Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Прибаутки и сказочки Шацкого района Рязанской области. Часть 1

Прибаутки – один из жанров детского фольклора [Образцы борковских припевов  см. диск «У нас горенка (8ТЕКЕОК2001169)], обычно это небольшие стихотворные произведения, нередко рифмованные, которыми занимали ребенка на досуге. Они были рассчитаны на детей от полутора-двух лет и старше, активно осваивавших язык взрослых. Иногда «прибаутками» могли называть любые шутливые, озорные приговоры. «Прибаутки были. Прйдуть, например, маладыи спять, а там приходють и гыварять: "Чёо ш вы спите? У вас тялок замёрз?"...» [ с. Агишево; МИА42:26об.].

Границы между всеми жанрами детского фольклора весьма условны, одно и то же произведение могло слу­жить в зависимости от ситуации то колыбельной, то пестушкой или прибауткой. Это вполне понятно, если учесть, что в традиционном народном творчестве не существовало специальных «развлекательных» жанров. В любом фольклорном тексте потенциально заложены как развлекательная, так и дидактическая и обрядовая функции, которые в полной мере проявляются лишь в определенных ситуациях. Понятно, что хотя при обще­нии взрослых с детьми использовались и некоторые тексты, известные прежде всего по своим обрядовым употреблением (например, авсеньки или свадебные прибаски), в данном случае в них на первый план вы­ходит именно то, что способствует обучению и развле­чению. Основная отличительная черта прибауток – их оторванность от какого-либо действия. Более того, они сами являются активным словесным действием, на­правленным на то же, что и пестушки, характерной чертой которых является сочетание простых форм движения, выполняемых взрослым вместе с ребёнком либо самим ребёнком, и коротких рифмованных приговорок или песенок: позабавить, раз­влечь, повеселить ребенка, а заодно и присутствующих при этом взрослых. Не удивительно поэтому, что у многих прибауток отнюдь не детские сюжеты.

Чертой, присущей прибауткам, является контами­нация, сложение сюжетов, что хорошо осознается са­мими исполнителями и выразилось в постоянно повто­ряющихся словах: «Вот так вот всё им и собираешь». Вместе с тем, прибаутки – это прежде всего языковая, словесная игра. Отсюда невероятное обилие в них иг­ровых черт: неожиданные сочетания фрагментов не­родственных по происхождению текстов, употребле­ние «серьезных» текстов в шуточно-пародийном кон­тексте, сближающее прибаутки с небылицами и скоморошинами и т.п. Отсутствие внешнего действия пону­ждает исполнителя к более тщательной разработке сюжета. В этом отличие прибауток от близких по фор­ме текстов других жанров игрового фольклора.

Для формы очень многих прибауток характерно не­прерывное чередование причин и следствий, действий или явлений, вытекающих одно из другого, вопросов и ответов (например, «ворона на дубочек села» – «дуб обвалился» – «телок подавился» и т.д. или «мужик потерял дугу» – «искал ее и не нашел» – «заплакал, пошел» – «зашел к государыне» и т.д.). В этой форме прибаутки воплотилось стремление установить при­чинно-следственные связи между явлениями и дейст­виями людей, сделать это наглядно для ребенка и тем самым стимулировать и постоянно упражнять его спо­собность к логическому мышлению.

Ниже приводятся наиболее типичные для Шацкого района типы прибауток, бытовавшие еще в начале ве­ка, а во многих случаях бытующие и до сих пор. Обращает на себя внимание отсутствие в народных тек­стах, адресованных детям, специальной цензуры, смяг­чающей их до пасторали. В прибаутках встречаются и слова, которые можно было бы счесть неприличными, но это не делает их «непедагогичными» с точки зрения народной педагогики. В этом смысле «взрослая» жизнь в народной культуре не отгорожена от жизни «детской» непроницаемой стеной «норм приличия».

«Мама маим рибятам играла, а я сваим внучятам. Вот, играишь им:

Тпру́нди, тпрунди, балалайка,

Ермакова жэна Паранька

В трубу лазила,

Сиськи мазала,

Черны брови навалила,

С рибятами гаварила:

– Ах вы, стары старики,

Пожылые мужыки,

Чем вы бораду красили?

– Мы ни краскый, ни памазкый,

Мы на солнышки лижали,

Борыду кверху падиржали.

Сильный дождик памырасил,

Нам бародку пакраси́л [Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:1Зоб.].

 

Тпрунди, тпрунди, балалайка,

Ни жана твая Паранька,

Жана Катинька,

Талстапятинька,

В трубу лазила,

Сиськи мазала,

Чирнабровых навадила,

Старикам борыды краси́ла.

– Ох вы, стары старики,

У вас борыды вилики́.

Как у нашыва гаспадина

Разыгралася скатана:

Утки в дудки,

Ка́нки [=индюшки] в трастянки,

Тараканы в барабаны,

Каза в синим сарафани… [ Коростылёва Ольга Федоровна, 1918 г.р., с. Федяево; СИС 17:39, 53об.].

 Ай дуду, дуду, дуду,

Патирял мужык дугу,

Шарил, шарил, ни нашол,

Сам заплакал и пашол.

(вар. 1: Шарил, шарил, ни нашол,

Взял заплакал да пашол [с. Демидово].

вар.2: Шарил, шарил, ни нашол,

И в зеленый лес пошол [Климушкина Татьяна Петровна, 1915 г.р., д. Ветринка].

вар.З: Мужык бегаить, арёть,

Дугу ни найдёть [с. Демидово].

вар.4: А жына яво пришла

И дугу яму нашла [Калганова Матрёна Ивановна, 1914г.р., с. Черная Слобода]).

Шол, шол, шол, шол

Он и к барыни зашол.

Радила барыня сына

Палтара аршына,

(вар.: К гасударыни зашол.

Гасударьшя радйла

Сына Максима.

– Кума Степанида,

Сшэй палатенцу

Накрой маладенцу [Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово]).

Яво пирикристили,

В купель упустили [Сухорукова Татьяна Петровна, 1923 г.р., Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:13об.; с. Демидово; СИС 17:23об.; Климушкина Татьяна Петровна, 1915 г.р., д. Ветринка; СИС 14:40; Калганова Матрёна Ивановна, 1914 г.р., с. Черная Слобода; СИС 15:29; Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:36об.]

 – Чи́лик, чилик, варабе́й,

Ни бей нашых кынапей!

Я убью барана,

Пазаву Ивана.

Иван на пакоси,

На белам бирёзи

Граматку пишыть,

На диви́цу дышыть:

– Ди́вица, диви́ца,

Сыхади пы вадица.

Вада на работи,

Дрозди на балоти.

– Ой ты, са́вушка-сава́,

У те ни шыты рукава,

Кто те ножку праламил?

– Вон энт старый старичёк.

– Мыжычёк-кыжычёк,

Куды ты дявалси?

– В канапи зарылси.

Канапи-та затрищели,

Варабьи-та запищели.

Девки-татарки

Взели па палки,

Ане стукнули па даске,

Услыхали все в Маскве.

Мост абвалилси,

Царь пакатилси.

Как царёва жына

Радила сына

Царя Канстантина [Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:14].

– Чижык, чижык, варабей,
Ни бей нашых канапей!
Кынапи трищять,
Варабьи пищять.
Иван на пакоси
На белай бирёзи.
Он граматку пишыть,
На дивйцу дышыть:
– Ди́вица, диви́ца,
Пашла па вадица.
– А куда Иван скрылси?
– В канапи зарылси.
– Аи где канапи?
– Девки парвали.
– Аи где девки?
– В трасник ушли.
– Аи где трасник?
– Быки яво съели.
– Аи где быки?
– В стаду ушли.
– Аи где стада?
– Мужыки бросили.
– Аи где мужыки?
– На вайну ушли.
– Аи где вайна?
– Среди куч гавна!
[Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:14об.-15]

На паповым на таку́
Я гарошык малачю.
Ка мне куры бижать,
И вароны литять.
Я па курицы цапом,
Па варони тыпаром.
Как из курицы пяро
Палитела на сяло!..
[ Штокина Матрёна Михайловна, 1915 г.р., с. Черная Слобода; МИА 39:101об.].

На паповам на таку́
(вар.: На зилёнам на таку́[Трошина Мария Георгиевна (Егоровна), 1915 г.р., с. Агишево])
Я гарошык малачю.
Ка мне куры бижать,
И вароны литять.

(вар.: И вароны бижать.[ Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево])
Я па курицы цапом,
Па варони калдашом [«Калдаш» – рабочая часть цепа.].
(вар.: Па варони тапаром. [Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., Трошина Мария Георгиевна (Егоровна), 1915 г.р., с. Агишево])
Пакатилась галава
Да Иванава сяла.
(вар.: Атлитела пяро
На Иванава сяло.
[ Трошина Мария Георгиевна (Егоровна), 1915 г.р., с. Агишево])
– Чяво Иван делаить?
– На граматки пишыть,
На дивицы дышыть.
– Дивица, дивица,
Ступай за вадицый.
– Я валка́ баюся,
Мидвидя страшуся.
Волк на дароги,
Мидвидь на пароги.
Пашла мама за рыбаю,
Рыбы ни дабилась,
А сама ухадилась
[=утопилась] [Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:54; Трошина Мария Георгиевна (Егоровна), 1915 г.р., Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; МИА 42:60; СИС 20:74об.]. 

На паповам на таку
Я гарошык малачю.
Ка мне куры бижать,
И вароны литять.
Я па курицы цапом,
Па варонм кылдашо́м.
Атлитела пяро
На Иваныва сяло́.
– Иван дома или нет?
– Иван сидить, пишыть.
Иван сидить, пишыть,
Ны дивицу дышыть.
– Ты диви́ца, ты дивица,
Ты напой маво каня!
Ты на камушки пастой,
А каня маво́ напой.
Камушык абвалилси,
Конь мой утапилси...
[ Китушина Александра Никитишна, 1906 г.р., с. Федяево; МИА 42:81]

На паповым на таку́
Я гарох мылачю.
(вар.: На паповам на таку
Гарох малатили.
[Журавская Мария Михайловна, 1923 г.р., с. Агишево])
Ка мне курицы бижать,
И вароны литять.
Я па курицы цапо́м.
Па варони тыпаром.
Атлитела пяро
На Ива́наву сяло...
Поп пад стол,
Пападья пад стол,
(вар.: Поп рассердился,
Гарохам падавился.
[Журавская Мария Михайловна, 1923 г.р., с. Агишево])
Курица на улицу,
Пятух на акно [
Симанова Анна Михайловна, 1910 г.р., д. Успеновка; МИА 45оп: Ф1997-27Ряз., № 67; Журавская Мария Михайловна, 1923 г.р., с. Агишево; СИС 20:51].

Ой, стучю, стучю, стучю,
Я гарошык малачю
На чюжому тачку.
Ка мне курушки литять,
И варонушки бижать.
Я па курици цапом,
Па варони тапаром.
Барона слитела,
На дубочик села,
Дуб абвалилси,
Тялок падавилси,
Каровы рявнули,
Сабаки бряхнули,
Люди услыхали,
Папу даказали.
Поп с кравати
В синим халати,
Пападья с печи
Пирламала все плечи,
Баран из-пад печки
С бальшыми рагами,
С мягхкими пирагами
[Маликова Евдокия Ивановна, 1918 г.р., с. Польное Ялтуново; СИС 18:71].

Ой, чю-чю, чю-чю, чю-чю,
Я гарошык малачю
На чюжом тачке,
На примётачке.
Ка мне курушки литять,
И варонушки бижать,
Я па курушки цапом,
Па варонушки мятлом.
Вароны улители,
На дубочик сели,
Дубок абламилси,
Тилят задавилси.
Тилята рявнули,
Сабаки бряхнули,
Люди услыхали,
Хазяину сказали.
Хазяин с печи,
Абламал плечи.
Пападья из-пад печи
С крутыми рагами,
С лёгхкими пирагами.
Барона на пакоси,
На белай бирёзи,
Граматку пишыть,
На дивицу дышыть.
– Дивица, дивица,
Ступай за вадицый.
– Я волка баюсь.
– Волк на балоти
Масла калотить.
Мы яво убили...

Я чю-чю, чю-чю, чю-чю,
Я гарошык малачю
(вар.: Цыцу́-качю́,
Я гарошку мылачю.[
Соина Дарья Никаноровна, 1910 г.р., с. Агишево])
На чюжом тачке́,
Перехрёстачке.
Ка мне куры литять,
И вароны литять.
Я па курицы цапом,
На варонм тапаром,
(вар.: Ка мне курычки литять,
И варо́бышки литять.
Я па курачки цапо́м,
Па варо́бышку тапаро́м.
[Соина Дарья Никаноровна, 1910 г.р., с. Агишево])
Куры взлители,
На пенёчик сели
[Костина Раиса Дмитриевна, 1932 г.р., с. Польное Ялтуново; СИС 19:52об.; Соина Дарья Никаноровна, 1910 г.р., с. Агишево; МИА 42:53].

Я качю, качю, качю,
Я гарошык мылачю
На паповым на тачку.
Ка мне курушки бижать
И варонушки литять.
Я на куричи чапом,
Пы варони тыпаром.
Вот из куричи пяро,
Из варони ядро.
Пыкатилысь ет ядро
Ва Балушичка сяло.
Вот прасилысь нычавать,
Маво Ванюшку качать,
Юш качать яво качать,
А он станить малчать
[с. Дурново, 1900: 944-945].

Паповы рибяты
Гарох малатили,
Цапы пириламали,
В кусты пабрасали...
[Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; СИС 20:74об.]


Тары-бары-растабары
Зайцы белы выбягали,
Ахотнички выижжали,
Красну девицу паймали.
– Красавица, стой, стой,
Ты мне песню спой, спой.
– Я вам песинку спаю
Пра улитачку сваю.
(вар.: – Вот бау, бау, бау,
Я вам песинку спаю
Пра улитачку сваю,
Пра улитачку рыгатыю,
Пра белычку хвастатыю
[Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; СИС 20:74об.]).
Пара, бабушка, вставай.
Курам семички давай!
Куры улители,
На палачку сели.
Палачка сламилась,
Другая зарадилась.
Шли две татарки,
Сламали па палки,
Стук-стук па даске,
Ачютились все в Маскве.
Как ночь вилика,
Закадыкали [=зарезали] быка.
Приехали рана,
Зарезали барана
[Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:54-55].

Падбижал ка мне татарин,
Миня по́ уху ударил.
(вар.: Миня по уху зажва́рил
[Блохина Зинаида Владимировна, 1933 г.р., с. Старочернеево])
А я такой матрос,
Уципил яво за нос,
Аттащил яво пад мост...
[Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:55; Блохина Зинаида Владимировна, 1933 г.р., с. Старочернеево;СИС 18:38]

____________________________________________________________________________________________________

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль рязанского костюма «Рязанскую поневу за кремлем видно». Основа фестиваля – конкурс лучших коллекций костюмов, аксессуаров, украшений и кукол, созданных современными модельерами и мастерами Рязанской области. 

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ СМОТРА: Министерство культуры и туризма Рязанской области, ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества».

СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА: 17 августа 2019 года, Рязанская область, г. Рязань, ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области