![]() |
Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
![]() |
Нематериальное культурное наследие Рязанского края
Предновогодний поздравительный обход домов односельчан, во время которого его участники исполняли специальные песни с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, а те одаривали их за это продуктами или деньгами. «Кликание авсеня», наряду с другими типами обходов, входило в святочный цикл магических церемоний и обрядов, которые должны были обеспечить в наступающем году богатый урожай, приплод скота, здоровье и счастливую жизнь всем жителям селения, а молодёжи – удачное заключение брака. На изучаемой территории выявлена сохранность практически всех обрядовых действий на святки, характерных для этнической территории русских. Это ритуальный обход дворов с ряженьем и пением поздравительных песен, гадания, святочные молодёжные вечёрки. Местная специфика святочных обрядов проявляется в двух моментах: отсутствии рождественского колядования и специальном рождественском обходе дворов пастухами. Все сёла Среднеокской «Кутуковской» традиции находятся на правобережной территории Среднего Поочья в Рязанской области, и охватывают Спасский район и часть сёл Рязанского и Шиловского районов. В рамках Среднеокской традиции выделяется группа сёл (с. Половское, Маньясово, Красильниково, Троица, Фатьяновка, Устрань, Бессоновка, Кутуково, Аргамаково, Исады, Студенец, Красный Яр Спасского района, Гавердово, Пальное Рязанского района и село Муратово Шиловского районов Рязанской области) с общим песенным репертуаром, в центре которой наиболее ярко и полно представлена традиция села Кутуково, поэтому все сёла обозначаются Кутуковской песенной традицией. Последняя неделя перед Великим постом во многих локальных традициях является средоточием народной празднично-карнавальной жизни. Празднование масленицы в разных селах протекало по-разному, но чаще всего «праздник начинается с воскресенья. В понедельник начинают печь блины, сначала из ржаной муки, с четверга — из пшена. С четверга едят рыбу...». В эту неделю, как правило, не пряли: «На маслину-та аблинимси, три дня ни прядуть-та». К периоду масленицы приурочен целый каскад ярких праздничных церемоний и действ, а также множество как серьезных, так и шуточных обычаев и обрядов, в первую очередь связанных с чествованием молодоженов. Прибаутки тесно связаны с фольклором взрослых. В них можно найти «осколки» скоморошин, авсеней, лирических песен и т.п. Так, в с. Польное Ялтуново в качестве прибаутки, а при необходимости и колыбельной распевали пародийные припевки, в которые включались также и строчки из собственно детских прибауток. Прибаутки – один из жанров детского фольклора, обычно это небольшие стихотворные произведения, нередко рифмованные, которыми занимали ребенка на досуге. Они были рассчитаны на детей от полутора-двух лет и старше, активно осваивавших язык взрослых. Иногда «прибаутками» могли называть любые шутливые, озорные приговоры. «Календарный цикл представляет собой систему обрядов, приуроченных к определённым датам и срокам и объединённых общей аграрной и скотоводческой направленностью совершаемых элементов»[Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. с. 10]
Происхождение декоративной керамики Скопина, очевидно, в основе своей органически связано со всей южнорусской художественной культурой, с ее яркой узорчатостью, что проявилось в народном рязанском костюме, узорном сапожковском ткачестве, михайловском кружеве. Замечательная скопинская керамика — лишь одно из достижений народного искусства рязанских земель. На Руси существовало несколько школ кружевоплетения. Михайловская, или, как ее еще называли, рязанская (Михайлов – городок Рязанской губернии), была одной из наиболее крупных и самобытных. Здешнее плетение называли «численным» – для него используют от 10 до 60 коклюшек (причем считается, что это – один из простых способов) и нитки красного, желтого, белого, зеленого цветов… |
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятия
Областной научно–методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку художника из г.Рязани Мамедова Имрана Аловсата Оглы «Творю и радуюсь» (живопись), которая является двадцать четвертым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица 2020», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло чуть более 50 работ, созданных автором в разные годы.
Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную тематическую выставку мастера ДПИ из г.Касимова Бауровой Светланы Николаевны «Дуэт» (художественная обработка соломки и горячей эмали), которая является двадцать пятым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины» и проходит в рамках проекта «Рязань – Новогодняя столица России 2020», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |