Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Праздничный женский костюм села Казинка Скопинского района

Праздничный женский костюм села Казинка  Скопинского района

Праздничный женский костюм села Казинка

Скопинского района

На территории Скопинского района Рязанской области находится несколько ареалов традиционной культуры, разнящихся между собой не только в праздновании церковных и крестьянских праздников, обрядов крестьянского быта (так, например, на территории Секиринского ареала в свадебном обряде обычай «сватовства» невесты был заменён обычаем «навязывания»), так и в традиционном праздничном и повседневном костюме замужней женщины.

Таким образом, говоря о праздинчном костюме села Казинка Скопинского района следует остановиться и на истории возникновении села, что сможет раскрыть нам некоторые аспекты различия традиционного костюма Скопинского уезда.

Село Казинка Скопинского уезда, по многим источникам основали переселенцы из посада Скопина в середине XVII века и свое название получило по ручью Казинка на берегу которого оно расположено, но насколько это однозначно я усомнился, когда стал изучать историю своего рода. В переписи населения в 1675 году современные села Ильинка и Казинка, расположенные друг от друга в трех верстах, именовались соответственно как Вослебна Ильинска, так как селение основано переселенцами из села Вослебы: в село Ильинку «… приход выселился …из села Вослеба, а церковь построена во 173 (1665) году…» и Скопинска Ильинcка (см. «Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году», Кн. 1. , стр.361). Почему именно Вослебна Ильинска? Часто села называли по наименованию церкви этого села, как раз первой после переселения из села Вослеба на новое место и была Ильинской (1665-1830), которая затем была переименована в Казанскую. Почему Скопинска Ильинcка? Как сказано в окладных книгах: в Казинку «…приход выселился из Скопина города, из Пятницкого прихода, церковь освещена в 178 (1670) году…». То есть не мене пяти лет переселенцы из Скопина были в приходе Ильинской церкви соседнего села и чтобы как-то различать селения их, по крайней мере, переписчики именовали как Скопинска и Вослебна, по наименованию мест откуда родом были переселенцы. О селе Скопинска Ильинска в 1710 году в переписной книге имеется запись «в том селе церковь во имя Святой Мучиницы нарицаемой Параскевы Пятницы У той церкови Поп Петр Осипов …», а в 1716 году именовалось также как и «село скопинска ильинска казинка тож ».

Документами подтверждено, что это были посадские люди Скопина, но возможно основателями селения за несколько лет до этого были переселенцы из Малороссии или соседних южных вотчин Романовых и других землевладельцев. Тогда это название перекочевало вместе с ними из прежних мест. В подтверждение первого имеется прямое упоминание в окладных книгах, причем село написано как Козинка и кроме того тем, что в селе Казинка (Скопинская Ильинка) появилась Пятницкая церковь как и в скопинском посаде. В «Писцовой книге поместных и вотчинных земель в Пехлецком стане Ряжского уезда» за 1631 год значится «за боярином за Иваном Никитичем Романовым в вотчине скопинска острожка по реке на верде стар за ево вотчиной что было братями ево за Александром да за Василием Никитичами Романовыми…да в острожке его боярина двор а в нем живет ево боярского приказа люди а за острожком на посаде в болmшом острожском храму во имя святой мученицы Параскевы нарицаемой Пятницей деревянка клецка ( т.е. из бревен ) да предел Никиты епископа Медиаларского в церкви божия Милосердия образа и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинное и мирское тож... Да тут же на посаде того приходу другая церковь во имя Святой великомученицы параскеве нарицая пятницей древена на клете под шатром крыша тесом…». РГАДА ф.1209,оп.1,ч.3,л.1-2об. Многие прозвища (фамилии) посадских людей Скопина в переписных книгах за 1646 год и переписных книгах за 1675 села Скопинска Ильинска также совпадают, например …сын Гладышев, сын Вашеинов, сын Скала ( Скалин в 1675 году), Гончар ( сын Гончаров в 1675 году) и.т.д. Прозвища Скала и Гончар трансформировались к этому времени соответственно в Скалин и Гончаров. Почему же посадские крестьяне и бобыли оказались в местах новых поселений? Для этого необходимо вспомнить, что Скопин и селения уезда были издревле вотчиной Романовых. Первое подробное упоминание и описание о владениях Романовых тогда в Ряжском уезде Пехлецкого стана относится к 1631 году … «И всего забоярином за Иваном Никитичем в вотчине в ряском уезде в пехлецком стане острожек Скопин дактому острожку три села село вослеба дасело Келец да село вязовенки да четыре деревни Неделенка деревня Чертовая деревня Лопатина деревня Новикова да два Починка сельцо Новокремлево да Журавинка». К тому времени вотчинником уезда был Иван Никитич Романов ( - ум.1640г) - сын боярина Никиты Романовича и жены его Евдокии Александровны, урожденной княжной Горбатой-Шуйской, дядя первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича, женат был на княжне Ульяне Феодоровне Литвиновой-Мосальской.

В связи с организацией вотчинного хозяйства, расширения и необходимостью обработки десятинной пашни – в Скопинской дворцовой волости происходит переселение приходов, крестьян. Из окладных книг становится известно также, что в этот период, кроме переселения приходов и образования сел Скопинска Ильинска и Вослебна Ильинска: в село Жорновки «..приход поселился вновь и благословенная грамота на церковь получена 11 июня 182 (1674) года…»; в село Павелец «…приход выселился внове тутошних околних сел и старых приходов, а церковь построена в 177 (1669) году…»; в село Хворощевка « приход выселился из тутошних сел и старых приходов, а церковь построена в 182 (1674) году…»; в село Мшанка «…приход выселился из села Чертового внове, церковь построена в 183 (1675) году…»; в село Лазинка «.. .приход переселился из села Богословского и церковь перенесена в то село…во 182 (1674) году…»; в село Гремячка «…приход выселился из села Вослебы, благословенная грамота взята на Божию церковь в 182 (1674) году…». Из переписной книги 1710 года и окладной книги за 1746 год становится также ясно, что село Неделенка именовалось также и селом Березняги, «село Неделенка Березняги тож…» ; село Лопатино и деревня Журавинка изначально разные селения, а не одно его наименование в разное время; село Борщевое , вошедшее в вотчину в конце 17 века основано выходцами из села Вязовенка, село Делехово существовало уже в 186 (1678) году, село Становое именовалось ранее как «Чертовое тож».

Однако, из записи в окладных книгах о том, что в Казинку «…приход выселился из Скопина города, из Пятницкого прихода,..», становится очевидным, что ранее 1670 года, до образования села, на его месте или в непосредственной близости был сначала починок Казинка, затем возникла деревня и затем уже в 1670 году со строительством церкви она становится селом. Ведь не случайно в переписной книге за 1675 год в оглавлении списка сел и деревень перечислены отдельными селениями с.Казинка и Скопинска Ильинcка: «с. Вязовенки, с. Чернава, с. Жерновки, с. Лепяги, с. Затворное, с. Хворощевка, с. Хворощево, с. Горлово, с. Лопатино, д. Журавинка, д. Новикова, с. Павелец , с. Казинка, с. Мшанка, с. Вослеба, с. Неделенка, с. Гремячка, с. Вослебна Ильинка, с. Скопинска Ильинcка, с. Становое» . Подворной росписи по с. Казинка нет, а по с. Скопинска Ильинска имеется. Ошибка писца маловероятна, именование Казинка осталось от старого починка, который уже составлял с селом Скопинска Ильинска единое поселение, но возможно какое-то время по-разному называли оконечности села, его «порядки» или поселения, возникшие в разное время. Со строительством Пятницкой церкви последнее название села стало несколько противоречивым и прижилось старое – Казинка. Поэтому в подтверждении второй гипотезы о возникновении села (точнее сначала починка) необходимо сказать, что в начале XVII века, после Смутного времени не хватало населения ни на ратную службу, ни в крестьянских хозяйствах. Этому способствовали неурожаи, разорительные походы на Россию малороссийских гетманов. Как раз в конце сороковых годов века в южных областях России и появились переселенцы из Малороссии.

Таким образом, как село Казинка возникло не позже 1670 года, в которое переселились крестьяне посада г.Скопина , они же могли основать ранее и починок с таким же названием между 1640 и семидесятыми годами XVII века . Первоначально селение Казинка также могли основать, в это же время, выходцы из Малороссии и окрестных вотчин.

Крестьяне сел Казинка и Ильинка во времена Н.И. Романова числились за Хлебным приказом, в 1663 году они перешли под общее руководство Тайного приказа, продолжая быть в непосредственном подчинении Хлебного приказа, в 30-х годах 18 века становятся коннозаводскими, в духовных книгах священники так и писали «Коронного ведомства крестьяне…». Управление осуществлялось через Конюшенную канцелярию, которая подчинялась непосредственно монархам. Упразднена была в 1786 с передачей функций по управлению конскими заводами Придворной конюшенной конторе, а по управлению конюшенными волостями казенным палатам. О жизни дворцовых и коннозаводских крестьян известно, что в селениях существовало местное самоуправление. В конце 15 - начале 18 века они платили натуральный или денежный оброк. В переписной книге Скопинского уезда за 1675 год писано: «И всего в селе Скопинска Ильинка крестьян сем восем десят дворов а людей В них з детми и братями с племянниками зетями и сыновями четы три ста десят Члвкн десятину пашут по сорока десятин в поли а в дву потому ж ( т.к. была трехпольная система земледелия, то «в дву потому ж» означала ,что всего земли в обороте было в три раза больше) .Оброку платят по шести десятку пуд свиного мяса по сороку гусей по сми десятку уток с потрохами по шести десятку сушоных да сорок баранов по сми алтын по две деньги итого имеет по десяти рублев на год», а «а тушя бы, - писалась в наказе скопинскому воеводе, - всякая была по 2 пуда».

 

В Казинке, как и во всей Рязанской области, материалом для изготовления одежды служили шерсть и льняной холст, ширина которого обычно равнялась 37 -38см. – это холст в 10 пасм, пасма – 30 ниток или 10 численок, в численке 3 нитки.

Со второй половины XIX века наряду с ниткой домашней выработки в холст добавляются и покупные нити. Позднее зажиточные крестьянки начинают использовать фабричную ткань – атлас.

Вообще, как и везде, в быту широко использовались лён, конопля, шерсть, крапива, лыко. В основным был льняной холст, который ткался на специальных станах, с помощью гребёнок, а затем отбеливался или чернился в зависимости от надобности.

На территории села Казинка в обиходе был костюмный комплекс, все детали которых были нерасторжимы. Селу характерен понёвный комплекс трёх типов, немного схожих, но тем не менее отличающихся друг от друга.

В нашем селе первый женский понёвный комплекс состоит из полкотя, панёвы и фартука; второй – рубаха, панёва, фартук и третий – рубаха или полкоть, запан, панёва.

 

Рубаха (полкоть, гарибатки)

В основе всех женских костюмных комплексов лежит рубаха. Она служила повседневной одеждой, дополняясь юбкой или понёвой, нагрудной, плечевой одеждой. Рубаха состоит из стана и рукавов, деталей нередко разных по качеству, цвету ткани и отделке. Стан делался из отбеленного домотканого холста, рукава также были холстинные белые, либо из других тканей, но обильно украшенные

Наиболее древним типом женской рубахи является рубаха туникообразная, в виде длинного холста, перегнутого на плечах, с вырезным воротом и вшитыми, как у мужской рубахи, бочками и рукавами; нередко туникообразная рубаха имела и ластовицы. Таким образом, она отличалась от мужской рубахи только длиной и отсутствием подоплеки.

Женские рубахи шились из холста двух видов: четыре прямых полотнища шли на цельную «суцельную» рубаху, которую чаще использовали в свадебных и похоронных обрядах. Составная же рубаха состояла из двух частей – стана и подставка, в которой верхняя часть шилась из более тонкого полотна, иногда – из покупной ткани. Но чаще из фабричного материала изготовлялась видимая часть рубахи – рукава, полики, ластовицы, отделка шейного разреза и т.п.

Рукава шились из полутора полотнищ, собирались внизу на узкую обшивку, украшались цветным кружевом-прошвой «сливки», белыми прошвами, вышивкой по выдергу (мережка), тесьмой, лентами, блёстками, шнуром, тканьём и т. п.

Широко была распространена счётная вышивка бумажными нитками – выбирание нитей иголкой по счёту, красными и чёрными нитями.

Такой вышивкой обычно украшали обшивку ворота, манжеты (селе Казинка и для рукавов нижней рубахи).

В обычае была вышивка с одной или обеих сторон нагрудного разреза. Иногда вышивку счётом прокладывали параллельно соединительным швам по краю прямых поликов. Полики пришивали по утку, собирали в мелкие складочки. Они расширяли верхнюю часть рубахи и ворот.

Случалось, что вышивкой украшались по контуру и накладки – треугольники из кумача на спине рубахи, слева и справа на уровне рукавов.

Ластовицы – квадратные вставки в разрезы рукава и станушки, делались из красного ситца, иногда холста.

По подолу женских рубах нашивались затканки, ширина и узор которых зависели от назначения одежды и возраста владелицы.

Те же затканки, но большей ширины, составляли самую видимую часть так называемых «половинчатых» рукавов. Рубахи с такими рукавами называли – «полкоть». Оставшаяся половинка чаще шилась из кумача, иногда из холста. В таких рубахах с «половинчатыми» рукавами отвозили у нас бабы постель невесты в дом жениха.

Ворот рубах, собранный в мелкие складки «боры», «сливки», мог застёгиваться на маленькую медную, деревянную, чаще костяную пуговку. На вороте (более ранний тип рубах) могли быть две прорезные петельки, сквозь которые продёргивали тесёмочку.

Вообще обшивка ворота делалась достаточно небольшой, поэтому часто встречаются рубахи, в единственную петельку которых вставлена изавязана узелком короткая тесёмочка. Именно на эту вторую «петельку» и застёгивалась пуговка.

В селе Казинка бытовал обычай ношения двух рубах: первой – нательной, домотканой, с собранными в складочки под узкую обшивку воротом и рукавами, и второй – верхней, с широкими и длинными рукавами, украшенными по краю шёлковой лентой, кружевом коклюшечного плетения белыми и красными нитями (гарибатами). Такой тип рубах в сс. Казинка и Ильинка и называют – гарибатки. Позже рукава стали украшать магазинным шитьём. Длинные рукава в области локтя перевязывались яркими лентами, которые завязывались назад на бант. Иногда надевали только верхнюю рубаху, под которую надевали отдельные рукава на манжете, ярко отделанные лентами, блестками, бисером.

Верхняя рубаха часто делалась из фабричного материала – атласа, позже шёлка (покупная ткань рассматривалась, как признак зажиточности семьи) и богато расшивалась. Подпоясывали рубаху узеньким шерстяным (тканьё на дощечках) поясом – покромкой.

Замужние женщины носили панёвы в крупную клетку, образованную четырьмя попарно сдвоенными белыми нитями.

Панёва – набедренная женская одежда, известная уже не позднее X – XIII веков, шилась в Скопинском уезде «глухой», с полностью сшитыми тремя, четырьмя, пятью, иногда и шестью (в этом случае прошвы не было), шерстяными точами и прошвой как из домотканой так и из покупной ткани.

В селе Казинка – чёрная прошва из фабричной ткани, иногда украшалась вышивкой крестом. Прошва носилась спереди, справа.

В районах колен панёва подбита синей «китайкой», синим сатином с блеском или другой яркой купленной тканью. Панёва могла украшаться вышивкой репейшиками или орнаментом крестиком.

Низ Казинской женской панёвы украшается тесьмой и вилюшкой непосредственно по ткани. Раньше делали обкладку широкой кумачной полосой, которую также украшали.

С изнанки понёвы подбиты полосой синей ткани (чтобы подол не обить), а к самому краешку уже «подбитой» понёвы пришит узенький «подполень», шерстяной мутовиз, чаще из чёрных, белых или коричневых нитей (тканьё на дощечках).

Верх понёв и девичьих юбок вздёрнут на гашник – шерстяной поясок или витую (иногда плетёную косичкой) верёвочку, пропущенный в подворот верхней кромки.

Под понёву надевали подол – юбку из белой ткани с украшенной внизу кружевом, плетённым на коклюшках или вышивкой прошвой. Надевался подол так, чтобы его украшенный низ торчал из-под понёвы.

В Казинке известны два типа фартуков-передников и своеобразный запан – нечто комбинированное из рубахи и передника.

Интересны фартуки (занавес), богато украшенные и с расшитыми завязками, которые завязывали выше груди. Нижняя треть, иногда половина, такого передника щедро украшалась вышивкой. Чаще вышивка представляла растительные мотивы, иногда стилизованные образы животных, человека, и позднее кувшинов с цветами или церковные купола (на свадебных костюмах).

Низ украшался очень широким кружевом с зубчатым краем, вязаным крючком. Такой же широкой была кружевная прошва, вставляемая выше и перемежающаяся шёлковыми лентами (розовыми, оранжевыми, светло-зелёными, сиреневыми). Очень нарядными считались прошвы из затканки.

Второй тип фартука напоминает формой школьный фартук «советского периода» или фартук гувернантки (до 1917г)

В этом случае к переднику первого типа (к его широкому поясу) пришивается квадратная, чуть зауженная книзу грудка.

Лямки, тоже широкие (как пояс фартука) крепятся к верхним углам грудки, проходят по плечам и крепятся на спине к широкому поясу, чуть сдвинутые к центру внутрь по отношению к переду.

Сам пояс шьётся уже так, чтобы место схождения краёв было не сзади по середине (первый тип), а под левой рукой. Он застёгивается на две пуговки и прорезные петли. Изготовлен этот передник из покупной белой ткани и богато украшен ручной вышивкой крестом в несколько ярусов.

Очень интересны зооморфные мотивы вышивки (лисы, петухи, собаки, куры и т.п.), обрамлённые полосами цветочной вышивки.

Запан – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Запан шился из клетчатой льняной ткани домашнего изготовления, туникообразным, с рукавами. Заднее полотнище короткое. Переднее достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму. Праздничный запан украшался лентами, полосами цветной ткани, вышивкой или вязаными кружевами.

5)Головной убор

Головные платки, судя по найденным фотографиям, носили белые, с богатой вышивкой по углам и на видимой части со спины. Платок являлся главным головным убором у женщин нашего села. Девушки носили платки, но у замужних женщин головные уборы были многосоставными. Замужние женщины в праздники носили повойники.

Повойник – матерчатая шапочка, покрывающая собой всю волосяную часть головы. При этом повойник одевался таким образом, чтобы челка, уложенная на прямой пробор, была немного видна из-под "колодки" (лобной части повойника). Сзади повойник стягивался шнуром, который имел кисти на концах. Два конца шнура свисали по спине.

Поверх повойника (у замужних) или без него одевался платок – летом лёгкий или палушалок, зимой – шлёнский. Платок или шаль которые закрывали от холода плечи и часть спины.

С платком полагалось носить гуски (пушки), бытовавшие в наших местах. Гуски (пушки) – это женские ушные украшения в виде белых шариков из пуха домашних гусей. К ним крепились узкие ремённые кожаные петли, которые надевались на ушную раковину. Снизу гуски украшались снизками из цветного бисера.

Дополнением этого были поднизы, нагрудные бисерные плетения.

Основным традиционным видом верхней женской одежды был шушпан, а также его аналоги: шушка, зипун, пониток, таничёк. Шушпан - нагрудная женская одежда из белого, изредка коричневого тонкого сукна, полусукна домашней выработки, а также из белого холста. Шушпаны шились туникообразными: центральное полотнище сгибалось пополам по утку. С боков пришивались прямые полотнища, согнутые вдоль, по центру основного полотнища делали вырез для головы. Недлинные рукава вшивались в проймы, образованные средним полотнищем и бочками.

Шушпаны могли быть глухими (без переднего разреза) или распашными («распушными»). Длина варьировалась от колена и чуть выше (ниже).

Обшивались по вороту, рукавам, подолу и переднему разрезу ярким ситцем или шерстяной тканой тесьмой.

Шушпаны обычно носили без пояса, вдев обе руки в рукава.

Пониток также праздничная одежда, был ниже колен, приталенный, со сборами сзади, с подкладкой до талии или без подкладки, из домашней полушерстяной ткани. Из домотканого серого или коричневого сукна шился и зипун, длиной до колен или ниже, в талию, со сборами сзади и по бокам, с узким длинным рукавом, небольшим стоячим воротничком, на крючках или пуговицах.

Таничёк –лёгкая верхняя одежда из шерстяной ткани чёрного цвета, с длинными рукавами без пуговиц, запахивался на поясе.

Зимой часто женщины носили каратайку - короткую без рукавов одежду из сукна, приталенную в поясе, а сверху сборки в виде рисунка.

Наиболее распространенной обувью как и у мужчин были лапти, имевшие несколько разновидностей. Лапти надевались зимой и летом, с холстинами, или суконными белыми онучами.

Позднее появились баретки (коты) – женская обувь из чёрной грубой кожи в виде глубоких туфель с круглыми носками, высокими жёсткими задниками и такими же бортами. Шились коты на жёсткой высокой подошве с каблуком высотой около 1,5см.

Сверху, по краю, баретки обшивались красным сукном или холстом. К заднику прикреплялась петля, в которую продёргивался узкий ремень или шерстяной шнурок, которым коты привязывались к ноге около щиколотки.

Первоначально шились баретки на прямую колодку (без различия правой или левой ноги). Позднее делали на косой колодке, т.е. на правую и левую ноги.

Праздничные баретки украшали спереди вышивкой, бисером, тиснёной кожей. На заднике тиснёная нашитая кожа разузоривалась мелкими медными гвоздиками с широкими шляпками. На каблук набивали медные или железные подковы.

Баретки обычно надевали с белыми или цветными шерстяными чулками, спускавшимися от колен «гармошкой».

 

Зимой носили полусапожки - короткие сапоги из кожи, утеплённые внутри, на щиколотки со сборками.


















Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная документальная фотовыставка «Моя целина» в рамках цикла областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины – 240 – летию Рязанской губернии» автор-составитель заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин г.Рязани В.В.Коростылёв.

Министерство   культуры  и  туризма Рязанской области, ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр  народного  творчества»

VII областная интернет-выставка работ фотохудожников-любителей «Жизнь в профиль и анфас» (художественная фотография) в рамках цикла областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины - 240- летию Рязанской губернии»

Министерство культуры Российской Федерации, Московский государственный университет культуры и искусств, Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани, Управление культуры администрации города Рязани, Рязанский областной научно – методический центр народного творчества, Муниципальное автономное учреждение культуры, «Дворец молодежи города Рязани», Туристическая фирма «Линтас тур», МОО «Содействие детскому отдыху», проводит в городе Рязани с 19 ноября по 24ноября 2018 года Международный конкурс-фестиваль творчества и искусств «Время зажигать звезды 2018» (Рязанский проект).

Управление культуры администрации города Рязани

Муниципальное автономное учреждение культуры  «Дворец культуры «Приокский» г. Рязани

ГБУК РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области