Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Похоронный обряд с. Лопатино Скопинского района

На данный момент для рассмотрения ещё одного фактора духовной культуры крестьян Скопинского района, а именно похоронного обряда, в нашем распоряжении имеется только материал, предоставленный в книге В.Н. Ильинского «Скопинская волость», где подробно описываются все ритуальные действа данного обряда происходившие в с. Лопатино.

Большинство пожилых людей, начиная с 50-ти лет, запасают к своей смерти покров, который покупается большей частью в Киеве. На покрове отпечатывалось чёрной краской распятие со стоящими перед ним Богородицей и Иоанном Богословом с молитвой: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный – помилуй нас». После того как умер человек, его обмывали специальные бабки. Они же одевали на него одежду, которая береглась со дня его свадьбы (бельё, которое на нём было во время обряда венчания, на другой день снималось и убиралось до дня его смерти). Затем его обували в чистые новые лапти – в знак того, что он в них всю жизнь прожил и как собственное его творение. После этого ему завязывали ноги, закрывали глаза, а под бороду укладывали платок, чтобы не открывался рот до момента его погребения. Одевать на покойника верхнюю одежду не полагалось, кроме сшитого из миткаля савана и покрова.

Убранного покойника клали в передний угол, под образа. В головах ставили лукошко вверх дном, накрывали полотном, клали в чайную чашку мёд, зажигали свечу и ставили на лукошко, куда так же клали псалтырь. Родственники покойного и близкие соседи выходили из дома, молятся Богу на восток с причитанием о постигшем их несчастье или необеспеченности семьи. Если же умер человек долго живший и его смерть не являлась ущербом для семьи, то перечисляли его заслуги, которые он сделал для семьи. Этот обряд называется «провожанием души». После этого заходили в дом и начинали причитать там. Плач является как бы знаком уважения к умершему человеку.

После выполнения всех этих ритуальных действий докладывали священнику и договаривались с ним о дне похорон. Похороны умершего обычно бывали на третий день после его смерти. До похорон делают гроб, роют могилу, готовят пищу для поминовения покойника. За всё время пребывания в доме покойника происходило беспрерывное чтение псалтыря. Если во время трёхдневного лежания покойника прибывал его родственник, то плач возобновлялся и продолжался до тех пор, пока первым не прекратит плакать вновь прибывший человек.

Похороны бывали почти всегда по утрам, исключением являлось, к примеру, разложение покойника. Перед похоронами в большинстве случаев служили всенощную, по окончании которой тот час же возобновлялся плач.

Утром, в день похорон, покойника клали в гроб, туда же обязательно клали чистый берёзовый веник, ладан, кропили всё святой водой и только после этого клали в гроб покойника – все эти действа проводили близкие родственники. Вся церемония сопровождалась обычно плачем. Одновременно приезжали священнослужители, плач прекращался, и начиналось служение панихиды, после чего покойника выносили из дома (обязательно ногами вперёд). У дома ставили скамейку, на которую опускали гроб и продолжали служение панихиды. Панихиду служили и на всём пути до церкви, причём, чем больше родственников и уважающих покойника людей, тем продолжительнее время служения панихиды. Панихида обязательно сопровождалась плачем с причитаниями.

За похоронной процессией ехала лошадь, где находились лопаты для закапывания могилы. На этой телеге так же сидели старики и дети. Потом покойника вносили в церковь, ставили перед царскими вратами и по усопшему служилась обедня. После обедни происходил обряд погребения. Во время служения обедни плач прекращался, который вновь начинался после окончания последней разрешительной молитвы, и покойника выносили на кладбище, где и закапывали, – после погребения плач прекращался.

Родственники и близкие знакомые, принимавшие участие в похоронах, приглашались на поминальный обед, куда иногда приглашались духовные лица. Во время обеда обязательно происходил разговор о положительных чертах покойника. Последнее блюдо, ставившееся на стол, была каша, перед ней пелась вечная память покойнику, а по окончании обеда предлагалось сладкое питьё (квас с сахаром) в знак последнего прощания с покойником. После этого все выходили из дома покойника, и начинался плач о покойнике, который совершали исключительно близкие женщины.

По умершим женщины носили траур (чёрная одежда с белыми платками) в течение сорока дней, а иногда и до года. По покойнику служились обедни на девятый день его смерти, на 20-й, 40-й, ½ года, 1 год, 2 и 3 года, после этого служба по покойнику заканчивалась. Сорокоустов обычно по бедности населения не было, а на великий пост с первых же дней имя покойника записывалось в поминальной книге и поминалось в течение поста за 5 копеек.

За обряд похорон платили, смотря по богатству покойника, от 2-х до 10-ти рублей.

Весь этот обряд относится и к женщинам за следующим исключением: после погребения делались подарки могильщикам, кто делал гроб, нёс гроб и близким родственникам. Но делалось это только тогда, когда не оставалось сирот и если покойница была рукодельница, которая до этого приготовила подарки для своих похорон.

Девушек хоронили по такому же обряду, но несли умершую девушку с распущенными волосами.

Детей хоронили очень просто: зажигали лампады, устраивали гробик, рыли могилку, и только после выполнения всех этих приготовительных действий говорили о смерти священнику, после чего происходил обряд погребения. При похоронах присутствовали только близкие родные [Скопин. Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населённых пунктах Скопинского района. Скопин, «Книга», 1996. с. 176 – 178].

Составитель - ведущий методист ГБУК РОНМЦ НТ Щетинина А.С.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества приглашает к участию в III Областной смотр-конкурс деятельности базовых сельских культурно-досуговых учреждений Рязанской области «Истоки культуры», который пройдет с марта по декабрь 2019 года.

2 июня 2019 г. с. Ижеславль Михайловского муниципального района

2 июня 2019 г. с. Старочернеево Шацкого муниципального района

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

Областной фестиваль рязанского костюма «Рязанскую поневу за кремлем видно». Основа фестиваля – конкурс лучших коллекций костюмов, аксессуаров, украшений и кукол, созданных современными модельерами и мастерами Рязанской области. 

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области