Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Весенние заклички Шацкого района Рязанской области

Весенний обычай закликания птиц известен во всей Центральной и Южной России. Он основан на представлениях о птицах как обитателях «иного» мира, способных влиять на смену календарных периодов. Подобные воззрения проявля­ются, например, в южнорусских поверьях о кукушке, которая носит ключи от рая («вырия») и весной отпирает его врата, выпуская на свободу души умерших. Одним из символических воплощений души являются птицы, откуда пословица: «Божья птичка ни па́шыть, ни жнёть, а святым духом кормицца» [1].

Эти верования нашли отражение в магических действиях, совершаемых при виде первых птиц (журавлей, уток или гусей, кукушки и т. д.) и призванных оказать воздействие на то, что будет происходить в предстоящем году, а также в гаданиях и предвещениях. Напри­мер, если весной «встанишь и ни паемшы услышышь [первый раз в году] кукушку: "Эт, – гаварить, – плоха, галодный год будить!"»[2].. Или «гаварить: "Кукушка прилитела, на голый лес кукукыить – эт плоха!"»[3].

В Шацком районе распространено поверье, соглас­но которому первые птицы влияют на плодовитость домашней живности, прежде всего кур. «Вот ты, например, увидела – журавли литять. Вот ты стаишь: абири эт вот тах-т кругом всё [=мусор вокруг ног]. Вот ты абираишь вот так вот, абираишь – и всё в падол. И тады па гнёздам эту саломку, штоб – ани ж тучями литять! – штоб многа была, штобы вадилысь стада вот»[4].. «Вот, например, литять гуси, первый раз услыхал: "Госпади благуаслави!" – первый раз гага́чють. Скарей вниз глиди – хоть какую саломинку схвати и ниси пад нашэ́сти, штоб куры вадилися»[5].. «Гусей диких если увидишь первый раз, то скарей саломинку хватаишь и сваим гуся́м кладёшь. Вроди литить стая балыиая, и штоб сваи столька вывелись, штоб пустых йииц ни было́»[6]..

Эти действия часто сопровождались приговорами. В д. Богослов, увидев летящих гусей или журавлей, подхватывали с земли горсть («ки́пку») соломы и трижды махали ею над головой, говоря: «Сколька гусинят, столька мне курушка вывидить цыплят!» Этот пучок соломы впоследствии клали под наседку [7]. В с. Казачья Слобода, услыхав, как «кага́чють» дикие гуси или утки, приговаривали: «Ой, скольки гусёнычкавф (или утёнычкавф), шоб толь-ки было и цыплёнычкавф»[8].

Такого рода магия могла быть и календарно приуроченной (поверье: «На сорак святых сорак птичек прилитять»[9].), причем в качестве ритуального эквивалента описанных выше магических действий часто выступает обрядовое печенье («ку́рушки», «соченки», «галубчики», «хресцы»), которое в Шацком районе выпекалось в крещенский сочельник и на Сорок святых (22.03.), реже на Средокрестье.

Наиболее распространенным типом обрядового печенья в форме птиц, непосредственно связанным с ритуальными формами их закликания и встречи, в Шацком районе были «жаворонки». Этот тип печенья сохранялся вплоть до 1950-х годов и отличался разнообразием форм. Укажем на малую распространенность или отсутствие «жаворонков» в некоторых селениях, расположенных вдоль Цны и в Заречье (например, сс. Польное Ялтуново, Лесное Конобеево, Темешево Аксельмеево, Шаморга, Купля, Завидное, Желанное, Кермись, Парсаты, Борки, д. Токарево).

Рисунок «Жаворонок», с. Казачья Слобода. Рис. С.А. Иниковой.

Широко были распространены жаворонки с двумя, – пятью «птенчиками» или «детками», сидящими на крыльях «матери» (сс. Черная и Казачья Слобода, Райполье, Шевырляй, Ольхи, Кулики, Парсаты, Тарадеи, Старочернеево, Губоколь, дд. Авдотьино, Успеновка, Цветки, Троицкое). Эта разновидность очень близка по форме к крещенским «ку́рушкам». Смешение крещенских и средопостных форм обрядового печенья проявляется и в обычае выпекать «жаворонков» на Крещение [10], что можно, видимо, объяснить смещением причины и следствия: первые птицы в народном сознании устойчиво ассоциировались с домашней живностью, на которую они должны были оказывать благотворное воздействие. Эта взаимосвязь отразилась, например, в следующем свидетельстве: «На Сорак святых делали жаваранкых: напикёть многа – каму пятушка́, каму ку́рачик»[11].

Иногда количество «птенчиков» мотивировалось символикой праздника, к которому было приурочено выпекание «жаворонков». «Жаварынкыв сделаишь, да на ней сорык штук пасодишь ди́тяткыв – сорык святых. Вот таких маниньких – иё бальшую сделаишь! Тут рядок насадишь, и тут рядок, и манинькых насажаишь, штобы сорык штук было́. А как? На этыт день – Сорык святых. Можыть и ни па сорык на кажный-та, а всё равно сажали. Рибятишкыв многа, пикёшь цэлую вон эту, ришато...»[12].. Встречаются свидетельства, что «жаворонки» с «птенчиками» выпекали только для исполнения обряда «закликания» – в количестве, равном числу закликальщиков. «Сажають такую вот ма́нинькаю. Ну, ни на всех. Ну там на адну, две – эта вот вроди пайдёть там кликать. Такую вот ма́ниничкаю вот сделаешь, с крылышками, штобы вот так вот прижа́тые. Адин-два та́ма. Скока рибитишкывф. Если рибитишки вот выходють, ани и… А эти так проста [=без "птенчиков"] йих пикли и ели…»[13].. 

 

[1]. ДЕИ, д Токарево; МИА 44:Ф1995-9Ряз., № 55

[2]. ХЕП, д. Никита-Поляна; МИА 41:37

[3]. САМ, д. Успеновка; МИА 45оп:Ф1997-27Ряз., № 48

[4]. ШАС, д. Богослов; СИС 17:10об.

[5]. ПМА, с. Желанное; СИС 28:15

[6]. КАМ, с. Высокое; СИС 13:60

[7]. КСТ, д. Богослов; СИС 14:85об.

[8]. БЕС, с. Казачья Слобода; МИА 40:34

[9]. РЕИ, с. Шаморга; МИА 45оп:Ф-1997-11Ряз, № 93

[10]. ЗНИ, с. Борки; МИА 39:17

[11]. ШММ, с. Черная Слобода; МИА 39:106

[12]. ИЕА, ЖАЕ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-23Ряз., № 35, 36

[13]. ВФМ, с. Шевырляй; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 3

 

[14] .ИЕА, ЖАЕ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-23Ряз., № 36; ХАМ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-21Ряз., № 49, КМГ, д. Успеновка. МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 79; ГАИ, с. Старочернеево; МИА 46оп:Ф1997-29Ряз., № 37, ГЕТ, д Авдотьино; СИС 29:Ф1997-20Ряз.,№7

_________________________________________________________________________________________

Скачать полностью в текстовом виде

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества приглашает к участию в III Областной смотр-конкурс деятельности базовых сельских культурно-досуговых учреждений Рязанской области «Истоки культуры», который пройдет с марта по декабрь 2019 года.

2 июня 2019 г. с. Ижеславль Михайловского муниципального района

2 июня 2019 г. с. Старочернеево Шацкого муниципального района

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

Областной фестиваль рязанского костюма «Рязанскую поневу за кремлем видно». Основа фестиваля – конкурс лучших коллекций костюмов, аксессуаров, украшений и кукол, созданных современными модельерами и мастерами Рязанской области. 

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области