Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Прибаутки и сказочки Шацкого района Рязанской области. Часть 1

Прибаутки – один из жанров детского фольклора [Образцы борковских припевов  см. диск «У нас горенка (8ТЕКЕОК2001169)], обычно это небольшие стихотворные произведения, нередко рифмованные, которыми занимали ребенка на досуге. Они были рассчитаны на детей от полутора-двух лет и старше, активно осваивавших язык взрослых. Иногда «прибаутками» могли называть любые шутливые, озорные приговоры. «Прибаутки были. Прйдуть, например, маладыи спять, а там приходють и гыварять: "Чёо ш вы спите? У вас тялок замёрз?"...» [ с. Агишево; МИА42:26об.].

Границы между всеми жанрами детского фольклора весьма условны, одно и то же произведение могло слу­жить в зависимости от ситуации то колыбельной, то пестушкой или прибауткой. Это вполне понятно, если учесть, что в традиционном народном творчестве не существовало специальных «развлекательных» жанров. В любом фольклорном тексте потенциально заложены как развлекательная, так и дидактическая и обрядовая функции, которые в полной мере проявляются лишь в определенных ситуациях. Понятно, что хотя при обще­нии взрослых с детьми использовались и некоторые тексты, известные прежде всего по своим обрядовым употреблением (например, авсеньки или свадебные прибаски), в данном случае в них на первый план вы­ходит именно то, что способствует обучению и развле­чению. Основная отличительная черта прибауток – их оторванность от какого-либо действия. Более того, они сами являются активным словесным действием, на­правленным на то же, что и пестушки, характерной чертой которых является сочетание простых форм движения, выполняемых взрослым вместе с ребёнком либо самим ребёнком, и коротких рифмованных приговорок или песенок: позабавить, раз­влечь, повеселить ребенка, а заодно и присутствующих при этом взрослых. Не удивительно поэтому, что у многих прибауток отнюдь не детские сюжеты.

Чертой, присущей прибауткам, является контами­нация, сложение сюжетов, что хорошо осознается са­мими исполнителями и выразилось в постоянно повто­ряющихся словах: «Вот так вот всё им и собираешь». Вместе с тем, прибаутки – это прежде всего языковая, словесная игра. Отсюда невероятное обилие в них иг­ровых черт: неожиданные сочетания фрагментов не­родственных по происхождению текстов, употребле­ние «серьезных» текстов в шуточно-пародийном кон­тексте, сближающее прибаутки с небылицами и скоморошинами и т.п. Отсутствие внешнего действия пону­ждает исполнителя к более тщательной разработке сюжета. В этом отличие прибауток от близких по фор­ме текстов других жанров игрового фольклора.

Для формы очень многих прибауток характерно не­прерывное чередование причин и следствий, действий или явлений, вытекающих одно из другого, вопросов и ответов (например, «ворона на дубочек села» – «дуб обвалился» – «телок подавился» и т.д. или «мужик потерял дугу» – «искал ее и не нашел» – «заплакал, пошел» – «зашел к государыне» и т.д.). В этой форме прибаутки воплотилось стремление установить при­чинно-следственные связи между явлениями и дейст­виями людей, сделать это наглядно для ребенка и тем самым стимулировать и постоянно упражнять его спо­собность к логическому мышлению.

Ниже приводятся наиболее типичные для Шацкого района типы прибауток, бытовавшие еще в начале ве­ка, а во многих случаях бытующие и до сих пор. Обращает на себя внимание отсутствие в народных тек­стах, адресованных детям, специальной цензуры, смяг­чающей их до пасторали. В прибаутках встречаются и слова, которые можно было бы счесть неприличными, но это не делает их «непедагогичными» с точки зрения народной педагогики. В этом смысле «взрослая» жизнь в народной культуре не отгорожена от жизни «детской» непроницаемой стеной «норм приличия».

«Мама маим рибятам играла, а я сваим внучятам. Вот, играишь им:

Тпру́нди, тпрунди, балалайка,

Ермакова жэна Паранька

В трубу лазила,

Сиськи мазала,

Черны брови навалила,

С рибятами гаварила:

– Ах вы, стары старики,

Пожылые мужыки,

Чем вы бораду красили?

– Мы ни краскый, ни памазкый,

Мы на солнышки лижали,

Борыду кверху падиржали.

Сильный дождик памырасил,

Нам бародку пакраси́л [Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:1Зоб.].

 

Тпрунди, тпрунди, балалайка,

Ни жана твая Паранька,

Жана Катинька,

Талстапятинька,

В трубу лазила,

Сиськи мазала,

Чирнабровых навадила,

Старикам борыды краси́ла.

– Ох вы, стары старики,

У вас борыды вилики́.

Как у нашыва гаспадина

Разыгралася скатана:

Утки в дудки,

Ка́нки [=индюшки] в трастянки,

Тараканы в барабаны,

Каза в синим сарафани… [ Коростылёва Ольга Федоровна, 1918 г.р., с. Федяево; СИС 17:39, 53об.].

 Ай дуду, дуду, дуду,

Патирял мужык дугу,

Шарил, шарил, ни нашол,

Сам заплакал и пашол.

(вар. 1: Шарил, шарил, ни нашол,

Взял заплакал да пашол [с. Демидово].

вар.2: Шарил, шарил, ни нашол,

И в зеленый лес пошол [Климушкина Татьяна Петровна, 1915 г.р., д. Ветринка].

вар.З: Мужык бегаить, арёть,

Дугу ни найдёть [с. Демидово].

вар.4: А жына яво пришла

И дугу яму нашла [Калганова Матрёна Ивановна, 1914г.р., с. Черная Слобода]).

Шол, шол, шол, шол

Он и к барыни зашол.

Радила барыня сына

Палтара аршына,

(вар.: К гасударыни зашол.

Гасударьшя радйла

Сына Максима.

– Кума Степанида,

Сшэй палатенцу

Накрой маладенцу [Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово]).

Яво пирикристили,

В купель упустили [Сухорукова Татьяна Петровна, 1923 г.р., Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:13об.; с. Демидово; СИС 17:23об.; Климушкина Татьяна Петровна, 1915 г.р., д. Ветринка; СИС 14:40; Калганова Матрёна Ивановна, 1914 г.р., с. Черная Слобода; СИС 15:29; Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:36об.]

 – Чи́лик, чилик, варабе́й,

Ни бей нашых кынапей!

Я убью барана,

Пазаву Ивана.

Иван на пакоси,

На белам бирёзи

Граматку пишыть,

На диви́цу дышыть:

– Ди́вица, диви́ца,

Сыхади пы вадица.

Вада на работи,

Дрозди на балоти.

– Ой ты, са́вушка-сава́,

У те ни шыты рукава,

Кто те ножку праламил?

– Вон энт старый старичёк.

– Мыжычёк-кыжычёк,

Куды ты дявалси?

– В канапи зарылси.

Канапи-та затрищели,

Варабьи-та запищели.

Девки-татарки

Взели па палки,

Ане стукнули па даске,

Услыхали все в Маскве.

Мост абвалилси,

Царь пакатилси.

Как царёва жына

Радила сына

Царя Канстантина [Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:14].

– Чижык, чижык, варабей,
Ни бей нашых канапей!
Кынапи трищять,
Варабьи пищять.
Иван на пакоси
На белай бирёзи.
Он граматку пишыть,
На дивйцу дышыть:
– Ди́вица, диви́ца,
Пашла па вадица.
– А куда Иван скрылси?
– В канапи зарылси.
– Аи где канапи?
– Девки парвали.
– Аи где девки?
– В трасник ушли.
– Аи где трасник?
– Быки яво съели.
– Аи где быки?
– В стаду ушли.
– Аи где стада?
– Мужыки бросили.
– Аи где мужыки?
– На вайну ушли.
– Аи где вайна?
– Среди куч гавна!
[Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:14об.-15]

На паповым на таку́
Я гарошык малачю.
Ка мне куры бижать,
И вароны литять.
Я па курицы цапом,
Па варони тыпаром.
Как из курицы пяро
Палитела на сяло!..
[ Штокина Матрёна Михайловна, 1915 г.р., с. Черная Слобода; МИА 39:101об.].

На паповам на таку́
(вар.: На зилёнам на таку́[Трошина Мария Георгиевна (Егоровна), 1915 г.р., с. Агишево])
Я гарошык малачю.
Ка мне куры бижать,
И вароны литять.

(вар.: И вароны бижать.[ Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево])
Я па курицы цапом,
Па варони калдашом [«Калдаш» – рабочая часть цепа.].
(вар.: Па варони тапаром. [Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., Трошина Мария Георгиевна (Егоровна), 1915 г.р., с. Агишево])
Пакатилась галава
Да Иванава сяла.
(вар.: Атлитела пяро
На Иванава сяло.
[ Трошина Мария Георгиевна (Егоровна), 1915 г.р., с. Агишево])
– Чяво Иван делаить?
– На граматки пишыть,
На дивицы дышыть.
– Дивица, дивица,
Ступай за вадицый.
– Я валка́ баюся,
Мидвидя страшуся.
Волк на дароги,
Мидвидь на пароги.
Пашла мама за рыбаю,
Рыбы ни дабилась,
А сама ухадилась
[=утопилась] [Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:54; Трошина Мария Георгиевна (Егоровна), 1915 г.р., Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; МИА 42:60; СИС 20:74об.]. 

На паповам на таку
Я гарошык малачю.
Ка мне куры бижать,
И вароны литять.
Я па курицы цапом,
Па варонм кылдашо́м.
Атлитела пяро
На Иваныва сяло́.
– Иван дома или нет?
– Иван сидить, пишыть.
Иван сидить, пишыть,
Ны дивицу дышыть.
– Ты диви́ца, ты дивица,
Ты напой маво каня!
Ты на камушки пастой,
А каня маво́ напой.
Камушык абвалилси,
Конь мой утапилси...
[ Китушина Александра Никитишна, 1906 г.р., с. Федяево; МИА 42:81]

На паповым на таку́
Я гарох мылачю.
(вар.: На паповам на таку
Гарох малатили.
[Журавская Мария Михайловна, 1923 г.р., с. Агишево])
Ка мне курицы бижать,
И вароны литять.
Я па курицы цапо́м.
Па варони тыпаром.
Атлитела пяро
На Ива́наву сяло...
Поп пад стол,
Пападья пад стол,
(вар.: Поп рассердился,
Гарохам падавился.
[Журавская Мария Михайловна, 1923 г.р., с. Агишево])
Курица на улицу,
Пятух на акно [
Симанова Анна Михайловна, 1910 г.р., д. Успеновка; МИА 45оп: Ф1997-27Ряз., № 67; Журавская Мария Михайловна, 1923 г.р., с. Агишево; СИС 20:51].

Ой, стучю, стучю, стучю,
Я гарошык малачю
На чюжому тачку.
Ка мне курушки литять,
И варонушки бижать.
Я па курици цапом,
Па варони тапаром.
Барона слитела,
На дубочик села,
Дуб абвалилси,
Тялок падавилси,
Каровы рявнули,
Сабаки бряхнули,
Люди услыхали,
Папу даказали.
Поп с кравати
В синим халати,
Пападья с печи
Пирламала все плечи,
Баран из-пад печки
С бальшыми рагами,
С мягхкими пирагами
[Маликова Евдокия Ивановна, 1918 г.р., с. Польное Ялтуново; СИС 18:71].

Ой, чю-чю, чю-чю, чю-чю,
Я гарошык малачю
На чюжом тачке,
На примётачке.
Ка мне курушки литять,
И варонушки бижать,
Я па курушки цапом,
Па варонушки мятлом.
Вароны улители,
На дубочик сели,
Дубок абламилси,
Тилят задавилси.
Тилята рявнули,
Сабаки бряхнули,
Люди услыхали,
Хазяину сказали.
Хазяин с печи,
Абламал плечи.
Пападья из-пад печи
С крутыми рагами,
С лёгхкими пирагами.
Барона на пакоси,
На белай бирёзи,
Граматку пишыть,
На дивицу дышыть.
– Дивица, дивица,
Ступай за вадицый.
– Я волка баюсь.
– Волк на балоти
Масла калотить.
Мы яво убили...

Я чю-чю, чю-чю, чю-чю,
Я гарошык малачю
(вар.: Цыцу́-качю́,
Я гарошку мылачю.[
Соина Дарья Никаноровна, 1910 г.р., с. Агишево])
На чюжом тачке́,
Перехрёстачке.
Ка мне куры литять,
И вароны литять.
Я па курицы цапом,
На варонм тапаром,
(вар.: Ка мне курычки литять,
И варо́бышки литять.
Я па курачки цапо́м,
Па варо́бышку тапаро́м.
[Соина Дарья Никаноровна, 1910 г.р., с. Агишево])
Куры взлители,
На пенёчик сели
[Костина Раиса Дмитриевна, 1932 г.р., с. Польное Ялтуново; СИС 19:52об.; Соина Дарья Никаноровна, 1910 г.р., с. Агишево; МИА 42:53].

Я качю, качю, качю,
Я гарошык мылачю
На паповым на тачку.
Ка мне курушки бижать
И варонушки литять.
Я на куричи чапом,
Пы варони тыпаром.
Вот из куричи пяро,
Из варони ядро.
Пыкатилысь ет ядро
Ва Балушичка сяло.
Вот прасилысь нычавать,
Маво Ванюшку качать,
Юш качать яво качать,
А он станить малчать
[с. Дурново, 1900: 944-945].

Паповы рибяты
Гарох малатили,
Цапы пириламали,
В кусты пабрасали...
[Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; СИС 20:74об.]


Тары-бары-растабары
Зайцы белы выбягали,
Ахотнички выижжали,
Красну девицу паймали.
– Красавица, стой, стой,
Ты мне песню спой, спой.
– Я вам песинку спаю
Пра улитачку сваю.
(вар.: – Вот бау, бау, бау,
Я вам песинку спаю
Пра улитачку сваю,
Пра улитачку рыгатыю,
Пра белычку хвастатыю
[Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; СИС 20:74об.]).
Пара, бабушка, вставай.
Курам семички давай!
Куры улители,
На палачку сели.
Палачка сламилась,
Другая зарадилась.
Шли две татарки,
Сламали па палки,
Стук-стук па даске,
Ачютились все в Маскве.
Как ночь вилика,
Закадыкали [=зарезали] быка.
Приехали рана,
Зарезали барана
[Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:54-55].

Падбижал ка мне татарин,
Миня по́ уху ударил.
(вар.: Миня по уху зажва́рил
[Блохина Зинаида Владимировна, 1933 г.р., с. Старочернеево])
А я такой матрос,
Уципил яво за нос,
Аттащил яво пад мост...
[Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:55; Блохина Зинаида Владимировна, 1933 г.р., с. Старочернеево;СИС 18:38]

____________________________________________________________________________________________________

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества приглашает к участию в III Областной смотр-конкурс деятельности базовых сельских культурно-досуговых учреждений Рязанской области «Истоки культуры», который пройдет с марта по декабрь 2019 года.

«Служить России» - так   называется   областной   фестиваль  эстрадных  коллективов, который проводится    министерством      культуры  и туризма  Рязанской  области и  ГБУК «Рязанский   областной  научно-методический  центр  народного  творчества».  Он  состоится  17 марта 2019г. на  базе  Дворца культуры им.В.И.Ленина г.Скопина, 28 марта  2019г. на  базе  Шиловского РДК, 31 марта 2019г. на  базе  Спасского РДК, 29 апреля 2019г. на базе Дворца культуры г.Касимова.  В  фестивале  принимают  участие  эстрадные коллективы Рязанской области,  носящие звание  «народный»

Областная ретроспективная тематическая выставка работ мастеров декоративно - прикладного искусства «Пасхальная неделя: от Святого Христова Воскресения – до Красной Горки» проводится в рамках цикла областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

Областной  фестиваль  духовых оркестров  «Весенний вальс для Ерлинского парка» проводится  18  мая 2019г. на базе  музея-заповедника «Усадьба С.Н.Худекова»  в с.Ерлино Кораблинского района

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области