Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Нематериальное культурное наследие Рязанского краяПрибаутки и сказочки Шацкого района Рязанской области. Часть 2
Дон, дон, дон, дон,
Прибаутки тесно связаны с фольклором взрослых. В них можно найти «осколки» скоморошин, авсеней, лирических песен и т.п. Так, в с. Польное Ялтуново в качестве прибаутки, а при необходимости и колыбельной распевали пародийные припевки, в которые включались также и строчки из собственно детских прибауток. «Иной раз, дитей вот убаюкывашь и начинаишь им вот:
Задумыл камарик он жиницца, Прибаутки были постоянным источником пополнения репертуара других жанров детского фольклора: игровых приговоров, дразнилок, колыбельных песен. Вместе с тем они и сами активно впитывали различные фрагменты произведений иного фольклорного фонда, например, стихотворные приговоры из сказок. Вот несколько примеров текстов, употреблявшихся в разных ситуациях и с разными целями.
Цынцы-брынцы, Прибаутки могли использоваться и при обучении малышей пляске. Практически все из них хорошо ложились на плясовой мотив, например, «барыню».
Тра-та-тай, тра-та-тай,
№ 49. ТРА-ТА-ТАЙ, ТРА-ТА-ТАЙ
Тра-та-та, тра-та-та, № 50. АИ, ТУ-ТУ, ТУ-ТУ, ТУ-ТУ
Аи, ту-ту, ту-ту, ту-ту, № 51. ЧИКИ-ЧИКИ-ЧИКАЛОЧКИ
Чики-чики-чикалачки,
Повсеместно напевали для детей (и продолжают исполнять до сих пор) старые плясовые припевки «под язык», имитирующие инструментальные наигрыши: «Эй, каны, каны, каны» или «Рита-тунарь, рита-тунарь / Рита-тунарь, рита-та». «Ну, тах-ты вот рибятишки прйдуть: "Бабка, ты нам паханыкый!" Паханыкаю, а ани папляшуть:
Существовали также припевки, в которых тарабарщина заменялась набором понятных, но не связанных между собой по смыслу слов, так что их текст напимал «нескладухи».
№ 52. РУКАВА, КАРМАН, КОРЗИНКА Очень близки к прибауткам и по своему назначению, и по своей структуре (то же чередование вопросов и ответов, причин и следствий) многие небольшие сказки для детей, которые можно назвать прибаутками в прозе. Приведем несколько примеров. Названия первых двух сказок даны нами.
[ПЕТУШОК И КУРОЧКА]. «У бабушки с дедушкай была курачка и питушок. Вот пашол питушок с курачкай в лес. Залез питушок на дерива, клюнул в арешку и курачки глазок прашыб. Вот, курачка идёть кричить: “Бабушка, бабушка, мне питушок глазок прашыб". Бабушка пашла к питушку: "Питушок, питушок, ты зачем у курачки глазок прашыб?" – ["Бабушка, бабушка, мне орешня портки разодрала". – "Орешня, орешня, ты зачем петушку портки разодрала? "] – "Бабушка, бабушка, а мине козы гложуть". Ана к козам: "Козы, козы, вы зачем арешынку гложыти?" – "Бабушка, бабушка, нас пастухи ни стирягуть". Ана к пастухам: "Пастухи, пастухи, вы пачяму козав ни стирягёти?" – "Бабушка, бабушка, а нам хазява ни варя́ть". К хазявам: "Хазява, хазява, вы пачяму пастухам завтрак ни вари́тя? " – "Бабушка, бабушка, а у нас свинья апару пралила". – Ана к свиньям: "Свиньи, свиньи, вы зачем ару пралили?" А им атветить нечива!» [Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; СИС 20:75].
[ПРО ВОЛКА]. «Старик жыл, было у нево семь дачирей. Вот он волк:
Аи, буху́, буху, буху,
Всю я хату разбуху,
Хлыпяная дверь,
Семь девок в ней.
"Старик, давай мне девачку!" – "Не-ет, я тибе ни дам девачку, на тибе авечку". Авечку дал, волк пабежал, съел эвту авцу. Апять приходит:
Буху, буху, буху,
Всю я хату разбуху,
Хлыпяная дверь,
Шэсть девок в ней.
Ну, всех пиритаскал у нево авец. Он уж за последней пришол, за девачкай-то вроде, знал, что у нево семь. Дед и гаварит: "Я ш тибе давал, ты куда девал?" – "А я шол через мост, миня чёрт за хвост, я всё и уранил в реку". Вот. Разобиделси и убил волка...
Тожэ вот, бывало, детей-то играишь, яму потишаишь. У нас ещё мать мая ещё пела» [Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 13:55].
СКАЗ ПРО МАШЕНЬКУ. «Эт я сваму правнуку, рибёнку рассказываю. Вот. Вот старик и гыварить: "Старуха, у нас дитей нет – пылажы в пичюрку хлапьёнушку". Ана палажыла, утрам встали – там закричяла девачка. Ани назвали иё Машынька. Ну, убра́-али иё, всё-о, и стала ана у них ро́-ость. Стала рость Машынька, вырасла у них Машынька.
Вот сабрались в лес там падружки. И пришли и гыварят: "Пусти с нами Машыньку в лясок!" – "Ды вы иё абтиряитя!" – "Ды нету, мы иё ни патиряим!" И пашли в лес. Пашли, и патирялась эт Машынька. И вышэл би-рю́-ук, в лес вышэл бирюк и шумить: "Хто-о в лясу́, хто в тёмнам? Идите ка мне кашу с жырам йисть!" Ани йисть захатели и шумять: "Мы в лясу, мы в тёмнам, придём к тибе кашу с жырам йисть!"
И он йих нашол и привёл к сибе. Привё-ол, вот, пылажыл йим кашу в чяшку. Эньти хи́-итрыя: взяли, ели, а жырок в па́зышку клали. А Машынька всё са всем ела.
А типерь чёо жа? Эньти-т када паели, он гаварить: "А жыро́-ок?" Энти из пазу́к вынули и о́тдыли яму́. А эт гыварить: "А я всё паела!" – "А-а, тады аставайсе миня качять!" Привязал са́-ани к пыталку́ и лёг туды, и ана качяить. Качяить и пригаварьваить:
Бау, бау, биринькый,
Сядь те в глазо́к чиринькый!
Он: "Чёо, чёо гывари́-ишь?" – "Я тибя качяю, качяю!" Ана:
Бау, бау, дыраго́й,
Сядь в глазок чирьёк другой!
Он: "Чяво, чдво гываришь? " Ана: "Я тибя качяю, качяю!" Он и уснул.
Уснул. Вот ана вышла на крылечка и кричить. Кричить – гонють стада, стада гонють быков. А бычёк и гыварить: "Аб чём ты кричишь, Машынька?" – "Как жы мне ни кричять – миня бирюк вот заставил качять тут яво в санях. А миня там и дедушка, и бабушка аба мне плачють!" – "Садись на миня вирьхом, щяс я тибя давязу!" Ана: "Ды он нас дагонить!"
Ана села вирьхом зы рага и памчялысь с ним, пам-чя-алась. Глянули – близка, близка! Даходить бирюк эта, а он взял капытами сза-ади и начял бить, капытами сзади. И все глаза яму запарашыл. И бык-та и падвёз иё, Машыньку, дамой. И-и всё, сказки канец!..
А мне сама тожа рассказывала, помню – и бабушка, и матушка...» [Штокина Матрёна Михайловна, 1915 г.р., с. Черная Слобода; МИА 39:100-101].
Слепцова (Кызласова) Ирина Семёновна, старший научный сотрудник Отдела этнологии русского народа Института этнологии и антропологии РАН. |
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятия
Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72). Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |