Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Нематериальное культурное наследие Рязанского краяВесенние заклички Шацкого района Рязанской областиВесенний обычай закликания птиц известен во всей Центральной и Южной России. Он основан на представлениях о птицах как обитателях «иного» мира, способных влиять на смену календарных периодов. Подобные воззрения проявляются, например, в южнорусских поверьях о кукушке, которая носит ключи от рая («вырия») и весной отпирает его врата, выпуская на свободу души умерших. Одним из символических воплощений души являются птицы, откуда пословица: «Божья птичка ни па́шыть, ни жнёть, а святым духом кормицца» [1]. Эти верования нашли отражение в магических действиях, совершаемых при виде первых птиц (журавлей, уток или гусей, кукушки и т. д.) и призванных оказать воздействие на то, что будет происходить в предстоящем году, а также в гаданиях и предвещениях. Например, если весной «встанишь и ни паемшы услышышь [первый раз в году] кукушку: "Эт, – гаварить, – плоха, галодный год будить!"»[2].. Или «гаварить: "Кукушка прилитела, на голый лес кукукыить – эт плоха!"»[3]. В Шацком районе распространено поверье, согласно которому первые птицы влияют на плодовитость домашней живности, прежде всего кур. «Вот ты, например, увидела – журавли литять. Вот ты стаишь: абири эт вот тах-т кругом всё [=мусор вокруг ног]. Вот ты абираишь вот так вот, абираишь – и всё в падол. И тады па гнёздам эту саломку, штоб – ани ж тучями литять! – штоб многа была, штобы вадилысь стада вот»[4].. «Вот, например, литять гуси, первый раз услыхал: "Госпади благуаслави!" – первый раз гага́чють. Скарей вниз глиди – хоть какую саломинку схвати и ниси пад нашэ́сти, штоб куры вадилися»[5].. «Гусей диких если увидишь первый раз, то скарей саломинку хватаишь и сваим гуся́м кладёшь. Вроди литить стая балыиая, и штоб сваи столька вывелись, штоб пустых йииц ни было́»[6].. Эти действия часто сопровождались приговорами. В д. Богослов, увидев летящих гусей или журавлей, подхватывали с земли горсть («ки́пку») соломы и трижды махали ею над головой, говоря: «Сколька гусинят, столька мне курушка вывидить цыплят!» Этот пучок соломы впоследствии клали под наседку [7]. В с. Казачья Слобода, услыхав, как «кага́чють» дикие гуси или утки, приговаривали: «Ой, скольки гусёнычкавф (или утёнычкавф), шоб толь-ки было и цыплёнычкавф»[8]. Такого рода магия могла быть и календарно приуроченной (поверье: «На сорак святых сорак птичек прилитять»[9].), причем в качестве ритуального эквивалента описанных выше магических действий часто выступает обрядовое печенье («ку́рушки», «соченки», «галубчики», «хресцы»), которое в Шацком районе выпекалось в крещенский сочельник и на Сорок святых (22.03.), реже на Средокрестье. Наиболее распространенным типом обрядового печенья в форме птиц, непосредственно связанным с ритуальными формами их закликания и встречи, в Шацком районе были «жаворонки». Этот тип печенья сохранялся вплоть до 1950-х годов и отличался разнообразием форм. Укажем на малую распространенность или отсутствие «жаворонков» в некоторых селениях, расположенных вдоль Цны и в Заречье (например, сс. Польное Ялтуново, Лесное Конобеево, Темешево Аксельмеево, Шаморга, Купля, Завидное, Желанное, Кермись, Парсаты, Борки, д. Токарево).
Рисунок «Жаворонок», с. Казачья Слобода. Рис. С.А. Иниковой. Широко были распространены жаворонки с двумя, – пятью «птенчиками» или «детками», сидящими на крыльях «матери» (сс. Черная и Казачья Слобода, Райполье, Шевырляй, Ольхи, Кулики, Парсаты, Тарадеи, Старочернеево, Губоколь, дд. Авдотьино, Успеновка, Цветки, Троицкое). Эта разновидность очень близка по форме к крещенским «ку́рушкам». Смешение крещенских и средопостных форм обрядового печенья проявляется и в обычае выпекать «жаворонков» на Крещение [10], что можно, видимо, объяснить смещением причины и следствия: первые птицы в народном сознании устойчиво ассоциировались с домашней живностью, на которую они должны были оказывать благотворное воздействие. Эта взаимосвязь отразилась, например, в следующем свидетельстве: «На Сорак святых делали жаваранкых: напикёть многа – каму пятушка́, каму ку́рачик»[11]. Иногда количество «птенчиков» мотивировалось символикой праздника, к которому было приурочено выпекание «жаворонков». «Жаварынкыв сделаишь, да на ней сорык штук пасодишь ди́тяткыв – сорык святых. Вот таких маниньких – иё бальшую сделаишь! Тут рядок насадишь, и тут рядок, и манинькых насажаишь, штобы сорык штук было́. А как? На этыт день – Сорык святых. Можыть и ни па сорык на кажный-та, а всё равно сажали. Рибятишкыв многа, пикёшь цэлую вон эту, ришато...»[12].. Встречаются свидетельства, что «жаворонки» с «птенчиками» выпекали только для исполнения обряда «закликания» – в количестве, равном числу закликальщиков. «Сажають такую вот ма́нинькаю. Ну, ни на всех. Ну там на адну, две – эта вот вроди пайдёть там кликать. Такую вот ма́ниничкаю вот сделаешь, с крылышками, штобы вот так вот прижа́тые. Адин-два та́ма. Скока рибитишкывф. Если рибитишки вот выходють, ани и… А эти так проста [=без "птенчиков"] йих пикли и ели…»[13]..
[1]. ДЕИ, д Токарево; МИА 44:Ф1995-9Ряз., № 55 [2]. ХЕП, д. Никита-Поляна; МИА 41:37 [3]. САМ, д. Успеновка; МИА 45оп:Ф1997-27Ряз., № 48 [4]. ШАС, д. Богослов; СИС 17:10об. [5]. ПМА, с. Желанное; СИС 28:15 [6]. КАМ, с. Высокое; СИС 13:60 [7]. КСТ, д. Богослов; СИС 14:85об. [8]. БЕС, с. Казачья Слобода; МИА 40:34 [9]. РЕИ, с. Шаморга; МИА 45оп:Ф-1997-11Ряз, № 93 [10]. ЗНИ, с. Борки; МИА 39:17 [11]. ШММ, с. Черная Слобода; МИА 39:106 [12]. ИЕА, ЖАЕ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-23Ряз., № 35, 36 [13]. ВФМ, с. Шевырляй; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 3
[14] .ИЕА, ЖАЕ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-23Ряз., № 36; ХАМ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-21Ряз., № 49, КМГ, д. Успеновка. МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 79; ГАИ, с. Старочернеево; МИА 46оп:Ф1997-29Ряз., № 37, ГЕТ, д Авдотьино; СИС 29:Ф1997-20Ряз.,№7 _________________________________________________________________________________________ |
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятия
Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72). Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |