Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Предновогодний поздравительный обход домов односельчан, во время которого его участники исполняли специальные песни с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, а те одаривали их за это продуктами или деньгами. «Кликание авсеня», наряду с другими типами обходов, входило в святочный цикл магических церемоний и обрядов, которые должны были обеспечить в наступающем году богатый урожай, приплод скота, здоровье и счастливую жизнь всем жителям селения, а молодёжи – удачное заключение брака.

На изучаемой территории выявлена сохранность практически всех обрядовых действий на святки, характерных для этнической территории русских. Это ритуальный обход дворов с ряженьем и пением поздравительных песен, гадания, святочные молодёжные вечёрки. Местная специфика святочных обрядов проявляется в двух моментах: отсутствии рождественского колядования и специальном рождественском обходе дворов пастухами. 

Все сёла Среднеокской «Кутуковской» традиции находятся на правобережной территории Среднего Поочья в Рязанской области, и охватывают Спасский район и часть сёл Рязанского и Шиловского районов. В рамках Среднеокской традиции выделяется группа сёл (с. Половское, Маньясово, Красильниково, Троица, Фатьяновка, Устрань, Бессоновка, Кутуково, Аргамаково, Исады, Студенец, Красный Яр Спасского района, Гавердово, Пальное Рязанского района и село Муратово Шиловского районов Рязанской области) с общим песенным репертуаром, в центре которой наиболее ярко и полно представлена традиция села Кутуково, поэтому все сёла обозначаются Кутуковской песенной традицией.

Последняя неделя перед Великим постом во многих локальных традициях является средоточием народной празднично-карнавальной жизни. Празднование масленицы в разных селах протекало по-разному, но чаще всего «праздник начинается с воскресенья. В понедельник начинают печь блины, сначала из ржаной муки, с четверга — из пшена. С четверга едят рыбу...». В эту неделю, как правило, не пряли: «На маслину-та аблинимси, три дня ни прядуть-та». К периоду масленицы приурочен целый каскад ярких праздничных церемоний и действ, а также множество как серьезных, так и шуточных обычаев и обрядов, в первую очередь связанных с чествованием молодоженов.

Прибаутки тесно связаны с фольклором взрослых. В них можно найти «осколки» скоморошин, авсеней, лирических песен и т.п. Так, в с. Польное Ялтуново в качестве прибаутки, а при необходимости и колыбельной распевали пародийные припевки, в которые включались также и строчки из собственно детских прибауток.

Прибаутки – один из жанров детского фольклора, обычно это небольшие стихотворные произведения, нередко рифмованные, которыми занимали ребенка на досуге. Они были рассчитаны на детей от полутора-двух лет и старше, активно осваивавших язык взрослых. Иногда «прибаутками» могли называть любые шутливые, озорные приговоры.

«Календарный цикл представляет собой систему обрядов, приуроченных к определённым датам и срокам и объединённых общей аграрной и скотоводческой направленностью совершаемых элементов»[Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. с. 10]

 

Происхождение декоративной керамики Скопина, очевидно, в основе своей органически связано со всей южнорусской художественной культурой, с ее яркой узорчатостью, что проявилось в народном рязанском костюме, узорном сапожковском ткачестве, михайловском кружеве. Замечательная скопинская керамика — лишь одно из достижений народного искусства рязанских земель.

На Руси существовало несколько школ кружевоплетения. Михайловская, или, как ее еще называли, рязанская (Михайлов – городок Рязанской губернии), была одной из наиболее крупных и самобытных. Здешнее плетение называли «численным» – для него используют от 10 до 60 коклюшек (причем считается, что это – один из простых способов) и нитки красного, желтого, белого, зеленого цветов…

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

В соответствии с планом работы ГБУК «Рязанский  областной научно-методический центр народного творчества» проводит  с 14 по 18 октября 2019 года  тематические консультации по вопросам репертуара и отчетности  работы народных   коллективов Рязанской области, по планированию и организации учебы кадров клубных учреждений области на сезон 2019-2020 г.г., областной мониторинг любительских объединений и клубов по интересам

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областного конкурса передвижных клубных учреждений "Автоклуб- 2019"

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области