Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Этнография Ухоловского района Рязанской области часть 2

Комплекс всевозможных примет, наблюдений. Ритуалов, связанных с огородничеством, сохранился значительно лучше, чем аналогичный комплекс, связанный с полевым земледелием. Это обусловлено тем, что огород и после коллективизации оставался только территорией, на которой земледелец продолжал вести традиционное крестьянское хозяйство. Кроме того, огородничеством занимались женщины, являющиеся, как известно, наиболее традиционалистски настроенной частью населения. Весь процесс непосредственной работы на земле, каждый его этап сопровождался магическими ритуалами, и это особенно очевидно в огородничестве.

Ещё до того как начинались основные огородные работы, хозяйки сеяли в рассадниках семена, главным образом, капусты, кое-где – табака, а с 1920-х гг. ещё и помидоров. Семена капусты на рассаду лучше всего, как всегда считалось, сеять в Великий четверг, чтобы мошка её не ела.

Основная работа на огородах начиналась после окончания работ в поле и достаточного прогрева почвы – ближе к концу мая. Информаторы отмечают, что раньше всё сажали значительно позже, чем теперь. При посадке огорода, как и при других земледельческих работах, первичны ми ориентирами были даты церковного календаря. День Егория вешнего, служивший отправной точкой в череде полевых работ, в огородничестве не играл особой роли. Для огородных культур было ещё слишком холодно, к тому же в это время шёл сев яровых хлебов. Более значимой датой календаря был день Николы вешнего. В одних местах картофель сажали до него, но чаще – после, так как до Николы, по убеждению многих, бывают заморозки. Многие хозяйки вели тетради, где отмечали проход 40 морозов (утренних заморозков) после чего можно было высаживать капусту.

Практически все известные магические ритуалы, совершавшиеся на огородах, касались самых необходимых для крестьянского стола овощей: капусты, огурцов и картофеля, в меньшей мере – лука. Они имели, прежде всего, характер имитативной магии, предполагающей возникновение сходства не связанных между собой явлений. Белое яйцо, положенное в рассадник, белый латок на голове женщины, высаживавшей капустную рассаду, должны были способствовать тому, что капуста вырастет белой, а если в начале грядки ставили ещё и большой чугун или ведро (или ими накрывали первый кустик капусты), накрытые белым платком или холстом (это делали практически повсеместно), то вилки должны вырасти ещё и очень крупными.

Для получения крупного картофеля необходимы были облака на небе, и желательно кучевые. И хотя рационалисты говорят: «Не смотри на тучи, навоза клади кучи», иногда в магических действиях оказывается вполне рациональное зерно. Так, большие кучевые облака предвещают теплую погоду и грозовые дожди, что, бесспорно, благотворно действует на посаженные овощи и будущий урожай. А обилие облаков, обещающих «сильный» урожай огурцов, предотвращает пересыхание семян.

Поскольку предполагалось, сто какова хозяйка, засаживающая огород, такова будет и продукция этого огорода, то первые луковицы всегда поручалось посадить самой полной в семье женщине. Это же касалось и посадки картофеля. В с. Дегтяные Борки считают, что закончив сажать картофель, надо обязательно присесть хотя бы на пять минут на грядку, и особенно хорошо, если на ней посидит тучный человек, тогда картошка будет такая же крупная.

Магические средства защиты посадок касались почти исключительно капусты, как, видимо, самого легко уязвимого овоща. Очень широко в Рязанском крае распространен обычай сажать первый корень капустной рассады вместе с крапивой, которая в народной традиции обладает апотропейными (защитными) и, вместе с тем, продуцирующими свойствами. Одни информаторы говорят, что она обжигает мушек, которые обычно уничтожают рассаду, и переманивают с капусты червяков; другие полагают, что крапивы боится мороз, так как она обжигает его, а в мае – начале июня бывают заморозки на почве (с. Дегтяные Борки).

Помидоры появились на огородах рязанских крестьян сравнительно недавно: в 1920 – 1950-е гг., и люди осваивали их выращивание без специальных примет и «помидорных» магических ритуалов, правда, к ним стали применять общие для всех огородных работ в каждой местности запреты и рекомендации, как то: не сажать в Благовещенье или, наоборот, высаживать на какой-то благоприятной неделе по Пасхе.

Каждый раз, завершив посадку той или иной культуры, а потом всего огорода, по словам женщин старшего возраста, они перекрестившись по русской традиции, обращаются к Господу: «Господи, благослови. Уроди. Господи, на малых ребят, на брюхатых баб, на православных людей» (с. Дегтяные Борки), «Зароди, Господи, на Божью долю» (с. Покровское), т.е. просят не именно для себя, а для всех нуждающихся, рассчитывая, что Бог услышит и даст большой урожай. Раньше об этом просил и каждый сеятель, завершив работу в поле.

Мерилом богатства и благополучия крестьянского двора наряду с землёй всегда был скот. Недаром по всей Руси известна пословица: «Скот – крестьянский живот». Разведение домашней птицы, безусловно, играло меньшую роль, но невозможно представить крестьянское подворье без кур и гусей. За многие века крестьяне выработали рациональные (насколько это позволяла система хозяйствования и уровень развития знаний) приёмы содержания и разведения домашнего скота и птицы. Однако, как и в земледелии, в силу зависимости от многих объективных обстоятельств и в силу религиозного типа мышления, крестьяне старались подкрепить рациональные методы магическими – обрядами продуцирующей (производящей) и апотропейной (защитной) магии, соблюсти все запреты и предписания, чтобы обеспечить благополучие скотного и птичьего двора, его сохранение и приумножение, т.е. добиться, чтобы скот и птица водились на их подворьях.

Календарная обрядность, которая по своей сути являлась аграрной, в значительно меньшей мере была связана со скотоводством. К определённым календарным праздникам было приурочено ритуальное закармливание скота обрядовым печеньем, мирские молебны и освящение его, обряды первого выгона в поле. К датам календаря привязаны отдельные магические ритуалы, различные запреты и гадания о приплоде и судьбе человека. Календарные скотоводческие обряды выполнялись как коллективно, так и индивидуально, причём вторые явно преобладали. Птицеводческие обряды, в силу меньшей значимости их объекта, совершались крестьянами только индивидуально на своём подворье.

В крестьянском хозяйстве на первом месте по значимости всегда была лошадь, однако в конце XIX века быстро росло число безлошадны дворов. Не имея возможности купить и содержать лошадь, крестьяне всегда старались, чтобы хозяйство не осталось без коровы, о которой говорили: «Корова – мать наша, – поит и кормит». После коллективизации и исчезновения с подворий лошадей, значение коровы в хозяйстве ещё больше выросло, и не держала её редкая сельская семья. В силу этого большая часть скотоводческой обрядности связана с жизненным циклом коровы.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества приглашает к участию в III Областной смотр-конкурс деятельности базовых сельских культурно-досуговых учреждений Рязанской области «Истоки культуры», который пройдет с марта по декабрь 2019 года.

«Служить России» - так   называется   областной   фестиваль  эстрадных  коллективов, который проводится    министерством      культуры  и туризма  Рязанской  области и  ГБУК «Рязанский   областной  научно-методический  центр  народного  творчества».  Он  состоится  17 марта 2019г. на  базе  Дворца культуры им.В.И.Ленина г.Скопина, 28 марта  2019г. на  базе  Шиловского РДК, 31 марта 2019г. на  базе  Спасского РДК, 29 апреля 2019г. на базе Дворца культуры г.Касимова.  В  фестивале  принимают  участие  эстрадные коллективы Рязанской области,  носящие звание  «народный»

Областная ретроспективная тематическая выставка работ мастеров декоративно - прикладного искусства «Пасхальная неделя: от Святого Христова Воскресения – до Красной Горки» проводится в рамках цикла областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

Областной  фестиваль  духовых оркестров  «Весенний вальс для Ерлинского парка» проводится  18  мая 2019г. на базе  музея-заповедника «Усадьба С.Н.Худекова»  в с.Ерлино Кораблинского района

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области