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной научно–методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку художника из г.Рязани Мамедова Имрана Аловсата Оглы «Творю и радуюсь» (живопись), которая является двадцать четвертым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица 2020», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло чуть более 50 работ, созданных автором в разные годы.

Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную тематическую выставку мастера ДПИ из г.Касимова Бауровой Светланы Николаевны «Дуэт» (художественная обработка соломки и горячей эмали), которая является двадцать пятым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица России 2020»,  Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области