Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Гончарное ремесло с. Демидово Шацкого района Рязанской области

Гончарный промысел в Шацком районе существовал ещё в XVIII веке. По рассказам Семёна Ефимовича Бусарева в деревнях Демидово, Федяево и Александрово лепили горшки из белой и красной глины, последние часто украшали белой ангобной росписью. В окрестностях с. Демидово имеются залежи белой глины, необходимой для гончарного промысла и отличается не только цветом, но и своей эластичностью – при высыхании на солнце на изделиях не появлялись трещины.

Некогда село Демидово насчитывало около 400 дворов. Их ряды сходились к высокой церкви, возле которой на местный престольный праздник – летнего Илью – устраивалась большая ярмарка, также готовые изделия возили на базар в Шацк, Сасово, Чучково, Каверино и в соседнюю Мордовию. По рассказам старожилов, демидовская посуда успешно конкурировала и с тамбовской, и с сапожковской, и с касимовской. Говорили, что некогда эту посуду возили на Кавказ и даже в Иран. Мария Савельевна Королёва рассказывала: «Посуда какая была: бела, а ведь глину копали стального цвета. Обожжешь – глядеть хочется. Внутри, бывало, свинцом обливали. Продавали на окрестных базарах. Посубботам ярмарка была в Сасове, по пятницам в Конобееве и в Ункосове, в Пластькове уже и не помню когда, а по воскресеньям в Чучкове и в Шацке. За карзинку игрушек, бывало, кофточку отрежешь. Какой базар не продашь – по сёлам ходили, на яйца меняли».

Почти в каждом доме был ручной круг, на котором вытягивали жаровни и чашки, махотки, молоканики, большие корчаги для солки, малые корчаги для сыпучих продуктов, узкая корчага, кувшины, кубан для молока (крынка), черапушечки для масла, ушатка для масла, кувшин с ушком. Почти в каждом доме были «грядки» (полки, протянувшиеся от печки к стене для сушки посуды). Посуду делали круглый год. Обжигали каждую неделю в земляном горне.

В с. Демидово широкой известностью пользовался гончар Терентий Ефимович Комакин (прибл. 1903 – 1974 гг.), который «всё умел». Так же сохранились имена ещё нескольких мастеров: Василия Михайловича Адрова, Агафона Адрова, Григория Пронина, Александра Калинова, Мария Савельевна Королёва (1910 г.р.), Аграфена Ивановна Устинкина (1912 – 1985 гг.), А.Л. Оборина (1890 – 1974 гг.), Мария Фёдоровна Адрова.

В связи с появлением менее трудозатратных предметов быта (стеклянные банки, алюминиевые кружки), а также переселением людей из деревень в город к концу 1950-х годов промысел полностью угас. Вплоть до 1950-х годов продолжали лепить свистульки и сдавали в сельпо, где в те трудные годы не было не только детских игрушек, но и самого необходимого. «Знали бы, какая жизнь была, – вспоминала М.С. Королёва, – ни соли, ни керосину, ни хлеба. Всё отбирали, семяна посыпали латыши. Отца нет, а шесть человек у мамы было. А кормиться надо. Мам, не плачь, семяна собирать будем. С девятнадцатого года метелочная война была: кто кого чем – цепом, вилами, веником. Ни мужики, ни мы – дети, не знали, что делают. В 21 год замуж. Колхоз с 30-го или каком году 33-м? Четверо детей… Какая тут игрушка, а бабы стареют, а сейчас некогда. Вот Граня (А.Ф. Устинкина) померла. Коль вина не пила б… Она лишь и делала. Мать (Грани) мастерица, а брат и по железу, и по горшкам, и плотник, печник ловкий был, ну и вор страшенный».

Изготовление игрушек, главным образом, было женским занятием. Мария Савельевна Королёва рассказывала: «Делали федякинские, александровские, а не только в Демидово. Игрушки лепили женщины и дети».

Раньше игрушки красили по-разному, кто во что: зелень – лопухом, жёлтое – яичным желтком, а то и краской, что забор красят. Белая поверхность именно расписывалась, а не раскрашивалась. Линии, наносимые куриным пером, выявляли форму скульптурки, расцвечивали, оживляли её поверхность. Барынь, петухов, всадников расписывали пёрышком, пёрышки же вставляли и в шляпки барынь и всадников. Угадывается, что в прошлом роспись была сугубо орнаментальной, но сейчас многие элементы орнамента позабылись: лишь иногда на колоколах юбок, на боках животных разноцветные линии перекрещивались, образуя солярные знаки, или сплетались в подобия древесных веток или цветов. Единственный устойчивый мотив росписи – крупные клетки на передниках баб.

На спинках животных работы М.С Королёвой сквозь густую побелку иногда проглядывали перекрещивающиеся линии, процарапанные ещё по сырой глине. В готовой игрушке они не подчёркивались росписью и были явно не нужны. Характерно, что они присутствовали только на первых игрушках мастерицы. Возможно, что это рудименты основательно забытых гравированных орнаментов, наносимых под глазурь. Мария Савельевна ещё помнила такие игрушки.

Судя по рассказам стариков и по известным нам фрагментам игрушек, когда-то их изготавливали из синей глины, которая после обжига становится белой. Поверхность таких игрушек покрывалась глазурью. Но синяя глина залегала глубоко, и добывать её было трудно. Уже в начале века появляется посуда и игрушка из более доступной глины с бело-розовым, жёлтым или светло-коричневым черепком. Поверхность изделий из такой глины покрывали белым ангобом и глазуровали. Предполагается, что такую игрушку делали ещё мужчины-гончары. Роспись яркими красками появилась позже и расцвела именно в женских руках. Так, игрушки из жёлтой глины, покрытой белым ангобом, в начале XX в. делала мать М.С. Королёвой Мария Фёдоровна Адрова. Она «расписывала их» куриным пером поверх белого ангоба. Игрушки были полностью лепные. Позже, при массовом производстве, поверхность изделия стали просто белить, колокола юбок у баб крутить на штыре, а лицо – ушки, носик и глазки – делать штампиком. Обжигали игрушки вместе с посудой, но при необходимости и отдельно, в специальных маленьких горнах.

Игрушки А.И. Устинкиной и М.С. Королёвой очень схожи. Впрочем, изделия Аграфены Ивановны несколько более обобщены и лаконичны, чем скульптурки Марии Савельевны.

Демидовские свистульки действительно всех поражают естественной простотой и свежестью образов. В «бабах» есть много черт, каких не встретишь ни в одном другом центре. Птичку-свистульку они держат не подмышкой, а прижимая к груди; тела животных и птиц вытянуты, в шляпах баб и всадников сделаны отверстия, в которые вставлялись султаны из крашеных куриных перьев. Впрочем, султаны из перьев когда-то украшали игрушки и других гончарных центров (филимоновский, кожлянский, сапожковский), но там этот обычай не сохранился до наших дней. Юбка разделана росписью, как домотканая панёва, клеткой. Обращают на себя внимание «всадники» простотой приёма, передающего движение. Всадник и конь лишь намечены, составляя единое целое. Фигурка обобщена, как и в Сапожке, до знака. Однако её энергичный наклон вызывает ощущение движения, скорости.

Остальные сюжеты игрушек немногочисленны и типичны: петрушки, уточки, баранчики. Здесь нет оленя, медведя и других диких зверей, но зато обилие птиц. Они сидят на спинах лошадок, собак, баранов, их держат в руках глиняные бабы. Особенно много индюшек (пырка). В демидовской игрушке сохранился древний сюжет птицы с птенцом на спине, известный с XVII в. по археологическим раскопкам в московской гончарной слободе на Яузе. Примечательно, что именно такая композиция характерна и для «жаворонков», которых пекли ранней весной, перед выпуском скотины на пастбище.

В целом, к сожалению, о демидовской игрушке известно крайне мало. Малое количество сохранившихся образцов не позволяет должным образом оценить специфику и степень развития этого игрушечного производства. С некоторыми основаниями можно предположить, что в 1920 – 1930-х гг. это производство уже стало отделяться от производства посуды и оформляться в отдельный, именно игрушечный женский промысел. Очевидно, что процесс этот не был завершён. В целом, как справедливо писал А.Н. Фрумкин, демидовская игрушка, в отличие от сапожковской, уже приобрела некоторую динамику и представляет собой ещё одно «звено в цепи усложнения художественного мышления народных мастеров».

 

Ведущий методист РОНМЦ НТ

Щетинина А.С.

Литература:

1.     Н.Н. Гилярова, А.К. Фрумкин Детский фольклор Рязанской области. Рязанская глиняная игрушка. Народные музыкальные инструменты России. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1994 г.

2.     А.В. Быков Александра-Прасковьинская (Сапожковская), Демидовская и Вырковская игрушка Рязанской области. М.: «Музей традиционного искусства народов мира», 2015.

3.     Н. Адрова Гончарное ремесло села Демидово Шацкого района. // Областной конкурс по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» секция «Этнография». Рязань, 2000.

Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея. // Альманах. Вып. 18. СПб: Palace Editions, 2002.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72).

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области