Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Троицкие гуляния в Скопинском районе Рязанской области

Семицкая (Троицкая) неделя

В г. Скопине уже с понедельника Семицкой недели начинался особенный хоровод, называвшийся Змейкой: вечером девицы и женщины, держась за конец платья, ходили змейкою и пели песни с припевом «Лелий, Лелий, Лелий зелёный! Ладо моё!». Хоровод змейкой водили каждый день до Всесвятского заговенья (по замечанию И. П. Сахарова, этот хоровод в других городах был известен под иными названиями) [Сахаров И.П. Сказания русского народа. Т. II. кн.7 СПб., 1849, с. 184]. Но, к сожаленью, на данный момент во время экспедиционных исследований данный обычай при опросе информаторов не фиксируется.

По обычаю, на Троицкой неделе все дома украшаются зеленью. Жители Вослебова и Секирина под Троицу ездили за клёном и травой в лес. Дома убирали ветками и листьями клёна, а также в Секирине клён ставили к окошкам дома, с веточкой клёна ходили к троицкой обедне, из кленовых листочков плели венки.

Символом-воплощением украшенного цветами и яркими лентами семицко-троицкого деревца становилась в Троицын день сама девушка. Благодаря ярким лентам, символизировавшим цветы, уподоблялись цветам и сами девушки, наряжавшиеся по большим праздникам в головной убор, который, как и Троицкая берёзка, назывался «кустом» [В с. Чернавы крашение из пяти лент. Ленты нанизывали на шнурок и повязывали вокруг шеи. РОЭК. Д. 2356, № 16, 22.]. Так делали девушки и женщины по большим «козырным» праздникам (в белорусской традиции «кустом» называли самую младшую и пригожую девушку, которую обряжали в берёзовые и кленовые ветви на второй день Троицы, т. е. Духов день). Праздничное украшение из пяти ярких лент кусты, или просто косник, типично для всех южных районов Рязанской области (начиная от Скопинского и Милославского до Кадомского) [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001. с. 165].

В 1920-е годы в Вослебово на Троицу девушки нарядные, в сарафанах, позументах, завивали венки, пускали их по воде; подружки «кумились», «братались», целовались через венок, водили хороводы [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001. с. 171]. В 1940 – 1950-е гг. вся молодёжь этого села собиралась после Троицкой обедни на «Евтюшкиной поляне». Плели венки из листьев клёна и липы, все надевали их на голову. Здесь праздновали Троицу, трапезничали, водили хороводы. Как вспоминала Кураксина Т. П.: «Выбирал парень девушку и, хочешь – не хочешь, идёшь с ним в круг. До войны-то такая весельясть была!». [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001. с. 172]

По воспоминаниям жительницы с. Князево А. Ф. Жуковой, праздник начинался с обедни, которая начиналась в 8 часов утра. К ней шли с венками, веточками черёмухи, липы, клёна. Пол в церкви устилали травой. Везде ставили молодые деревца. Праздничная служба длилась до 12 часов дня. После этого шли на могилы близких.

Ближе к вечеру люди шли в лес, на поляну или луг. По дороге молодёжь пела частушки. Когда приходили на луг, заводили хоровод «Вдоль по морю». Во время хоровода в центре выполняли обязательные действа «лебедь» с «лебёдушкой». Таким образом парни выбирали себе невест.

Вторым днём Троицы, по воспоминаниям жительницы Князево, считался Духов день [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001. с. 170 – 171]. В с. Секирино в этот день у церкви кропили лошадей освящённой водой.

Дни русальной недели

В связи с ритуальной значимостью данного периода в жизни крестьян каждый день в этой неделе имел свои ритуальные действа.

Например, во вторник было принято идти в церковь, и после обедни «разбирать» зелёные ветки, которыми украшался храм. В Вослебове в этом случае после обедни «обламывали клён»; его несли домой, хранили в погребе и на чердаке от мышей.

Во время русальной недели в с. Вослебово рядились «во всё плохое» – в вывороченную шубу, шапку, лапти, онучи. Рядились и мужчины и женщины; мужчины одевали понёвы, маски, шляпы; рядились русалками и мужчины, и женщины. Примечательно, что в русальных ряжениях использовали старую, не пригодную для носки одежду, всевозможные маски (собаки, козла, овцы, коровы) и растительные материалы.

В Вослебове в каждой возрастной группе по 3 – 4 человека рядились русалками, которые вооружались метлой или помелом, которой потом хлестались как члены этой группы, так не принадлежащие к ней.

Проводы русалки

В Вослебове на каждом «порядке» своя компания молодёжи собиралась в одном доме. Приносили еду из дома и венки, которые плели на Троицу и хранили до заговенья. Эти венки надевались на голову, а вечером их кидали в пруд. Расходясь по домам, говорили: «Пойдёмтя, уж яичницу пожарили с ветчиной!» В каждом доме в этот вечер делали яичницу с ветчиной – заговлялись. Яичница с ветчиной была праздничной едой. [с. Ермолово. Информатор: Блохина П.П., 1913 г.р. Архив КНМ ВГАИ. Фонограмма № 1583/93].

Во многих сёлах во время проводов русалки гуляли с гармошкой.

«На Русалку-та хадили гуляли. Кто убирётца в чё и атплясывали и в гармонь играють. Чучила нарядють [человеческое], вядуть яго, окал чучела маладёшь атпласывая. Патом вон вышвырнули ево, и всё ».

В Князево проводы русалки были на Духов день. Наряжались русалками, в траву, листья, ветки и пели шуточную «Егорушка-щеголёк, щеголёк» [Скопин. Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населённых пунктах Скопинского района. – Скопин, 1996. с. 171].

Составитель - ведущий методист ГБУК РОНМЦ НТ Щетинина А.С.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ Алтуховой Татьяны Геннадьевны «Нити моей души» (декоративно-прикладное искусство) в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», которая является семнадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины».

Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ фотохудожника из г.Спас-Клепики Шевчука Дениса Васильевича «Мир глазами фотохудожника» (художественная фотография), которая является восемнадцатым выставочным  мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло более 80 работ, созданных автором в разные годы.

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области