Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Троицкие гуляния в Скопинском районе Рязанской области

Семицкая (Троицкая) неделя

В г. Скопине уже с понедельника Семицкой недели начинался особенный хоровод, называвшийся Змейкой: вечером девицы и женщины, держась за конец платья, ходили змейкою и пели песни с припевом «Лелий, Лелий, Лелий зелёный! Ладо моё!». Хоровод змейкой водили каждый день до Всесвятского заговенья (по замечанию И. П. Сахарова, этот хоровод в других городах был известен под иными названиями) [Сахаров И.П. Сказания русского народа. Т. II. кн.7 СПб., 1849, с. 184]. Но, к сожаленью, на данный момент во время экспедиционных исследований данный обычай при опросе информаторов не фиксируется.

По обычаю, на Троицкой неделе все дома украшаются зеленью. Жители Вослебова и Секирина под Троицу ездили за клёном и травой в лес. Дома убирали ветками и листьями клёна, а также в Секирине клён ставили к окошкам дома, с веточкой клёна ходили к троицкой обедне, из кленовых листочков плели венки.

Символом-воплощением украшенного цветами и яркими лентами семицко-троицкого деревца становилась в Троицын день сама девушка. Благодаря ярким лентам, символизировавшим цветы, уподоблялись цветам и сами девушки, наряжавшиеся по большим праздникам в головной убор, который, как и Троицкая берёзка, назывался «кустом» [В с. Чернавы крашение из пяти лент. Ленты нанизывали на шнурок и повязывали вокруг шеи. РОЭК. Д. 2356, № 16, 22.]. Так делали девушки и женщины по большим «козырным» праздникам (в белорусской традиции «кустом» называли самую младшую и пригожую девушку, которую обряжали в берёзовые и кленовые ветви на второй день Троицы, т. е. Духов день). Праздничное украшение из пяти ярких лент кусты, или просто косник, типично для всех южных районов Рязанской области (начиная от Скопинского и Милославского до Кадомского) [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001. с. 165].

В 1920-е годы в Вослебово на Троицу девушки нарядные, в сарафанах, позументах, завивали венки, пускали их по воде; подружки «кумились», «братались», целовались через венок, водили хороводы [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001. с. 171]. В 1940 – 1950-е гг. вся молодёжь этого села собиралась после Троицкой обедни на «Евтюшкиной поляне». Плели венки из листьев клёна и липы, все надевали их на голову. Здесь праздновали Троицу, трапезничали, водили хороводы. Как вспоминала Кураксина Т. П.: «Выбирал парень девушку и, хочешь – не хочешь, идёшь с ним в круг. До войны-то такая весельясть была!». [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001. с. 172]

По воспоминаниям жительницы с. Князево А. Ф. Жуковой, праздник начинался с обедни, которая начиналась в 8 часов утра. К ней шли с венками, веточками черёмухи, липы, клёна. Пол в церкви устилали травой. Везде ставили молодые деревца. Праздничная служба длилась до 12 часов дня. После этого шли на могилы близких.

Ближе к вечеру люди шли в лес, на поляну или луг. По дороге молодёжь пела частушки. Когда приходили на луг, заводили хоровод «Вдоль по морю». Во время хоровода в центре выполняли обязательные действа «лебедь» с «лебёдушкой». Таким образом парни выбирали себе невест.

Вторым днём Троицы, по воспоминаниям жительницы Князево, считался Духов день [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник – Рязань, 2001. с. 170 – 171]. В с. Секирино в этот день у церкви кропили лошадей освящённой водой.

Дни русальной недели

В связи с ритуальной значимостью данного периода в жизни крестьян каждый день в этой неделе имел свои ритуальные действа.

Например, во вторник было принято идти в церковь, и после обедни «разбирать» зелёные ветки, которыми украшался храм. В Вослебове в этом случае после обедни «обламывали клён»; его несли домой, хранили в погребе и на чердаке от мышей.

Во время русальной недели в с. Вослебово рядились «во всё плохое» – в вывороченную шубу, шапку, лапти, онучи. Рядились и мужчины и женщины; мужчины одевали понёвы, маски, шляпы; рядились русалками и мужчины, и женщины. Примечательно, что в русальных ряжениях использовали старую, не пригодную для носки одежду, всевозможные маски (собаки, козла, овцы, коровы) и растительные материалы.

В Вослебове в каждой возрастной группе по 3 – 4 человека рядились русалками, которые вооружались метлой или помелом, которой потом хлестались как члены этой группы, так не принадлежащие к ней.

Проводы русалки

В Вослебове на каждом «порядке» своя компания молодёжи собиралась в одном доме. Приносили еду из дома и венки, которые плели на Троицу и хранили до заговенья. Эти венки надевались на голову, а вечером их кидали в пруд. Расходясь по домам, говорили: «Пойдёмтя, уж яичницу пожарили с ветчиной!» В каждом доме в этот вечер делали яичницу с ветчиной – заговлялись. Яичница с ветчиной была праздничной едой. [с. Ермолово. Информатор: Блохина П.П., 1913 г.р. Архив КНМ ВГАИ. Фонограмма № 1583/93].

Во многих сёлах во время проводов русалки гуляли с гармошкой.

«На Русалку-та хадили гуляли. Кто убирётца в чё и атплясывали и в гармонь играють. Чучила нарядють [человеческое], вядуть яго, окал чучела маладёшь атпласывая. Патом вон вышвырнули ево, и всё ».

В Князево проводы русалки были на Духов день. Наряжались русалками, в траву, листья, ветки и пели шуточную «Егорушка-щеголёк, щеголёк» [Скопин. Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населённых пунктах Скопинского района. – Скопин, 1996. с. 171].

Составитель - ведущий методист ГБУК РОНМЦ НТ Щетинина А.С.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области