Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Этнография Ухоловского района Рязанской области часть1

В 2017 году ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» совместно с кафедрой этномузыкологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств» и кафедрой русского народного песенного искусства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт искусств» со 2 по 9 июля 2017 г.  была проведена фольклорная экспедиция в Ухоловский район Рязанской области. В ходе экспедиции было обследовано 7 населённых пунктов района: р.п. Ухолово, пос. Дегтяные Борки, Калинин, Покровское, Ольхи, дд. Поляки, Глинки.

В экспедиции приняли участие: Щетинина А.С. – ведущий методист отдела Сохранения и развития нематериального культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ», Рехвиашвили П. С. – студентка кафедры этномузыкологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств», Загоскина Я.В. – преподаватель кафедры русского народного песенного искусства и Жевелюк М., Поправко Е., Пискунова В., Блохина А., Цыганова А., Криулина А., Цыгуля Н. – студенты кафедры русского народного песенного искусства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт искусств».

В качестве сопровождающего представителя от района в экспедиции участвовали: репетитор по вокалу Д.-Борковского СДК Канаева Елена Александровна (03 – 06 июля), специалист по методике клубной работы Калиниского СДК Фоломеева Вера Васильевна (08 июля), специалист по методике клубной работы Ольховского СДК (04, 06 – 08 июля), специалист эксподиционно-выставочного отдела МУК «Центр народной культуры «Истоки» Воробьёва Елена Александровна (06, 08 июля), режиссёр народного театра МУК «Муниципального культурно-досугово центра «Ухолово»» Бузынина Галина Николаевна (06 – 08 июля).

График работы экспедиции:

03.07.2017 г. – обследование пос. Дегтяные Борки, запись Народного фольклорного коллектива «Варварушка»;

04.07.2017 г. – обследование пос. Дегтяные Борки, дд. Поляки, Глинки;

05.07.2017 г – концерт в Дегтяно-Борковском СДК студентов кафедры русского народного песенного искусства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт искусств»;

06.07.2017 г. – обследование п.г.т. Ухолово, пос. Ольхи, Дегтяные Борки, дд. Поляки, Глинки;

07.07.2017 г. – обследование д. Поляки;

08.07.2017 г. – обследование п.г.т. Ухолово, д. Поляки, пос. Калинин, Покровское.

В исследованных населённых пунктах выявлены и собраны фольклорные материалы по следующим жанровым направлениям фольклора:

1)    пос. Дегтяные Борки – обрядовый фольклор, краеведение, песенный фольклор (ансамбль 7 человек);

2)    пос. Ольхи – обрядовый фольклор, краеведение, песенный фольклор (1 исполнитель);

3)    пос. Калинин – обрядовый фольклор, краеведение, песенный фольклор (1 исполнитель);

4)    пос. Покровское – обрядовый фольклор, краеведение;

5)    д. Поляки – обрядовый фольклор, краеведение;

6)    д. Глинки – обрядовый фольклор, краеведение, песенный фольклор (1 исполнитель);

7)    п.г.т. Ухолово – обрядовый фольклор, краеведение.

В ходе экспедиции были собраны материалы по обрядовому фольклору и фольклорные и краеведческие сведения из истории создания населённых пунктов.

В момент вхождения девушки в период созревания. На территории Ухоловского района существовал инициационный обряд впрыгивания в понёву. Понёву шили старшая замужняя сестра девушки и мать. Понёву клали на переднюю лавку или в угол стоящего в переднем углу стола с хлебом, присобранной рукой поперёк; девушка находилась посреди избы и сверху на девушку насильственно надевали понёву.

Свадебный обряд на территории района длился довольно продолжительное время (от сватовства до венчания). На сватовство в дом невесты приходили не только сваха с родителями, но и сам жених с дружком.

В период от сватовства до венчания проходил ряд обязательных обрядов. Во время рукобитья и пропоя стороны обговаривали время проведения свадьбы и приданое невесты.

В период от сватовства до венчания, после осмотра двора жениха, подружки собирались в доме невесты шить приданое. В приданое входили постельные принадлежности, женские рубахи, холщовая юбка, холщовый синий фартук, шушпан, нанковая стёганая на вате корсетка, красный платок, 8 аршин онучного холста, холщёвые полотенца, нанковый кушак, самопрялка, гребень, гребёнка, несколько фунтов суконной посконной пряжи, холщовый полосатый сарафан, свадебная одежда жениха и деньги.

«А наряды невесте собирали? Наряды там специальные?

-Шили т мы эт ж зараньше. А тады па недли, а может и па месяцу сидели, а там с гармошкай прихадили, песни пели.

Это у вас типа посиделок было?

-Да проста работали, пряли. Из канапли.

-Палатениц тады сами вышивали.

Ну из канапли тогда верёвки делали?

-Как верёвки? Рубахи насилии.

-Рубахи, гимнастёрки, штаны, кальсоны. Из шерсти пряли, ватолы, пинжаки нам панитки шили. Да многа делов та ушло.»

На кануне свадьбы подружки собирались на девишник и ночь перед свадьбой у невесты ночевали подружки. Провожали девичью красу. «Эта када невесту замуж атдавали. Вот када девки спали йих невеста будила:

«Вставайте, вставайте, мои любезны падружки,

Зорюшка занимаица, все маи разлушники сабираютца,

Хатять меня разлучить с радимым батюшкай, с радимай мамушкай. Мил маи падружки, как ж мне в чужии людюшки пайтить?

И как ж мне чужим людям угадить?

Без месяца сонце сушить, глаза пять.

Вставайти, маи любезны падружки.»

Перед приездом жениха невесту обязательно сажали «На посад» для благословения родителями на супружескую жизнь. Невесту-сироту также сажали «на посад», но в это время она обязательно исполняла плач. «И вот пасодют её в передняй угал с падружкай, и вот ана уже, вот у мине мати нету, аца нету, к примеру, вот так у каво-нибудь. Тут, значить, начинають кричать:

«Пастаранитесь люди добраи.

Не лятить ли мой радимай батюшака?

Не лятить радна мамушка?

Ни нясут ли ани мне благаславления?

И сваё серце жаланое. Рай ты мой рай.

Мой рай растваряеца.

Каму ж рай доставаеца? Радиму братику.

Не асудют мине благославением?

Па серце жаленае. Рай ты мой рай.

Рай то мой растваряеца.

Каму жа эт мой рай астанеца?

Радимым, там если брат, радимым братике».

Во время отъезда молодых к венцу постель (приданое) невесты везли в дом жениха, где подружки невесты продавали её родственникам жениха. После завершения торга, подружки невесты убирали дом жениха приданым невесты.

Сами свадебные торжества продолжались несколько дней:

-Да. Тады тут, у жаниха пагуляют адин день, а втарой день, тады к невести вся радня идёт.

-А на третий день, как дагаваряца. Или у жаниха, или у нивести, или у невести и жаниха. Патом ни де.

-Патом в адном дваре пахмиляца будут.

-Ну, тады та вроде хадили, эт я самагонку сваю, хлеба наварили.











Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Касимов Бауровой Светланы Николаевны «Юбилейная» (горячая эмаль в бересте, плетеные изделия из бересты и соломки), приуроченную к 50-летию со дня рождения автора, которая является восьмым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», а также проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло около 60 работ, созданных мастерицей в разное время.

К участию в конкурсе приглашаются методисты, специалисты по работе с детьми, культорганизаторы, руководители детских клубных формирований.

Фестиваль будет проходить 14 апреля 2024 г. в Спасском районном Доме культуры.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области