Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Технология изготовления женского праздничного костюма с. Секирино Скопинского уезда Рязанской губернии. Конец XIX – начало XX века

 

При классификации костюма Скопинского уезда большее внимание следует уделить социальным признакам деления крестьянского населения, нежели его территориальному нахождению, что связано с пребыванием в одном населённом пункте нескольких социальных групп. По определению Н. И. Лебедевой выделяются следующие группы: помещичьи крестьяне, казённые крестьяне и однодворцы.

Помещичьи крестьяне к началу XX века старинного костюма из домотканых материалов не сохранили, ходят в ситцевых юбках, кофтах и корсетках. Казённые крестьяне придерживались традиций и одевались только в старинный костюм и в начале века. Однодворцы же давно уже забыли свой старинный однодворческий костюм, и удалось лишь установить, что полосатая юбка была основной формой их одежды.

Установить определённые границы распространения того или иного костюма почти невозможно в связи с тем, что в одном и том же селе встречаются поселения всех видов социальных групп данного района. Например, в селе Чулкове, где имеются и казённые крестьяне, и помещичьи, и однодворцы, каждая группа имела свой самостоятельный костюм[2]. В связи с этим при описании традиционного крестьянского костюма следует остановиться на одежде бывших казённых крестьян, в связи с наибольшей сохранностью их костюма на период начала XX века.

Следует отметить, что самым ярким «годовым» считается свадебный костюм, надеваемый молодкой на второй день свадьбы, который, впоследствии, одевался во время самых значимых моментов в жизни крестьянской женщины.

Основа праздничного женского костюма – красная сатиновая рубаха с подставой из посконного холста с красным браным подольником. Ворот рубахи собран на стойку, украшен цветными строчками, лентами, край разреза – цветными лентами и кружевом, кумачом. Рукава собраны на манжеты, выложенные лентами. На полики нашиты овальные поперечные детали из обтянутого кумачом картона с аппликацией из лент, тесьмы, плетешков, блёсток и пуговиц – «полеты».

Понёва – глухая, с прошвой из домотканной тёмно-синей клетчатой шерсти, на гашнике, с подольником, украшенным разноцветными лентами и жёлтым мутовизом.

Передник из прямоугольного куска кумача, собранного в мелкие складочки по верхнему краю и выложенного разноцветными покупными лентами, тесьмой, кружевом – по нижнему.

Головной убор – покупной кумачный платок, завязанный на затылке концами назад.

Обязательной частью костюма являлись украшения. Поясное – припояски; шейное и нагрудное – ожерелок, размётки.

На ногах – чёрные кожаные ботинки.

Следует отметить, что многие элементы женского костюма села Секирино так же встречается с небольшими вариациями на территории всего Скопинского уезда Рязанской губернии. И по сведениям этнографических экспедиций Наталии Ивановны Лебедевой, женский праздничный костюм был несколько иного вида до середины XIX века как с. Секирино, так и во всём уезде в целом. Что, скорее всего, следует связать с распространением среди крестьянства покупных мануфактурных тканей. В связи с этим, требуется перечисление и описание основных элементов одежды женщины Скопинского уезда.

Рубашка – с косыми поликами (прямые не помнят), чаще всего с подставком, праздничные рубахи и «на смерть» (рубашки, в которых хоронят) шьются без подставка, у богатых рубашки шьются длинными до земли, при подпоясывании выпускается настолько длинная пазуха (напуск), что в неё можно всыпать полмеры яблок, теперь такие рубахи можно редко встретить. Ворот шьётся в сборку на обшивке, прорезываются две петли, обмётываются нитками, через них продевается цветная покупная тесёмочка, которой завязывается ворот, у более новых рубах пришиваются стеклянные пуговицы и делаются нитяные петли. Рукава сверху пришиваются без сбор, внизу же делаются в сборку на узкой обшивке, верхняя часть рубашки – «стан» – шьётся из кумача и сатина, в старину из белого холста, верхняя часть выкладывается позументом и вышивается крестом. Половинчатые рукава – это рукава, у которых верхняя часть заткана узорами «закладными» и «дощатыми»[3].

Подол шьётся из 4-х полотнищ холста, внизу с перетыками, как и у рубашки, сверху заложен под широкий рубец, через который продевается шнур.

Понёва синяя клетчатая в 5 полотнищ, шестая прошва, встречается во всех сёлах казённых крестьян, разница между сёлами в нитках, из которых составлена клетка и в способе ношения. Низ понёвы украшен подподольнем – специальная вытканная бейка шириной 1 см. Для изготовления понёвы используется лёгкая, полупрозрачная[4] ткань. В Вослебах клетка образуется двумя красными, двумя белыми, двумя синими, тремя зелёными, двумя синими, двумя белыми и двумя красными нитками, носят прошвой спереди. В д. Пупки – клетка образуется теми же нитками, только белая заменяется голубой. В Секирно и Чулково – понёвы из трёх полотнищ, четвёртое прошва, которая носится на правом боку, клетка – как в Вослебах. В Петрушкино – клетка такая же, только зелёных ниток берётся 4. В Полянах – понёва из 3-х полотнищ, 4-е прошва, клетка образуется теми же нитками, только в середине пропускается 5 зелёных. В Ильинском – понёва из 4-х полотнищ, 5-е прошва, которая носится на правом боку, клетка как в Вослебах. В Петрушино – понёва из 6 – 7 полотнищ, клетка образуется 2 красными, 2 голубыми, 5 черных, 2 голубых и 2 красных нити. Новый тип понёвы ткётся из покупной бумаги, клетка делается несколькими голубыми бумажными нитками. Девки понёв не носят. Во всех сёлах, кроме Чулково и Секирино, считается неприличным носить понёву «кульком», т.е. поднимая переднее полотнище (сёла Вослебы, Липяги).

Шубка – косоклинный сарафан с прямыми полотнищами спереди и сзади и клиньями по бокам, из нанки, подкладка из белого холста. Девки стали носить приблизительно в 1890-х годах. В 1920-х годах в сарафане венчались, подпоясывая полотенцем, концы которого спускаются на правое колено (сёлы Вослебы, Липяги).

Шушка – прямая длинная рубаха, без поликов, из 4 полотнищ белой домотканой материи, полушерстяной, основа льняная или конопляная, уток шерстяной, по праздникам носится полубумажная. Шьётся следующим образом: перегибается полотнище пополам, вырезается ворот, по бокам пришивают по одному перегнутому вдоль полотнищу. Разница между шушками в разрезе ворота, ворот оторачивается красным пояском, ластовицы делаются иногда красные, иногда белые. Шушки с круглым разрезом ворота известны в селах Вослебы, Пупки. С четырёхугольным разрезом известны в селе Вельмово. Также шушки различаются в окраске: есть жёлтая, т.е. из белой неокрашенной шерсти, и так называемая «синёная», т.е. окрашенная густым раствором синьки. Белые шушки встречаются в сёлах Вослебы, Пупки, Старое село, Ново-Александрово, Богородицкие выселки, Городецкие выселки, Ермолово, Горлово. Синёные – Победное, Дмитриево, Корневое, Пупки, Новый Келец, Кочугуры, Петрушино, Вельмово. Шушки в основном носят девушки, надевая их прямо на рубаху, также их носят старухи с понёвой или без неё. В селе Секирино  встречаются «серые» шушки, основа которых конопляная, уток – коричневая шерсть. Шушка считается чистой одеждой, её надевают на похороны, носят во время траура, старух и девушек в ней хоронят. Её надевают, когда говеют. Часто шушки носят наизнанку, мотивируя это тем, что «не всё ли  равно куда шов»[5].

Синюшка шилась по покрою шушки, но длинною аршин с четвертью[6], рукава были до кисти, в старину изготовлялась из синей набойки, в 1920-е годы набойка была заменена на белый холст. Встречается только в селе Секирино, является будничной одеждой[7].

Шушпан (сермяга), делается из ткани, основа которой посконная[8], а уток – коричневая шерсть, с ластовицами от старых полосатых поясов, покрой такой же, как и у шушки, разрезанный спереди, зафиксирован в Секирине, Катине, Чурикове, Дмитриеве. Шушпаны из белой полушерстяной домотканой материи, называемые шушкой распушной, носились в Петрушине, Катине, Чуриках, Ново-Баракове, Полянах, Городецких выселках. Духовой шушпан, т.е. тот, который надевался на Троицу, шьётся из полубумажной домотканой материи, белый и весь выкладывается позументом, носился в селе Ермолове.

Запон – фартук с рукавами. Его шьют из перегнутого пополам пол-аршина материи, с вырезом для ворота. Фартук делается из двух полотнищ, с рукавами, которые слегка суживаются книзу. Второй тип запона – грудинки, шьется таким образом: перегибается кусок материи, делается прорез для ворота на ¼ аршина, снизу делается разрез, боковые части переднего полотнища сшиваются с боковыми частями заднего полотнища, получается очень узкий фартук, низ фартука спереди затыкается на четверть аршина, чаще всего красной и жёлтой бумагой. Такой запан носили в деревне Пупки, Петрушино, Секирино, Чулково, Горлово, Богородецкие выселки.

Покромка – пояс, носится вокруг талии, обёртывается в два раза, сзади обязательно спускается длинными концами, будничным считается красный пояс шириною ¼ аршина, ткётся из шерсти. Праздничным является пояс имеющий название житного, т.е. сделанный из шерсти и бумаги, с 12-ю полосами. Полосы зелёные, жёлтые, красные, голубые, на концах такого пояса делаются привески – полуовал из картона обёртывается шёлковой материей, обшивается разноцветными лентами и весь вышивается бисером. Такой пояс часто называется кушаком, в Петрушине, Секирине молодые женщины носили по два пояса, в этом случае концы завязываются сзади по бокам, в деревне Ново-Александрове и Вязовенке на поясе носился нож с правого бока[9]. В Секирино в конце XIX – начале XX века девичий праздничный наряд с шушкой подпоясывался кушаком с прямолинейно-геометрическим орнаментом на концах[10].

Кодман – верхняя женская одежда, сшита из домотканой материи, тканной из нитки, прядённой в «жилку». Покрой – туникообразная рубашка с прямыми бочками, бока сшивались, оставалось сверху пространство не сшитое вершков[11] на 5, к этому месту с обеих сторон пришивалось перегнутое пополам полотнище, длиною ¾ аршина, но не сшитое. Низ оторачивался узким ремешком, плетёным из красной и жёлтой шерсти. Кодман носили на плечах, как накидку, перекидывая боковые полотнища через плечо наперёд, носили в большие праздники, особенно было удобно в него заворачивать ребят, когда шли в церковь. Изношенный кодман надевали в будни на работу во время ненастья, накидывая на голову. В селе Борщевом носили кодманы в «горе», накидывая на голову и закрывая им всё лицо. В некоторых сёлах бросили носить приблизительно в 1870 – 1980-х годах, в Пупках, Корневом около 1920-го года. Упоминания кодмана встречается в сёлах Вослебы, Павелец, Корневое, Секирино, Горлово, Князево Займище, Вельмово, Ильинское, Высокое, Покровское, Казинка, Петрушино.

Халат – верхняя одежда из «пониточной[12]» ткани, из трёх полотнищ, с двумя клиньями с каждого бока, длинная, с длинными до конца полурукавами в старину, теперь до кисти рук, обшивается по рукавам и полам спереди чёрным плисом. Носят как мужчины, так и женщины. Мужчин в нём хоронят и венчают, женщины надевают по праздникам, подпоясываясь красным кушаком. На Масленице, когда едут кататься, подпоясываются полотенцем. В старину, когда шили халат из коричневого вяленого сукна, он назывался чекмень. Халат носился в Вослебах, Вельмове, Ново-Александрове, Вязовенках, Богородицких выселках, Грямечем и Журавинках, Рудинках (назади делались красные банты), Ильинском, Петрушине и во всей Горловской волости.

 

Головные уборы.

Женщины косы заплетают у ушей и закладывают наперёд.

Повойники стали появляться приблизительно в 1910-е годы, ранее повойников не носили.

Старинный головной убор – кичка – состоял из следующих частей:

1)             кичка – из доски вырезанные рога, к ним прикреплялась полоса холста, собираемая на макушке на шнурке;

2)             бисерный позатыльник;

3)             кокошник шёлковый, красный, лопатообразной формы, который скрывал рога;

4)             связка – полоса из холста с вышитыми концами. Повязывалась по лбу, концы завязывались сзади;

5)             повязка – четырёхугольник из холста, с одной стороны затканный красной бумагой. Надевался красным краем по лбу, два угла завязывались сзади. Носили в будни, надевая на рога. Иногда заменяла при праздничном головном уборе бисерный позатыльник.

Сведения о кичке записаны в селах Секирино, Вослебах, Журавинки, Пупках, Корневом, Муравлянке, Липягах,. Кичку заменяли четырёхугольной дощечкой. Сверх кички повязывали полотенце чалмой. В будни иногда покрывались кочетом – четырёхугольный платок клали одной стороной ко лбу, два боковых угла завязывали на затылке.

На второй день свадьбы молодая надевала покупной кумачный платок, завязывающийся на затылке концами назад.

 

Украшения.

Пушки-гуски, круглые шарики из гусиного пуха, с поднизями из бисера. Надеваются через ухо при помощи петель из ремня. Известны в сёлах Вослебы, Секирино, Ново-Александрово, Вельмово, Ново-Бараково, Ермолово, Журавинка, Петрушино, Горлово. Носятся по большим праздникам девушками с семилетнего возраста. В Горловской волости надевают на Троицу и на посиделки.

Четки – лента, нанизанная из бисера, концы которой соединены вместе. Носилась на шее. Известна в сёлах Секирино, Вослебы, Ермолово и др.

Размётки – нижутся из чёрного и белого бисера отдельными нитками, которые волнообразно соединяются друг с другом, или 9 ниток круглых, покрытых люстром, бусин, прикреплённых к двум полоскам кумача. Носятся в селе Секирино.

Припояски – поясное украшение в виде двух полос с бахромой на концах.

Ожерелок – круглое оплечье из разноцветного бисера, пришитое к полосе холста или кумача, с застёжкой сзади на пуговицу.

Подподолень – украшение для понёвы[13].

 

Обувь.

Лапти носились московского типа, липовые, вязовые не встречаются. Мужские лапти плетут на косой колодке, называют кривоносами. Женские – на прямой колодке, писаные – праздничные, головки плетутся из мелких лык. Начинают плести с пятки, обороты продёргиваются через борты. В начале XX века  носили  вместе с вязаными чулками из белой шерсти.

Онучи – основа портяная, уток – коричневая шерсть, длиною 3 аршина, обёртывают всю ногу. Носятся в селе Секирино, Чулково, Гуменки, Катино, Чугики, Бараково, Ново-Бараково и Ермолово. Белые суконные носят в селе Чулково. Белые конопляные в селе Журавинка, Богородицкие выселки, Князево Займище, Поляны.

Завои чёрные из пониточной ткани, два локтя длиною, ими обёртывают икры. Носятся в селе Вослебы, Ильинское, Гремячее.

Сапоги с гармоникой – женские (Журавинки), Секирино, Ново-Александрово, Катино, Чуриково, Вослебы, Чернавы и Богородицкие выселки.

Чёрные кожаные ботинки, сапожки, «щиблеты» появились в конце XIX века[14].

 

 

 

 

 



[1] Коллекция ГУП РИАМП.

[2] Лебедева Н. И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии. // Научные труды. Т. 1. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996. с. 112

[3] дощатые узоры по способу изготовления схожи с «браными» имевшими распространение на территории Сапожковского уезда. Браным называется особый способ тканья, когда узор делается при помощи особых дощечек, называемых «бральницы» и при 2 утках, узор получается выпуклый.

[4] Новикова Т. С. Песни Скопинского района. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1993. с. 19

[5] Лебедева с. 113

[6] аршин – погонная мера, четыре пяди, по четыре вершка; треть сажени. Равна 711 мм. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., Эксмопресс. с. 21

[7] коллекция ГУП РИАМП, Синюшка, Секирино.

[8] Посконный холст – лучший, крестьянский рубашечный. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., Эксмопресс. с. 511

 

[9] Коллекция ГУП РИАМП.

[10] Панкова Т. Рязанский традиционный народный костюм. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1992. с. 96

[11] 44,4 см.

[12] крестьянское полусукно, домотканина, из портяной (пеньковой, льняной) основы и шерстяного утка. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., Эксмопресс. с. 505

 

[13] Новикова Т. С. Песни Скопинского района. Рязанский этнографический вестник, Рязань, 1995 с. 19

[14] Панкова Т. Рязанский традиционный народный костюм. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1992. с. 96


Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Касимов Бауровой Светланы Николаевны «Юбилейная» (горячая эмаль в бересте, плетеные изделия из бересты и соломки), приуроченную к 50-летию со дня рождения автора, которая является восьмым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», а также проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло около 60 работ, созданных мастерицей в разное время.

К участию в конкурсе приглашаются методисты, специалисты по работе с детьми, культорганизаторы, руководители детских клубных формирований.

Фестиваль будет проходить 14 апреля 2024 г. в Спасском районном Доме культуры.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области