Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Нематериальное культурное наследие Рязанского краяПрибаутки и сказочки Шацкого района Рязанской области. Часть 1Прибаутки – один из жанров детского фольклора [Образцы борковских припевов см. диск «У нас горенка (8ТЕКЕОК2001169)], обычно это небольшие стихотворные произведения, нередко рифмованные, которыми занимали ребенка на досуге. Они были рассчитаны на детей от полутора-двух лет и старше, активно осваивавших язык взрослых. Иногда «прибаутками» могли называть любые шутливые, озорные приговоры. «Прибаутки были. Прйдуть, например, маладыи спять, а там приходють и гыварять: "Чёо ш вы спите? У вас тялок замёрз?"...» [ с. Агишево; МИА42:26об.].
Границы между всеми жанрами детского фольклора весьма условны, одно и то же произведение могло служить в зависимости от ситуации то колыбельной, то пестушкой или прибауткой. Это вполне понятно, если учесть, что в традиционном народном творчестве не существовало специальных «развлекательных» жанров. В любом фольклорном тексте потенциально заложены как развлекательная, так и дидактическая и обрядовая функции, которые в полной мере проявляются лишь в определенных ситуациях. Понятно, что хотя при общении взрослых с детьми использовались и некоторые тексты, известные прежде всего по своим обрядовым употреблением (например, авсеньки или свадебные прибаски), в данном случае в них на первый план выходит именно то, что способствует обучению и развлечению. Основная отличительная черта прибауток – их оторванность от какого-либо действия. Более того, они сами являются активным словесным действием, направленным на то же, что и пестушки, характерной чертой которых является сочетание простых форм движения, выполняемых взрослым вместе с ребёнком либо самим ребёнком, и коротких рифмованных приговорок или песенок: позабавить, развлечь, повеселить ребенка, а заодно и присутствующих при этом взрослых. Не удивительно поэтому, что у многих прибауток отнюдь не детские сюжеты.
Чертой, присущей прибауткам, является контаминация, сложение сюжетов, что хорошо осознается самими исполнителями и выразилось в постоянно повторяющихся словах: «Вот так вот всё им и собираешь». Вместе с тем, прибаутки – это прежде всего языковая, словесная игра. Отсюда невероятное обилие в них игровых черт: неожиданные сочетания фрагментов неродственных по происхождению текстов, употребление «серьезных» текстов в шуточно-пародийном контексте, сближающее прибаутки с небылицами и скоморошинами и т.п. Отсутствие внешнего действия понуждает исполнителя к более тщательной разработке сюжета. В этом отличие прибауток от близких по форме текстов других жанров игрового фольклора.
Для формы очень многих прибауток характерно непрерывное чередование причин и следствий, действий или явлений, вытекающих одно из другого, вопросов и ответов (например, «ворона на дубочек села» – «дуб обвалился» – «телок подавился» и т.д. или «мужик потерял дугу» – «искал ее и не нашел» – «заплакал, пошел» – «зашел к государыне» и т.д.). В этой форме прибаутки воплотилось стремление установить причинно-следственные связи между явлениями и действиями людей, сделать это наглядно для ребенка и тем самым стимулировать и постоянно упражнять его способность к логическому мышлению.
Ниже приводятся наиболее типичные для Шацкого района типы прибауток, бытовавшие еще в начале века, а во многих случаях бытующие и до сих пор. Обращает на себя внимание отсутствие в народных текстах, адресованных детям, специальной цензуры, смягчающей их до пасторали. В прибаутках встречаются и слова, которые можно было бы счесть неприличными, но это не делает их «непедагогичными» с точки зрения народной педагогики. В этом смысле «взрослая» жизнь в народной культуре не отгорожена от жизни «детской» непроницаемой стеной «норм приличия».
«Мама маим рибятам играла, а я сваим внучятам. Вот, играишь им:
Тпру́нди, тпрунди, балалайка,
Ермакова жэна Паранька
В трубу лазила,
Сиськи мазала,
Черны брови навалила,
С рибятами гаварила:
– Ах вы, стары старики,
Пожылые мужыки,
Чем вы бораду красили?
– Мы ни краскый, ни памазкый,
Мы на солнышки лижали,
Борыду кверху падиржали.
Сильный дождик памырасил,
Нам бародку пакраси́л [Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:1Зоб.].
Тпрунди, тпрунди, балалайка,
Ни жана твая Паранька,
Жана Катинька,
Талстапятинька,
В трубу лазила,
Сиськи мазала,
Чирнабровых навадила,
Старикам борыды краси́ла.
– Ох вы, стары старики,
У вас борыды вилики́.
Как у нашыва гаспадина
Разыгралася скатана:
Утки в дудки,
Ка́нки [=индюшки] в трастянки,
Тараканы в барабаны,
Каза в синим сарафани… [ Коростылёва Ольга Федоровна, 1918 г.р., с. Федяево; СИС 17:39, 53об.].
Патирял мужык дугу,
Шарил, шарил, ни нашол,
Сам заплакал и пашол.
(вар. 1: Шарил, шарил, ни нашол,
Взял заплакал да пашол [с. Демидово].
вар.2: Шарил, шарил, ни нашол, И в зеленый лес пошол [Климушкина Татьяна Петровна, 1915 г.р., д. Ветринка].
вар.З: Мужык бегаить, арёть,
Дугу ни найдёть [с. Демидово].
вар.4: А жына яво пришла И дугу яму нашла [Калганова Матрёна Ивановна, 1914г.р., с. Черная Слобода]).
Шол, шол, шол, шол
Он и к барыни зашол.
Радила барыня сына
Палтара аршына,
(вар.: К гасударыни зашол.
Гасударьшя радйла
Сына Максима.
– Кума Степанида,
Сшэй палатенцу
Накрой маладенцу [Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово]).
Яво пирикристили, В купель упустили [Сухорукова Татьяна Петровна, 1923 г.р., Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:13об.; с. Демидово; СИС 17:23об.; Климушкина Татьяна Петровна, 1915 г.р., д. Ветринка; СИС 14:40; Калганова Матрёна Ивановна, 1914 г.р., с. Черная Слобода; СИС 15:29; Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:36об.]
Ни бей нашых кынапей!
Я убью барана,
Пазаву Ивана.
Иван на пакоси,
На белам бирёзи
Граматку пишыть,
На диви́цу дышыть:
– Ди́вица, диви́ца,
Сыхади пы вадица.
Вада на работи,
Дрозди на балоти.
– Ой ты, са́вушка-сава́,
У те ни шыты рукава,
Кто те ножку праламил?
– Вон энт старый старичёк.
– Мыжычёк-кыжычёк,
Куды ты дявалси?
– В канапи зарылси.
Канапи-та затрищели,
Варабьи-та запищели.
Девки-татарки
Взели па палки,
Ане стукнули па даске,
Услыхали все в Маскве.
Мост абвалилси,
Царь пакатилси.
Как царёва жына
Радила сына Царя Канстантина [Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:14].
– Чижык, чижык, варабей,
На паповым на таку́
На паповам на таку
Я качю, качю, качю, ____________________________________________________________________________________________________ |
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятия
Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72). Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |