Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Классификация традиционного женского костюма с.Секирино Скопинского района

Женский костюм Скопинского уезда разделяется не только территориально, сколько по группам крестьянского населения. Выделяются группы помещичьих крестьян, казённых и однодворческих. Помещичьи крестьяне старинного домотканого костюма уже в 30-е годы XX века не сохранили и ходили в ситцевых юбках, кофтах и корсетках; казённые крестьяне ходили в традиционном костюме до середины XX века, а вот однодворцы уже давно забыли свой старинный однодворческий костюм, и удалось лишь установить, что полосатая юбка была основной формой их одежды. Поэтому мы остановимся на традиционных комплексах одежды женщины с. Секирино Скопинского уезда из группы государственных крестьян, как наиболее сохранившемся.

Каждый период женщины, каждый календарный праздник и обряд жизненного цикла крестьянина обозначался своим комплексом традиционной одежды. Но сначала нам следует определиться с основными элементами женского традиционного костюма.

Рубаха – с прямыми поликами (с косыми не помнят), чаще всего с подставком, праздничные рубахи  и «на смерть» (рубашки, в которых хоронят) шьются без подставка, у богатых рубашки шьются длинными до земли, при подпоясывании выпускается настолько длинная пазуха, что в неё можно высыпать пол меры яблок; ворот шьётся в сборку, на обшивке, прорезываются две петли, обметываются нитками, через них продевается цветная покупная тесёмочка, которой завязывается ворот, со временем стали пришиваться пуговицы и делаться нитяные петли. Рукава сверху пришиваются без сбор, внизу же делаются в сборку на узкой обшивке, верхняя часть рубашки «стан» шьётся из кумача и сатина, в старину из белого холста, верхняя часть руква выкладывается позументом и вышивается крестом, половинчатые рукава – это рукава, у которых верхняя часть заткана узорами «закладными» и «дощатыми» («браными»[1]).

Стан

 

Подол

 

Понёва – шерстяная клетчатая из 3 полотнищ, четвёртая прошва (синяя), которая носится на правом боку, клетка образуется двумя красными, двумя белыми, четырьмя зелёными, двумя белыми и двумя красными. «У нас чатыря палотнишши (три палотнишиа панёвы и адна прошва), а них – шесть, у Карнявских, шесть палотнишшев. У них прошвав нету, и ани кагда яё завязывають вся у них как татьянка. Ани пад няё ешшо юпку падставляють»[2]. Девки понёв не носят. В Секирино на праздники носили понёву «кульком», т.е. поднимая переднее полотнище. «А на Троицу жанки, ани панёву кулькюм делали»[3].

 

Шубка – косоклинный сарафан. С прямыми полотнищами спереди и  сзади и клиньями по бокам, из нанки, подкладка из белого холста (такой сарафан девки начали носить в конце XIX – начале XX вв.)

 

Шушка – прямая длинная рубаха, без полик, из 4 полотнищ домотканой белой материи, полушерстяной, основа льняная или конопная, уток шерстяной, по праздникам носится полубумажная; шьётся следующим образом: перегибается полотнище пополам, вырезается ворот, по бокам пришивают по одному перегнутому вдоль полотнищу. Разница между шушками в разрезе ворота, ворот оторачивается красным пояском, ластовицы делаются иногда красные, иногда белые. Замечается разница между шушками в окраске: есть желтая, т.е. некрашенная  из белой шерсти, и так называемая «синёная», т.е. окрашенная густым раствором синьки.  Шушки носят, главным образом, девушки, надевая прямо на рубашку, старухи носят с понёвами, а иногда и без понёв, у старух встречаются «серые» шушки, основа конопная, уток – коричневая шерсть. Шушка считается чистой одеждой, её надевают на похороны, носят во время траура, старух и девушек в ней хоронят, её надевают, когда говеют.

 

Синюшка – будничная одежда – покрой шушки, только длиною аршин с четвертью, рукава же до кисти, в старину шилась из синей набойки, теперь же шьётся из белого холста. Синюшку носили на похраны, и в дватцать пять лет и в тритцать надявали. Носили молодые и старые бабы на похороны. С понёвой без изуложки. Если па гори чёрнай платок, а нет так синяй. В синюшке могли ходить на покос, только девки[4].

 

Шушпан (сермяга) – делается из ткани, основа которой посконная, а уток – коричневая шерсть, с ластовицами от старых полосатых поясов, покрой шушки, разрезанной спереди.

 

Запан – фартук с блузкой, который образуется из перегнутого пополам пол-аршина материи с вырезом для ворота, фартук делается из двух полотнищ с рукавами, которые слегка суживаются книзу. Второй тип запана, называемый занавеска, появился в начале XX века, шьётся без грудинки: берутся два длинных полотнища, сшиваются, собираются вверху в сборку, делаются на обшивке, носят высоко на груди.

 

Покромка – пояс, надевается вокруг талии, обёртываясь в два ряда, назади спускается обязательно длинными концами, будничный красный 17, 5 см. (¼ аршина) шириною, тканный из шерсти, праздничный «жичный», т.е. сделанный из шерсти и бумаги, с 12-полосами. Полосы зелёные, жёлтые, голубые, красные, на концах такого пояса делаются привески – полуовал из картона обёртывается шелковой материей, обшивается разноцветными лентами и весь вышивается бисером. Такой пояс часто называется кушаком. Молодые женщины носят по два пояса, в таком слуяае концы завязываются сзади по бокам.

 

Кодман – верхняя одежда, сшита из домотканой материи, тканой из нитки, прядённой в «жилку», покрой – туникообразная рубашка с прямыми бочками, бока сшивались, оставалось сверху пространство несшитое вершков на пять, к этому месту с обеих сторон пришивалось перегнутое пополам полотнище , длиною 52 см. (3/4 аршина), но не сшитое, низ оторачивался узким ремешком, плетенным из красной и жёлтой шерсти; кодман насилии на плечах, как накидку, перекидывая на голову..

 

Халат – верхняя одежда из «пониточной» ткани, из трёх полотнищ, с двумя клиньями в каждого бока, длинная, с длинными до конца полурукавами в старину, теперь до кисти рук, обшивается по рукавам и полам спереди чёрным плисом, женщины надевают по праздникам. Подпоясываясь красным кушаком; на Масленице, когда едут кататься, подпоясываются полотенцем. В старину, когда шили халат из коричневого валяного сукна,  то он назывался «чекмень».

 

Головной убор

Женщины косы заплетают у ушей и закладывают наперёд.

Кичка – старинный головной убор состоял из следующих частей: «кичка» - из доски вырезанные рога, к ним прикреплялась полоса холста, собираемая на макушке на шнурке; бисерный «позатыльник»; «кокошник» шелковый, красный, лопатообразный формы, который скрывал рога; «связка» – полоса из холста с вышитыми концами, повязывалась по лбу, концы завязывались назади; «повязка» – четырёхугольник из холста. С одной стороны затканный красной бумагой, надевался узким краем по лбу, два угла завязывались назади, носили в будни, надевая на рога, иногда заменяла при праздничном головном уборе бисерный позатыльник. Сверх кички повязывали полотенце чалмой; в будни иногда покрывались «кочетом», – четырёхугольный платок клали одной стороной по лбу, два боковых угла завязывали на затылке.

К сожалению, уже в начале ХХ века кичка встречалась крайне редко, и повсеместно была заменены на платок, повязанный поверх кос, уложенных наперёд (на манер современного ободка). «Косы заплятуть и мне назат яво (красный платок), а если итить, вот зимой у миня на Кришенье была свадьба тат мне платок, заплатачки пад низ и другой можа паджуть»[5].

 


[1] Браным называется такой способ тканья, когда узор делается при помощи особых дощечек

[2] Информант: Ларюшкина Ксения Сергеевна, 1927 г.р., с. Сеикрино Скопинского района Рязанской области

[3] Информант: Ларюшкина Ксения Сергеевна, 1927 г.р., с. Секирино Скопинского района Рязанской области.

[4] Экспедиция ВГАИ 2006 г., с. Секирино

[5] Информатор: Поликарпова Татьяна Никитовна 1930 г.р., с. Секирино Скопинского района Рязанской области

Рубаха с.Секирино
Рубаха с.Секирино
Покромка с.Секирино
Покромка с.Секирино
Кичка с.Секирино
Кичка с.Секирино
Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной научно–методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку художника из г.Рязани Мамедова Имрана Аловсата Оглы «Творю и радуюсь» (живопись), которая является двадцать четвертым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица 2020», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло чуть более 50 работ, созданных автором в разные годы.

Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную тематическую выставку мастера ДПИ из г.Касимова Бауровой Светланы Николаевны «Дуэт» (художественная обработка соломки и горячей эмали), которая является двадцать пятым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица России 2020»,  Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области