Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Смёртный узел. Похоронно-поминальный обряд сер. ХХ – нач. ХХI в.в. Шацкого района Рязанской области

В каждом регионе, в каждой из его многочисленных деревень поминки по усопшему справлялись по разному. Это вызвано местом расположения и произрастающими там продуктами, сохранившимися традициями народов проживающих ранее на данной территории, перенесением традиций из близлежащих регионов. В данной статье мы рассматриваем похоронно-поминальный обряд в селах Шацкого района Рязанской области: Выша, Важное, Жданное, Эммануиловка, Купля, Желанное. Эти населенные пункты расположены на достаточно близком расстоянии друг от друга и несут в себе одинаковые традиции по погребальному и поминальному обрядам. 

«Смёртный узел». Если взять весь цикл сопутствующий погребению человека, то этому предшествует первый пункт: подготовка «смёртного узла». Ранее оно так и было, смертная одежда упаковывалась в узел или правильнее в платок перевязанный с угла на угол, который хранился на дне сундука вместе с остальными домашними пожитками. В 70-е годы предметы для захоронения стали складывать в уже немодные фанерные чемоданчики, бытовавшие ранее. Подоплека сбора смертного узла в 1960-х - 2000-х годах, наравне с традиционными сборами, состоит ещё и в том, что женщины оставшиеся одни после уезда детей из деревень в этот период времени по лимиту в Москву и в областной город Рязань, не хотели что бы после неожиданной смерти, не застать их врасплох, по сбору «в чем пылажить». Хозяйки тщательно подбирали свой последний наряд. Что бы было не стыдно «ни сибе, ни дитям». Во-первых клалась ночная рубашка, только из хлопчатобумажной ткани. Кружев много не допускалось, цвет «пыбликлея», «пыскрамнея». Чулки так же из хлопчатобумажных нитей или так называемые «прастыя». Колготки, входившие тогда в моду, не допускались и не допускаются в настоящее время. Так же клалось платье или «па-модныму» платье-костюм (юбка с кофтой из одинаковой ткани), «эта хто пымаложи». Платье, да и другие вещи, хозяйка иногда меняла, по мере своего старения. Чем возраст прибавлялся, тем темнее становился наряд. Далее – тапочки. Их выбирали по удобству на ноге и по мягкости, и как правило, на размера два побольше, «што ба палезли» при распухании ног после смерти. «Што ба на том свети удобний хадить была».Главным атрибутом в «узле» был головной платок. Он один остаётся видимым, по отношению к остальной одежде, которая все равно была не видна потому что была покрыта покрывалом. К нему женщины подходили и подходят тщательно. И конечно он проходит так же, как и остальные детали, возрастной ценз. Неизменным остается цвет платка у более пожилых женщин на протяжении последних пятидесяти лет, может уже и не зная о глубоких традициях, он остается белым. В последнее время стало «модным» повязывать шелковые платки, в тон платья, а молодым женщинам повязывают и шарфы. До 70-х годов в «смёртный узел» более пожилых людей входил и саван. Он шился из белой хлопчатобумажной ткани с капюшоном, двуполый. Но в «смёртный узел» входила не только одежда, но и атрибуты для самих похорон. Обязательным является «припас» платков, как носовых, так и хлопчатобумажных головных белого цвета, для повязывания на похоронах участвующим в процессии. Так же клалось вафельное полотенце неразрезанное по длине, предназначенное для опускания гроба в могилу. В 70-е годы покупались деревянные ложки для раздачи на 40-ой день. В последующие годы вошли в «моду» бокалы.

Кончина. Обряжение. После смерти в доме «занавешиваются», как правило белыми простынями, все зеркала, телевизор, сервант, т.е. то где присутствует отражение. Первым обрядовым действом является обмывание покойника. «Абмывали, кто ни баялси и ни брезгвыл. Хадили абмывали «для спасенья души», были спицальны люди, которы хадили абмывать. Ставили карыту, в ниё ставили тыбуретку, ны тыбуретку сажали покойника, диржали яво и апаласкивыли тёплый вадой, мылом ни пользвылись. Патом расчесвыли волсы и зыплятали в косу. Воду выливали за задни вароты». (Титова Валентина Степановна,1930 г.р. с. Желанное). В некоторых сёлах обмывание проходило на полу или на лавке. 

«Абряжали умершива сначала с ног: чулки, исходну бильё и так дальши. Покойника лажили на широку лафку, застельну белой, новой простынью, «ныперёд». Ноги связвыли вирёвчкый и руки связвали виревчкый, ны груди. Гварили, што этими вирёвчкыми живыя завязвыли ноги, када ани балели, я завязвыла, мне ни пымагло». (Титова Валентина Степановна,1930 г.р. с. Желанное).

На лоб покойника возлагали венец с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи с надписью: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный помилуй нас». Этим показывается, что окончивший свое земное поприще надеется за свои подвиги получить венец правды по милосердию Триединого Бога, Божией Матери и святого Иоанна Предтечи.

Только в день похорон усопшего отпевали и помещали в гроб. В настоящее время в гроб кладут сразу после обряжания. Подушку наполняли стружкой, которая оставалась при изготовлении гроба. Гроб, перед тем, как туда положить покойника, освещали святой водой. Рядом ставят стакан со святой водой и накрывают ломтем хлеба. Также зажигают свечу, которую укрепляют в пшеничную крупу. В селе Желанном (Титова Валентина Степановна) «на «угольник» ставили три стаканьчка: с мёдом, с зерном и с солью, в них вставляли свечки и зыжигали». 

Приглашались «певчие», отпевали, читали заупокойные молитвы и Псалтырь. Ночью свет не гасят и близкие родственники не спят. Особенно не прилично спать детям. По словам жителей, что «с радной матирью в паследню ночь можна и ни паспать».

В данной местности, когда случается смерть, то покойника обязательно приходят «смотреть» сельчане, отдавая этим знак уважения к усопшему и его родственникам. На помощь по хозяйству во время похорон откликаются, как правило, не только близкие родственники, но и дальние («свои»), а так же соседи. Здесь самопроизвольно идет распределение ролей, кто и чем будет заниматься. Большая часть работ - это конечно приготовление поминального «абеда», а также уборка после выноса усопшего. Во время нахождения покойника в доме, не метут и не убирают. Только после выноса начинается приборка, моют полы от переднего угла к выходу, «вымывали смерть из дому».

Похороны. Как правило, по православному обычаю, похороны происходят на третий день после смерти. Гроб выносят из «надворшной» двери, т.е. двери выходящей во двор, вперёд ногами. По местному обычаю нельзя выносить близким родственникам или точнее кровным родственникам. Лавку на который стоял гроб переворачивают, якобы во избежании еще одной смерти в этой семье. При выносе гроба его ставят около дома, дать проститься тем, кто не может пойти на кладбище. Гроб несли на руках, на машине, ранее на лошади, при этом несколько раз останавливаясь, что бы дать проститься односельчанам. На предплечье, несущих гроб и венки, повязывают белые платки или полотенца. В последствии они у них и остаются. 

Впереди похоронной процессии несут икону. Если мужчина, то образ Спасителя, если женщина – образ Божией Матери. За тем крышку гроба. Обязательным является присутствие певчих, как правило, это местные бабушки знающие соответствующие молитвы. По всему пути следования поется «Святый Боже»

«Святый Боже, Святый крепкий,

Святый бессмертный, помилуй нас» 

Непосредственно перед гробом несут венки и цветы. За гробом идут близкие родственники, а далее присутствующие. Обязательным действом является «разбрасыванье» сосновых веток по дороге к кладбищу, ибо устелить путь усопшему по дороге в мир иной, хотя эта традиция не столь давняя и появилась в 50 - 60х годах ХХ в.

Прощание происходит так же по правилам данной местности. Сначала подходят близкие родственники, крестятся и целуют венчик. Голошение по усопшему в настоящее время уже не часто. Это бывает, если есть кто-то из родственников более старшего возраста и кто не забыл еще традиционного причитания. Причитали, как обычно без слёз, наговаривая все, что вспоминалось о покойнике, да и своей жизни. 

После прощания покойнику развязывают руки и ноги, из гроба вынимают цветы. В левую руку вкладывают иконку, а в правую «Рукописание», она же «Разрешительная молитва». 

«Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо (имя) от всех, елика яко человек согреши Богу словом, или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася; но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь».

Лицо умершего покрывают покровом в означение того, что он, как христианин, и в загробной жизни находится под осенением ангелов и покровом Христовым. За тем крестообразно тело посыпают землей, при этом певчие поют «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». «Этим действием мы предаем себя и почившего брата нашего в руки промысла Божия, изрекшего окончательный приговор согрешившему праотцу всего человечества Адаму: земля еси и в землю отъидеши» (Быт. 3, 19). Гроб накрывают крышкой и заколачивают гвоздями. При опускании гроба в могилу «паюца» «Святы Боже». После чего, как принято и во многих регионах, в могилу необходимо бросить три пригоршни земли со словами «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа». Гроб с телом захоранивают лицом на Восток, «что ба пакойник мох малица» или как говориться в одном из духовных произведений ХIV века, что «Всякий должен быть погребен так, чтобы голова его была обращена к Западу, а ноги направлены к Востоку. Он при этом как бы самим своим положением молится и выражает, что он готов спешить от Запада к Востоку, от заката к восходу, от мира в вечность».

После закапывания в ноги «ставица» крест, а к его основанию кладут камень. Памятник устанавливают только после сорокового дня. Венки на саму могилу не кладут, якобы усопшему «будить не чим дышать и они будуть давить ны няво». Они распределяются по периметру ограды или ставятся рядом.

Поминки. «Абет». После возвращения с кладбища омывают руки и вытирают полотенцем. Поминки, если много народу и помещение не может вместить всех присутствующих, проходит в несколько этапов («разов»). За первый стол сажают певчих, как самых почетных. За тем мужчин, женщин и последними детей. Если последние по мере стеснения за стол не садились, то им раздавались гостинцы. Когда всех покормят, то только тогда садятся близкие родственники и помогающие на похоронах.

Перед обедом поминающие стоя поют «Отче наше».

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго».

Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки. Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх. По правилам на столе уже стоят традиционные блюда, необходимые для поминания. Это кутья, блины и мед. Так же на стол разкладывается хлеб. Его традиционно режут только ломтями. Кутья готовиться из отваренного риса и изюма. Её необходимо откушать перед всем угощением. За тем блины. Их «макають» или «кунають» в мед, который разводят кипятком до жидкого состояния. Необходимо заметить, что все блюда подаются в общих тарелках, а не порционно. Первым подающимся блюдом является квас. Его, как правило в деревнях уваривают в домашних условиях. «Мыгазинишным» пользуются достаточно редко, только за неимением закваски или за неумением его изготовления. Закваску берут на хлебозаводе в райцентре или у кого из соседей. В квас кладут те же продукты, что и в современную окрошку. Далее подаются щи, обязательно с мясом. По правилам отведать необходимо каждому каждое последующее блюдо. Затем подается лапша. Она обязательно должна быть «малошной». Подача блюд к столу, это одна из трудных работ выполняющаяся помошниками. На эту работу просят встать шустрых и быстрых женщин, которые должны успеть подать новое блюдо и убрать на обратном пути уже использованную посуду и при этом подбадривать обедующих, что бы больше ели. По местному обычаю все должны есть много, за помин души усопшего, что бы ему лучше жилось на том свете. По этому случаю даже бытует шуточная поговорка не имеющая отношения к данной трапезе: «Наелся, как дурак на поминах», использующаяся при выходе из стола после какого-либо обеда сильно наевшись. Если кто уже отведал поставленное блюдо, то до следующего дожидается, когда поедят остальные. После лапши обязательной является каша. Кашу варят из пшеничной или гречневой крупы на молоке или на воде, но затем добавляют молоко. Компот по традиции приготовленный из сухофруктов, разливают по бокалам и разносят поминающим. К нему подаются многочисленные сладости как: конфеты, печенье, вафли (по местному поверью, что бы усопшему слаще жилось на том свете). Заключительным блюдом в обряде поминок является кисель. Он варится густым и подаётся в глубоких тарелках разрезанным на кусочки. Еще одним из правил, в случае Поста, при приготовлении поминального обеда является постная пища. Это касается всех блюд подаваемых в обязательном порядке. В этом случае все продукты готовятся на растительном «посном» масле. Щи варятся с грибами. В описываемое время глубоко вошло в традицию на обеде поминать водкой или другими спиртными напитками. В 50 - 60 годы это еще не являлось обязательным, но далее без этого становилось уже не приличным. Наливают, «подносят» от одного до трех стаканчиков, в зависимости от благосостояния семьи. Сейчас уже наливают, кто сколько выпьет. Поминание спиртным со стороны церкви и жителей более старшего возраста не приветствуется, так как водка, это горечь и она не должна сопровождать покойного по его пути. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать. 

После завершения поминального обеда все встают из-за стола, поют «Благодарственную молитву»

«Благодарим Тя, Христе Боже наш,
яко насытил еси нас земных Твоих благ;
не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия,
но яко посреде учеников Твоих пришел еси,
Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас»
.

и попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Благодарить за угощение не принято…


Сергей Глебушкин
член Союза художников России и Международной федерации художников,
член международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков

Материал составлен из собственных наблюдений и предоставленных записей сотрудников Желанновского краеведческого музея.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ Алтуховой Татьяны Геннадьевны «Нити моей души» (декоративно-прикладное искусство) в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», которая является семнадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины».

Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ фотохудожника из г.Спас-Клепики Шевчука Дениса Васильевича «Мир глазами фотохудожника» (художественная фотография), которая является восемнадцатым выставочным  мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло более 80 работ, созданных автором в разные годы.

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области