Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Масленичная неделя в Скопинском уезде Рязанской губернии

«Календарный цикл представляет собой систему обрядов, приуроченных к определённым датам и срокам и объединённых общей аграрной и скотоводческой направленностью совершаемых элементов [Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. с. 10.]»

В современном виде народный славянский календарь представляет собой тесное переплетение языческих и христианских верований, что свидетельствует о народном двоеверии и ярко отражается во многих праздниках. Так Масленица, или Масляная, Молочная, Сырная неделя, Сырница – особенное празднество, сохранившееся в народном календаре от давних дохристианских времён. У рязанцев старшего поколения более всего в употреблении следующие названия этой недели: Масляная неделя, маслина, Маслинская неделя, Масляная заговенья (в женском роде). «С Маслиной, с широкой!» – поздравляют крестьяне, зайдя к соседям; придут, помолятся и поздравляют хозяев.

В Рязанской области, как и во многих других местах, не известны названья дней Масленичной недели, что приводит И. Сахаров в своей книге «Сказания русского народа». Но на данной территории существует представленье о том, что с середины недели начинается широкая или коренная Масленица. При этом день начала широкой масленицы в зависимости от локальной традиции варьируется. Например, в Маклаково до среды Масленицу называли «обыкновенною», а со среды – «широкою».

Следует отметить, что прежде чем встречать масленицу, наши старики и все благочестивые хранители традиций поминают умерших предков. В русском православии суббота накануне Масляной недели – это день особого поминовения усопших.

В Рязанской области в «маслинский помин» посещается кладбище.

Воскресенье накануне Масляной недели повсюду называется мясным заговеньем. В мясное заговенье заговляются мясом: в последний раз едят мясное перед Масленой неделей и Великим постом (мясопустом).

В некоторых селеньях довольно долгое время сохранялась традиция встречи Масленицы. Такая встреча устраивалась в воскресенье перед Масляной неделей в с. Секирино. Обычай назывался сани обмерять: компании подружек устраивались около саней и в самих санях (без впряжённой лошади), играли здесь не переставая, пели маслинские песни [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 81] (приуроченная к Масленице «Широкая та была дорожунька» (нотное приложение № 13), протяжные). С секиринским схож по своему ритуальному значению обычай закатывать Масляницу: девушки накануне Масленой недели возили друг друга на санях, с которых предварительно снимались оглобли и нахлестки (вязок, накладываемый на санные копылья) [Мансуров А.А. Описание рукописей Этнологического архива Общества исследователей Рязанского края. Вып. 1. №№ 30, 50. Рязань, 1928 г.]

С понедельника масленичной недели в селе Чернава начиналась «узкая» Масленица. К этому дню дети лепили горки, заливали их водой и катались на них. В первые дни недели крестьяне обычно заняты работой: мужчины плели липовые лапти для семьи и на продажу, ходили за скотом; женщины пряли лён и коноплю. Также по материалам конца 1960-х годов Масленицу-блинницу начинали с выпечки блинов. По древней традиции первый блин посвящали усопшим предкам. В старину первый блин отдавали нищему, иногда оставляли в качестве тайной милостыни на слуховом окне, чтобы странники и нищие, не выпрашивая подаяния, могли утолить голод, предварительно помолившись о здравии хозяев и помянув за упокой души умерших родителей.

Со среды многие жители Скопинского района начинали печь блины. В старину по большей части пекли пшённые и гречневые блины, так как именно эти культуры в изобилии выращивались на данной территории. Издавна к блинам подаются масло, сметана, творог, что определялось характером этой недели – употреблять в пищу молочное, рыбное и много пряженого(т.е. того, что печётся на масле). При чём качество и количество масла, сметаны, творога, подаваемых к блинам, всё улучшалось по мере нарастания масленичного празднования. Например, в Маклаково сто лет назад в первые дни Масленицы блины ели с конопляным маслом, затем с коровьим, смазывая их пером, и, наконец, в последние дни блины ели окуная их в растопленное коровье масло.[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 82]

В зависимости от того, есть ли в доме корова и отелилась ли она к этому времени, зависело на чём будут печься блины – на воде или молоке [

Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996].

В начале 1960-х годов в селе Чернава ещё сохранялся обычай смотрин невест на Масленицу. Смотрины устраивались на вечерних посиделках (обычно в среду). Девушки одевались в яркие кофты (малинового цвета), широкие юбки в сборку (зелёные), повязаны красными платками, на шее – связки крупных бус, нарумянены. Сам народ на смотрины начал собираться к десятому часу вечера. Первыми приходили женщины заинтересованные в выдаче девок замуж, они давали девкам советы как надо себя вести и поправляли им платья. Затем приходят парни и садятся на лавку под иконы. С приходом следующей группы молодёжи, в состав которой преимущественно входили молодухи и парни, девушки начинали по очереди петь частушки и страданья. Через некоторое время парни уходили и приходила следующая группа парней и всё повторялось по новой. Приходящий народ, заходя в избу, не раздевался. Таким образом смотрины могли продлиться до двенадцати или даже до двух часов ночи[Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996.]. На этом своеобразном смотре невест главное место занимают парни и девушки. Парням на этом действе принадлежало почётное место, но и девушки должны вести себя бойко.

Праздник начинается по обычаю с четверга – «широкой масленицы».

Бьющий через край избыток – сил, еды, питья, нарядов, веселья – основной мотив всех больших аграрных праздников. Тема плодородия присутствует во всех моментах праздника, особенно явно эта идея воплощалась:

1)                в угощении чрезмерным количеством разнообразной праздничной еды;

2)                в праздничном гостевании и чествовании молодожёнов;

3)                катании с гор и на лошадях;

4)                прогулках в праздничных шалях и одеждах;

5)                ряженьях;

6)                обычае Прощёного воскресенья;

7)                обычае Чистого понедельника.

В Скопинском уезде приглашение молодожёнов в гости к тестю с тёщей называлось позывы. Позывы начинались с того, что тёща с вечера (в четверг на пятницу) звала к себе в гости молодых, свекровь и других родственников жениха. В старину было принято, чтобы зять на позывах в благодарность дарил тёще и золовке лапти собственного плетенья. Это называлось пойти в отводы[Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996.]. Лапти привозили по целому мешку. Если молодой не умел плести лапти, то за него это делали отец или брат. Лапти надо было подарить «мелкие»; они считались более нарядными, т.к. плелись из тонкого лыка. Молодым в это время был особый почёт, поэтому их сажали на лавку под образа. Когда собиралось большое количество родственников, ставили два стола – за одним сажали молодых, а за вторым садились все остальные родственники. В тех домах, где средства позволяли, гуляния продолжались не только с четверга по воскресенье, но и могли длиться всю неделю, с самого понедельника. В с. Чернава на стол ставили: на первое – солёные огурцы, холодные закуски. Потом жареную рыбу (сомовину), блинцы, каравайцы с коровьим маслом, драчоны – пшеничные лепёшки с яйцами. Гости пели и плясали. С четверга на пятницу молодожёны ночевали в доме у тёщи. На следующий день они возвращались в дом к свекрови, где снова начинались угощение и гуляние.

Четверг, пятницу, субботу, воскресенье Масленичной недели раньше не работали. В эти дни катались с гор и на лошадях. Гору «испокон веку» заливали на бугре – спуске к реке. Заготавливали её заранее, иногда за неделю-две. На каждом порядке была своя гора. Молодёжь (от 13 до 30) каталась на ногах (стойком), парами (молодые, парень с девушкой, девушка с девушкой), юзом (группа цепочкой). Специально для катания надевали лапти, чтобы легче было скользить по льду. Дети приготавливали к Масленице круги. Их вили из соломы, пришивали к низу лапти, обливали водой и замораживали. Старушки выходили на горку с донцами от прялок, на который иногда клали блин, или с гребнем.

Катанию с гор и на лошадях на Масленичной неделе придавалось ритуальное значение. Когда катались с гор, то смотрели, которая из девушек прокатится дальше – та, полагали, быстрее выйдет замуж (вариант: в дальнюю сторону, в дальнюю деревню).

В случае необходимости горку чаще всего устраивали специально, наращивая её снежными колобами и поливая сверху водой. Разнообразен набор предметов, приспосабливающихся для катания: «лубьё» (липовая кора), рогожи, коровьи шкуры, санки, салазки. Один из распространённых способов катанья – на «катушках», «ледянках». В Секирино «катушку» (или «катанку», «ледянку») делали из старой кошелки (корзины, лукошка), днище которой обмазывали коровьим навозом и выставляли на мороз, чтобы замёрзла. По воспоминаниям, когда катились с горы на катушке, то она непрерывно крутилась юлой: «ноги к верху падымаишь», что бы они не цеплялись за снег, поскольку «катушка по снегу легко летит»[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 85.]. Катание с гор по-видимому носило ритуальный характер: «чтобы лён был дольше»[ Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 86.].

Большие катанья на лошадях начинались в уездных городах, куда съезжались на своих лошадях жители со всех окрестных деревень и сёл. Лошадей украшали рушниками, кушаками, полотенцами, вплетали в гриву и хвост разноцветные ленты и лоскуты (в основном красные), а также украшали бубенцами. Масленичный поезд мог доходить до нескольких сотен лошадей и представлял собой красивейшее зрелище[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 86.]. Начиная с пятницы начинали кататься в с. Секирино. Старожилы Чернавы вспоминают, что раньше девушки собирали по шапке овса и кормили лошадь хозяина: за эту плату он катал их по деревне. Дугу упряжи украшали еловыми ветками, увешивали лентами, полотенцами, иногда ёлку укрепляли на передке саней[Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996. с. 23.].

 Об общем праздничном ликовании на Масленицу до сих пор вспоминают сельские жители старшего возраста. Например, секиринцы помнят: «У нас Масленицу очень исповедали. Гулянье было очень большое». Все пели. Это село и сейчас остаётся поющим. Девушки, выходя на улицу, «плетьми играли»: «обнимемся, сколько нас есть и идём вдоль улицы, поём»[ Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 84.].

Этнографические материалы 1920-х годов и воспоминания жителей 1930-х годов говорят о широком распространении на Масленицу обряда ряженья и ритуальных игр с участием ряженых.

Любимым переодеванием было одеваться в вывороченную шубу, являющуюся символом плодородия и богатства.

К числу широко распространённых масленичных развлечений относятся переодевания мужчин в женщин и женщин в мужчин. Таких ряженых в Скопинском (и Милославском) р-не, так же как и летом, называли русалками[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 89.].

В начале XX века центральной фигурой во время гуляний был конь. Им наряжались или мужчина, или женщина[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 90.]. Делался каркас из палок, он покрывался какой-нибудь дерюгой; впереди прикрепляли голову из тряпок, сзади – хвост из мочала. Всё это сооружение прикреплялось к поясу ряженого так, чтобы получилось впечатление всадника на коне. Конь обычно шёл впереди толпы ряженых и смешил народ.

 В годы Великой Отечественной Войны появляются ряженые женщины, одетые в солдатскую форму. Демонстрировали богатства бабушкиных сундуков, особенно красивые шали. В XX веке ряженье в старинные одежды стало одним из излюбленных способов «показать себя» перед народом: наряжались «в старинское» – шубки, сарафаны, кокошники; «на Маслинску» ходили, наряжались, плясали.

Довольно мало сохранилось свидетельств о сожжении чучела. В Секирино о кострах «и не рассказывали».

В Вослебове чучело наряжали в пятницу: «Гулянка была в субботу, а чучело наряжали в пятницу под субботу». Для этого на палки навешивали холщёвые лохмотки (старую одежду, тряпки), прибивали к дереву и поджигали. По объяснению рассказчицы: «Всё было холщёвое. Поэтому зажигали и всё очень быстро сгорало, дерево не успевало тронуть огнём»[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 92.].

Прощёное воскресенье

Обычаи прощёного дня по своему характеру подразделяются на две большие группы: семейно-родственные и общественные.

На первом месте стоят обряды, связанные с почитанием усопших предков. По сведениям предоставленными протоиереем Иоанном Антизитровым в 1850 году в г. Скопине и его окрестностях существовал обычай «в субботу или воскресенье на Масляной ходят на кладбище, чтобы проститься с покойными родственниками. Прощанье в церкви в прощёный день»[Зеленин Д.К. Описание рукописей Учёного архива императорского русского географического общества. Вып. 3 Пг., 1916 г. с. 1159].

Следует отметить, что находящиеся на расстоянии 1 – 1,5 км друг от друга селения Секирино и Чулково в обычаях по данному поводу сильно разнятся. Так, например, в Чулково, так же как и в Чернаве, на Прощёное воскресенье ходят на могилки, а в Секирино нет.

После посещения кладбища народ наряжался, так как предстояло или самому пойти в гости или принять гостей.

В Рязанской губернии, так же как в других губерниях России, широкое распространение получил обычай посещать в Прощёное воскресенье родственников. Прощаться на Масленой начинали заранее, из-за того, что количество людей, которым хотелось оказать почтение и уважение, было очень велико. Так было, например, в Маклаково. В. В. Чепурнин в 1899 г. писал, что здесь прощёными называли помимо воскресенья также четверг, пятницу и субботу на Масляной неделе. Во многих местах прощаться начинали с субботы и с этой целью делали соответствующие визиты.

Вечером в воскресенье в преддверии Поста заговлялись яичницей и просили друг у друга прощенья (в кругу своих домашних). Также этот день назывался рыбным заговеньем, так как это последний день, когда можно было есть рыбу. Молодёжь же провожала Масленицу по-своему: выходили на гулянье с гармонью и ходили по селу из одного конца в другой с песнями и частушками, на всё это веселье продолжалось только до десяти часов, так как считалось, что вечером уже начинается Пост. Во время поста гуляний не устраивалось и песен не пелось. В с. Чернава известна пословица: «Придёт Пост – прихватит хвост». По сообщению информаторов, раньше Пост строго соблюдали. Каждую субботу пекли постные блины для поминовения усопших [Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996. с. 24]. Начиная с 1930-х годов данный обычай начал нарушаться [ Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 94 – 95.].

Ведущий методист ГБУК РОНМЦ НТ Щетинина А.С.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области