Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Предновогодний поздравительный обход домов односельчан, во время которого его участники исполняли специальные песни с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, а те одаривали их за это продуктами или деньгами. «Кликание авсеня», наряду с другими типами обходов, входило в святочный цикл магических церемоний и обрядов, которые должны были обеспечить в наступающем году богатый урожай, приплод скота, здоровье и счастливую жизнь всем жителям селения, а молодёжи – удачное заключение брака.

На изучаемой территории выявлена сохранность практически всех обрядовых действий на святки, характерных для этнической территории русских. Это ритуальный обход дворов с ряженьем и пением поздравительных песен, гадания, святочные молодёжные вечёрки. Местная специфика святочных обрядов проявляется в двух моментах: отсутствии рождественского колядования и специальном рождественском обходе дворов пастухами. 

Все сёла Среднеокской «Кутуковской» традиции находятся на правобережной территории Среднего Поочья в Рязанской области, и охватывают Спасский район и часть сёл Рязанского и Шиловского районов. В рамках Среднеокской традиции выделяется группа сёл (с. Половское, Маньясово, Красильниково, Троица, Фатьяновка, Устрань, Бессоновка, Кутуково, Аргамаково, Исады, Студенец, Красный Яр Спасского района, Гавердово, Пальное Рязанского района и село Муратово Шиловского районов Рязанской области) с общим песенным репертуаром, в центре которой наиболее ярко и полно представлена традиция села Кутуково, поэтому все сёла обозначаются Кутуковской песенной традицией.

Последняя неделя перед Великим постом во многих локальных традициях является средоточием народной празднично-карнавальной жизни. Празднование масленицы в разных селах протекало по-разному, но чаще всего «праздник начинается с воскресенья. В понедельник начинают печь блины, сначала из ржаной муки, с четверга — из пшена. С четверга едят рыбу...». В эту неделю, как правило, не пряли: «На маслину-та аблинимси, три дня ни прядуть-та». К периоду масленицы приурочен целый каскад ярких праздничных церемоний и действ, а также множество как серьезных, так и шуточных обычаев и обрядов, в первую очередь связанных с чествованием молодоженов.

Прибаутки тесно связаны с фольклором взрослых. В них можно найти «осколки» скоморошин, авсеней, лирических песен и т.п. Так, в с. Польное Ялтуново в качестве прибаутки, а при необходимости и колыбельной распевали пародийные припевки, в которые включались также и строчки из собственно детских прибауток.

Прибаутки – один из жанров детского фольклора, обычно это небольшие стихотворные произведения, нередко рифмованные, которыми занимали ребенка на досуге. Они были рассчитаны на детей от полутора-двух лет и старше, активно осваивавших язык взрослых. Иногда «прибаутками» могли называть любые шутливые, озорные приговоры.

«Календарный цикл представляет собой систему обрядов, приуроченных к определённым датам и срокам и объединённых общей аграрной и скотоводческой направленностью совершаемых элементов»[Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. с. 10]

 

Происхождение декоративной керамики Скопина, очевидно, в основе своей органически связано со всей южнорусской художественной культурой, с ее яркой узорчатостью, что проявилось в народном рязанском костюме, узорном сапожковском ткачестве, михайловском кружеве. Замечательная скопинская керамика — лишь одно из достижений народного искусства рязанских земель.

На Руси существовало несколько школ кружевоплетения. Михайловская, или, как ее еще называли, рязанская (Михайлов – городок Рязанской губернии), была одной из наиболее крупных и самобытных. Здешнее плетение называли «численным» – для него используют от 10 до 60 коклюшек (причем считается, что это – один из простых способов) и нитки красного, желтого, белого, зеленого цветов…

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной научно–методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку художника из г.Рязани Мамедова Имрана Аловсата Оглы «Творю и радуюсь» (живопись), которая является двадцать четвертым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица 2020», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло чуть более 50 работ, созданных автором в разные годы.

Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную тематическую выставку мастера ДПИ из г.Касимова Бауровой Светланы Николаевны «Дуэт» (художественная обработка соломки и горячей эмали), которая является двадцать пятым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица России 2020»,  Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области