Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Пасхальные обряды Шацкого района.

Пасхальные обряды Шацкого района.

 

Пасха наиболее значимый православный праздник, занимала центральное место в народном календаре и играла важную роль в традиционном мировоззрении.

В течение предпасхальной (страстно́й или «страшно́й») недели налагались запреты на какие бы то ни было увеселения. Соблюдался также строгий пост.

Подготовка к  празднику включала в себя обязательное мытье дома, проводившееся в Великий четверг, и его украшение. Праздничный вид интерьеру придавали изготовленные из соломинок и разноцветных бумажек, скрученных в трубочку или подвешенных к соломинкам, «паук» и «люстры» или «фонарики» («Давно ще делыли: и "пауком" называли, и "люстры"»[1]). В с. Казачья Слобода соломенную «люстру» называли «кади́лом»[2]. «"Паук" эта, я нибальшая была, вешала, я сама йих делыла из саломы. Саломы нарежу, вот такии вот саломинки делають [=10 см], и на нитки я вязала йих вот. Вот так вот на ету, на иголку я эту, такую вот саломку. Патом вот такую квадратнинькую ету, красивую там бумажку эту. Всякии бумажки красивыи: и жолтыии, и красныя – тада красили йих. И вот резали, так вот делыли. Тут саломка, а тут разнацветны бумажки маниньки [=примерно по 2 см] вот так вот надявала. И вот я йих вешала многя ниткавф – йих многа, парядяшна йих, ну, там штук было́ деситт, наверна, – и привешивала вот туды к этаму, к пыталку». Концентрически расположенные соломинки привешивали к потолку с интервалом примерно 10 см, а концы ниток обматывали за вбитые в потолок гвоздики, чтобы их концы не свисали вниз. «А йих вить скока нада вить, штобы ани были ни так, што ета вот адин, эта вот два там, три. А йих вот вот так вот – чяста, канешна. Йих [=соломинки] пряма там завязывають на нитычку, так заматываишь, штоб ни висели ани. И вот йих ва все стораны эти вот нитычки. Ани, вирёвычки, вот таки долгии [=1 м] были-та. Да. Вот сабираишь тут вот в адну кучку, йих всех сабирёшь в адну, вот там пиривяжышь, а эти все вот. И тада в ету вот кучку в сиридини так забьёшь гваздок, а ет кругом вот так вот йих вешаишь – к паталку, к паталку йих развешываютъ все. И круго́м, кругом, штоб он был ва весь вот этыт паталок. А патом "фанарик" делають, "фанарик" делають апять из саломы. Есть бальшой "фанарь" [=примерно 20 см]. Да. А патом вот тут адин манинькый, суда адин маинький, вот суды – читыри, пятый пасире́дь. И в сирёдки. Вот всё привешываишь туда, и в этыт, в "фанарики" в эти кладёшь вот такии яйцы. Да. Вот йих там пять "фанарикывф" манинькых, и в кажный ету вот – вот так прадувайишь йих, вот прадуишь, штоб скарлупу тока адну, там пакрасишь йих – и вот вешаишь в эти "фанарики". Эт как "паук". Вроди как паук вот. Ды энт паук-та – ент савсем другой. А ет проста называл ся он "паук" он. Сделаишь яво ва все эти сюраны, а ета сделаишь такой "фанарик". Эт для красаты. Эт к Паски»[3].

«Пауки» изготавливали также на Рождество, Крещение и на другие большие праздники, а в некоторых случаях и для повседневного украшения интерьера. Отличие состояло только в том, что на Пасху внутрь «фонариков» или «люстр» (биконических пирамидок) клали пустые окрашенные яйца. «''Люстры" из саломы тожы делали. Сделаишь тожы тах-та [как ''паука''] и павесишь вот так на нитычке, ани висять. А тут ищ паложышь, вазьмёшь на Пасхи йицо паложышь туда, в ''люстри"-т эт йицо»[4]. «У нас – ды эт ни толька Кришшэния! – у нас так делають, ни на праздник, а так привесють и делають "паука́"-т тада. Тада не́ была этих люстарёв-та. Саломинкм та́ма, махры и бумажкый разный или эта, и этим – как кувшыньчикам, а тут ищё малинькии вот такии вот саломинки наделають. Такии круглыи найдуть, а туды ищё малинькии какии сделають саломинки. А тут или бумажку разную навесють – красива штобы был... [На Пасху] туда яички парожнии паложуть...»[5].

Божницу и окна украшали бумагой с вырезанными узорами. «Эт к Паски. У нас были вот так вот иконы, была полка, и там была полычка и вот вырязали выризки. Да. На окна – вот эта шторкавф не́ была у нас тада, и всё из бумаги сделаю – выризку выризала. Ножницами. Вот так вот складываишь [бумагу] и ножницами йих вот вырязаишь, штоб были цвяты такии красивыя… Ни стёкла [закрывали], а проста вот так вот – вот тах-та [=указывает на шторы]. Ве́шыли, как вот тах-т завесычки были. И вот на этих [=полках] вот всё делыли такии жы, и выризкыми. Да. Щяс вот йих, полкыа-та нету... Да, тада, было́ вот так вот в угалке такии палычки были, и вот над такими полычкыми делали выризки. Эт щяс шторы визде ды и всё. А там-т щ тада не́ была ничяво. Эт вот вырязали эт всё к Паски... Да. И эт [стены] тут аклеивыли етый газеткыми. Чем придёцца. У каво чёо есть. Вот эт всё в старину всё тах-т делыли...»[6].

Не меньшее значение придавали подготовке праздничного угощения. Пасхальный стол повсеместно состоял из крашенных яиц, пасхи и кулича.

Пасхальные яйца готовили заранее. «Раньшы в Читьверьгх красили, да. Лукавыми перьями. Краски-т и знать ни знали. Лукавыми перьями. Да туда в марищи́лъницу (?) паложуть, ани выдуть пёстринькии, нарядныи. Да...»[7]. При этом применялись естественные красители, хотя нами отмечены и иные предпочтения: «В Виликый Читверг и красють. Хто чем, хто красычкый, хто вон лукым – ат лука перьи. Ну, энт, гаварять, грех – ат лука-та. Всё гаварять, нужна краскай...»[8]. Иногда яйца не варили, а запекали в печи. «В читвергх яйцы пякуть и красють. Эт абязатильна яйцы пякуть. Печь истопють и прям на под [клали]. А красили-т – эта либа в чюгуне краску»[9]. На скорлупе обычно ничего не рисовали.

Название «кулич» известно не везде, хотя и широко распространено. Иногда кулич называли просто «пирогом» В этом случае его выпекали не в форме, а на сковороде. Кулич пекли из сдобного теста, наверху выкладывали из жгутиков теста крест. «Паска – эт в формычкых пикли. Хто как называл: хто "паска", хто "кулич". Тут адна ана была́. Хто скажэт: "Паску спикли сегодня", – а хто от: "Я кулич спякла". Иё снабжали харашо: и изюм клали, и так снабжали – чёо там хто можыть, пясочик сыпали, эта, маслица. Сдобныя вроде ана, атличялась ат пирагов-та ат сваих. Какая взайдёгь у као, хто как сумеить. Эт толька вить крестики так навиртя́ть, и вот в двух мястах па канцам паски такия-тя крясточки делали»[10].

Встречается и наименование кулича «паской». Но обычно «паска» – это блюдо из творога, в который добавляли «маслица, и яичка, и сливычкых. И апять в марлю, и пад камушык иё... Ну, вот иё в чяшку в ету вот. Вот ана в марле, ана делаиццы как вот формычкый. Свитили тада и тваро́г, и пичёньш, и яички. Вот ныбяруть иё и свити́ть»[11]. В пригородных слободах и крупных селах были распространены пасочницы («па́стницы») – деревянные формы, в которые закладывалась масса из творога, яиц, масла, сахара для дозревания. Обычно их делали в виде усеченной пирамиды, на каждой грани и верху которой были вырезаны кресты. В с. Борки на гранях формы-пасочницы были изображены петух, лестница, крест и буквы «X» и «В»[12].

Кульминацией праздника была пасхальная всенощная, которая являлась важным событием в духовной жизни крестьянина. В южной части района (в основном в прицнинских селах) существовал обычай разжигания костров во время всенощной или после ее окончания. В с. Парсаты «эт, гыварили, тагγда, кагγда на Паску. Да. Прамежду абедни, на перьвый день службы Христовый. "Эт уш жгли, – гыварить, – Христу ноги грели"... Ну, еты на дарогых. Да. Проста из саломы…»[13]. В с. Борки около церкви ставили большой дубовый крест и поджигали его. Он горел, пока шла заутреня, потом его тушили[14]. В с. Кермись «эт "провыды" на Паску. Крест саломай весь абвивають, а патом зажыгγають яво, и он сгγараить. Эт на Паску такой абычий был: между заутриний и абедний зажыгγали крест. А щяс-та и ни становють, щяс вон балоны жгγуть... Ну, раньшы у нас на кладбищи-та тоже зажыгγали. Крест-т вон чем-нибудь абальють и зажыгγали яво пад Пасху. Абычий такой был: как "Христос Васкрес" запають, и зыжыгγають яво...»[15].

Обычай был известен и в приграничном с. Алгасаво Маршанского района Тамбовской обл. «У нас жгуть. Да. Вот мы рибитишкыми были, балонав[16] пять-шэсть туда с вечиря, вобщим, натаскаим, а как двянаццышь чясов – ужэ начинають абедня, вобшэм, да: "Христос, – там, – васкрес!" – и мы зажыгγаим. И в цэркави ужэ услышым: там из пушкав там стрильба и там возли цэркыви начинають – и мы ужэ начинаим кастёр за-жыгγать...»[17].

Как и со многими другими значимыми календар­ными датами со всенощной связывались различные по­верья и приметы, исполнение некоторых магических действий. Так, С.М. Пономарев приводит пересказ легенды о том, что во время пасхальной всенощной Сатана заковывается в цепи. «Сатана прикован на цепи; ее грызет целый год он и догрызает до ниточки. Последнюю неделю Великого поста сам Христос стоит посреди церкви, молится святым на Пасху. Как "Христос воскресе" запоют, цепь снова накидывается на него, сатану»[18]. Считалось, что во время пасхальной и троицкой службы в церкви надо было произнести определенные слова, чтобы потом целый год выигрывать в карты[19].

Утром после службы смотрели, как «играет» солн­це. «Я вышла, и тут ищё народ был, ана [=солнце] встаёть ить атте́ль, ана очинь прям какая-т вся уш дюжы харо́ша-та. Вот мне и сказывають: "Эт солнушка играить", – вить на Паску. А эт я тока адин раз вот видала, боли я никада»[20]. В д. Цветки и с. Польное Ялтуново также выходили смотреть ко двору, как играет солнце: в хорошую по­году оно переливается. «Солнышко играет – сига́еть, как под гармонь пляшэть: вверх-вниз, переливается разными полосами»[21]. «Как вспыхиваить. Эта ана ни всягда, как харошый день – и яво видать. На́валачь – яво ни видать»[22]. «На Паску солнце играет: то синий, то красный – шарами, шарами, шарами»[23]. «Как уш ана играить-та, о-ой! Прям-от шары аттэль, аттэль, аттэль:  и чёрный, и сиренивыи – рассыпюцца па всёй этый! А солнушка-та! О-ой! Мигаить, мигаить, разными этими лучями! Долга глижу, када вёдра. Вот так выдишь и глядишь, ана всходить. Глидела, уш скока раз видала»[24].

Важное место в пасхальной обрядности занимало посещение кладбища и поздравление с праздником усопших, «христосование» с ними. «Эт хадили "христо́сывались". Да. И щяс всё христосваюцца ходють, хто верующий... Ну, вот на первый день Паски – абедня атайдёть, ат абедни приходють, не разгавляюцца, а пряма идуть на кладбищю, пахристосываюцца с радитильми. Да, вот ее́чкыма»[25]. «На магилки-т на Паску хадили "христосывацца" с упакойникими. Падайдуть к магили, памолюцца, ии́чка пакрошуть, и хто бирёть зёрнушка ищё, рис. [Яичко] пакрошуть, а то циликом паложуть»[26]. «И старый, и малый, все на паго́сти… Хто по́сли абеда идёть, а хто и да абеда, паложына-та да абеда…»[27]. «На Паску вот идёшь – яйцы крашэны несёшь, там и раздаёшь. И на магилку тожа какую раскрошышь, какую так паложышь, рибитишкивазьмуть. "У, – скажуть, – эти вот рибитишки йии́чки сыбирають. Какии, – гаварить, – пло́хинькии, плоха жывуть, сыбирають рибитишки ходють"...»[28]. Обычай идти на кладбище утром нередко специально обосновывался в народных устных рассказах. «На Паску на первый день все на пагость идуть, все мы са сваими радными. Нясуть ии́чка там разговецца, сырку там, тваражку там, мясца – ну, все, у каво чево есть. На Паску эт все идуть на пагост, посли абедни. А хто и да абеда сходить. Вот у нас адна жэнщина, ана хадила, у ней рибятишки умирали, ана хадила, паабедаеть и идёть. Ей приснилысь, гаварить: "Мать, ты кали́ сама нажоёшьси, тады к нам идёшь". Ана стала раньшы хадить. Вот…»[29].

 


[1] БЕН, д. Успеновка, СИС 29:Ф1997-28Ряз, № 22

[2] БАГ, с. Казачья Слобода;  СИС 14:3

[3] ВФМ, с. Шевырляй; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 8-9

[4] ГЕТ, с. Авдотьино; СИС 29:Ф1997-20Ряз., № 2

[5] КМГ, САМ, д. Успеновка; МИА 45оп:Ф1997-27Ряз.,№ 101

[6] ВФМ, с. Шевырляй; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 8-9

[7] ЕМС, с. Парсаты; МИА 45оп:Ф1997-27Ряз , № 106

[8] САМ, д. Успеновка; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 46

[9] КМД, с. Эммануиловка; СИС 28:Ф1997-8Ряз., № 100

[10] САЯ, с. Высокое; МИА 39:70

[11] ДАФ, с. Федосово; МИА 41:64

[12] ППЯ, с. Борки; СИС 13:18

[13] ЕМС, с. Парсаты; МИА 46оп:Ф1998-ЗОРяз., № 17

[14] ГПГ, с. Борки; СИС 13:15

[15] НАС, ЧЛС, с. Кермись; МИА 46оп:Ф1997-ЗРяз., № 75

[16] Старых автомобильных покрышек

[17] муж БЕД, с. Парсаты; МИА 46оп:Ф1998-ЗОРяз,№74

[18] д. Мишутино; Пономарев, 1880:126

[19] РАА, с. Черная Слобода; СИС 13:39об

[20] ЯТА, д. Троицкое; СИС 16-37

[21] БММ, с. Польное Ялтуново; СИС 19:22

[22] МАТ, с. Лесное Ялтуново; СИС 20:32

[23] ДЕГ, с. Борки; МИА 39:11

[24] КВГ, с. Старочернеево; СИС 29:Ф 1997-32Ряз., № 132

[25] ХПА, с. Казачья Слобода; МИА 40:16

[26] ЖАМ, с. Тарадеи; МИА, 46оп:Ф1997-23Ряз., № 2; КМД, с. Эммануиловка; СИС 29:Ф1997-8Ряз., № 115; ЯАВ, с. Польное Конобеево; СИС 29:Ф1997-10Ряз., № 173; АЕМ, с. Кулики; СИС 29:Ф1997-18Ряз., № 107; ГЕТ, с. Авдотьино; СИС 29:Ф1997-20Ряз, № 37; ХТЯ, с. Парсаты; СИС 29:Ф1997-32Ряз, № 55

[27] МАТ, с. Лесное Ялтуново; СИС 20:31 об.

[28] СМИ, с. Купля; МИА 45оп.Ф1997-5Ряз, № 50

[29] КАМ, с. Высокое; СИС 13:58об.

Пасхальные обряды Шацкого района.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль рязанского костюма «Рязанскую поневу за кремлем видно». Основа фестиваля – конкурс лучших коллекций костюмов, аксессуаров, украшений и кукол, созданных современными модельерами и мастерами Рязанской области. 

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ СМОТРА: Министерство культуры и туризма Рязанской области, ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества».

СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА: 17 августа 2019 года, Рязанская область, г. Рязань, ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области